Законопроекты

Примаков и Фрадков обменялись идеями

В пятницу председатель правительства Михаил Фрадков отражал натиск председателя Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова.

В пятницу председатель правительства Михаил Фрадков отражал натиск председателя Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова. Премьер отказался повысить подоходный налог, согласился дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых и признался, что не знает, как рассудить металлургов с потребителями их продукции.
Две недели назад Фрадков встречался с активом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В прошлую пятницу его принимало руководство ТПП, председатель которой Евгений Примаков позиционирует свою организацию как защитницу интересов всего бизнеса, а не только крупного, в интересах которого работает, по мнению Примакова, РСПП.
Диалог с правительством председатель ТПП начал в наступательной манере. Сославшись на доклад Всемирного банка, Примаков заявил, что реструктуризации предприятий, развитию малого бизнеса и внедрению высоких технологий мешает монополизация российской экономики, командные высоты в которой захватили 23 крупнейших финансово-промышленных конгломерата. Одним из пагубных последствий монополизации Примаков считает "корпоративное ценообразование". В качестве примера он привел поведение крупнейших металлургических предприятий, резко повысивших цены на свою продукцию. "Это больно бьет по нашему машиностроению, конкурентоспособность которого резко падает: например, экспорт шарикоподшипников сократился [c 2001 г. ] в три раза", - заявил Примаков.
Бороться с бедностью Примаков предложил путем восстановления прогрессивного налогообложения личных доходов. "Такого [плоской шкалы подоходного налога] нет ни в одной стране мира, - убежден Примаков. - Я уверен, что все сидящие за этим столом могли бы платить 20% ".
Но этот рецепт Фрадков отмел сразу: "Менять шкалу в ближайшие планы правительства не входит". Разрыв в доходах между самыми бедными и самыми богатыми гражданами России, по мнению премьера, должен сократиться благодаря повышению производительности труда и росту зарплат после одобренного правительством снижения единого соцналога.
Как быть с ценами на металл, премьер пока не знает. "Слушаешь одну сторону - убедительно, слушаешь другую - не менее, - поделился впечатлениями Фрадков. - Сложно за очевидными корпоративными интересами уловить экономическую сущность вопроса". Премьер отметил, что ему вообще не хватает хороших аналитиков. "Нехватка информации сопровождает мои решения по ключевым вопросам", - пожаловался Фрадков и призвал бизнесменов делегировать в помощь правительству экспертов.
Развивать предложенную ему тему вредности крупного бизнеса Фрадков не стал. "Раньше из диалога выпадали компании второго эшелона, что, конечно, неправильно, и это надо исправлять, - согласился он. - Но я бы не стал противопоставлять друг другу малый, средний и крупный бизнес". Пообещав расширить и "диверсифицировать" общение с деловыми кругами, премьер выразил опасение, что это общение зачастую выливается в защиту корпоративных интересов в ущерб национальным.
Фрадков пообещал взвесить предложение ТПП об отмене возврата налога на добавленную стоимость экспортерам сырья. Правда, уже вечером на брифинге в Белом доме он назвал это предложение "сырым". "Вопрос поставлен излишне смело и недостаточно проработан, - резюмировал премьер. - Попрошу авторов сделать дополнительный анализ".

Начать дискуссию