Новости ФНС

Тот, кто ставит штампик

Повышение зарплат федеральным чиновникам - это отличная новость. Только не надо надеяться, что стоит повысить всем без исключения чиновникам, вплоть до самых мелких, зарплаты, и они немедля перестанут воровать и брать взятки.
Повышение зарплат федеральным чиновникам - это отличная новость. Только не надо надеяться, что стоит повысить всем без исключения чиновникам, вплоть до самых мелких, зарплаты, и они немедля перестанут воровать и брать взятки. Коррупция, вопреки обывательскому мнению, порождается не низкими доходами, а плохими законами и раздутым уровнем государственного контроля - именно они создают возможности для злоупотреблений, а уж желающие воспользоваться такими возможностями найдутся. Для того чтобы в разы снизить коррупцию, нужно писать такие законы, которые возможно исполнять. Для того чтобы законы были понятны и непротиворечивы, желательно также иметь не департамент по утверждению президентских решений, а нормальный законодательный орган, в котором представлены реальные группы интересов. Тогда при попытке протащить очередной благонамеренный закон, создающий - в целях облегчения контроля - ловушку для потенциальных взяткодателей, в Думе своевременно раздавался бы визг потенциальных жертв и попытка проваливалась бы.

Системная проблема, которую могло бы решить повышение зарплат чиновникам, - это не наличие в их рядах коррупционеров, а общее качество этих рядов. Большинство низовых чиновничьих должностей - не те места, на которые люди идут, вдохновленные идеями общественного служения. Можно представить себе хорошего учителя, остающегося на стодолларовом школьном окладе, дабы сеять просвещение. Военного, который честно выполняет свои обязанности, потому что "если не я, то кто же" будет родину защищать. Но представить себе в этой роли налогового инспектора ( "если не я, то кто же завернет эту бухгалтершу, перепутавшую две цифры в отчете") или паспортистку ( "если не я, то кто же поставит штампик в эту справку о прописке") - воображения не хватает. Так что в массе идут за зарплатой; при имеющихся смехотворных окладах за редким исключением честный низовой чиновник - это человек, который на большее претендовать не может.

Человек, способный внимательно разобраться в законодательстве и должностных инструкциях, стоит других денег; в кресле чиновника оказывается тупица, чьи действия на практике регулирует не закон, а та небольшая часть инструкций, в которых он смог разобраться. Вот эта тетка в конторе, которая на позапрошлой неделе объясняла вам, что не может выдать нужную справку, потому что бланков не завезли. Или того хуже, административный садист, который в своей работе ценит не зарплату, а возможность поиграть на нервах посетителей. В результате более или менее вменяемый коррупционер, дающий возможность обойти унизительную тягомотину, оказывается для посетителя наилучшим вариантом. Уберите его - и система встанет.

Повысив в несколько раз зарплату низовым чиновникам, можно было бы перевести коррупцию из предмета демагогической болтовни в категорию тяжелых, но принципиально решаемых проблем. Не потому, что взяточники, получив достойную оплату, просветлятся и перестанут воровать. А потому, что в соседнем кабинете будет сидеть вменяемый человек, который пришел на госслужбу за зарплатой и карьерой. Человек, с которым можно иметь дело. Тогда борьба с коррупцией не будет автоматически приводить к параличу системы.

К сожалению, в реальности новый закон повышает зарплаты как раз не рядовым чиновникам, а только верхушке. Для тех, с кем мы, чертыхаясь, сталкиваемся в повседневной жизни, пока что все остается по-прежнему.

Элла Панеях

Начать дискуссию