Бухгалтерия

Госдума и Минфин не нашли общего языка по вопросам налогообложения дивидендов

Депутаты Госдумы и Минфин не нашли общего языка по вопросам налогообложения дивидендов. В начале апреля Минфин выступил с предложением повысить ставку налога на дивиденды с нынешних 6% до 9%. По мысли авторов, нововведение призвано устранить возможность использования дивидендных выплат для минимизации налогов при выплате зарплаты.

Депутаты Госдумы и Минфин не нашли общего языка по вопросам налогообложения дивидендов. В начале апреля Минфин выступил с предложением повысить ставку налога на дивиденды с нынешних 6% до 9%. По мысли авторов, нововведение призвано устранить возможность использования дивидендных выплат для минимизации налогов при выплате зарплаты. Подтверждением популярности схемы, по мнению чиновников Минфина, служит тот факт, что в 2003 г. физические лица заплатили с дивидендов налоги в сумме 20 млрд руб. , в то время как акционеры-юрлица заплатили с дивидендов лишь 4 млрд руб.

Однако эксперты считают, что едва ли есть массовая практика использования дивидендных выплат вместо зарплаты. Кроме того, можно добавить, что разница в объемах выплаченных налогов связана еще и с тем, что физлица, как правило, владеют акциями действительно публичных компаний, которые платят более высокие дивиденды. В то время как через различные ООО осуществляется владение многими де-факто закрытыми компаниями, которые по форме являются ОАО, но никаких дивидендов не выплачивают. Наконец, нельзя забывать и о рекордных выплатах "Сибнефти" и "ЮКОСа", основными получателями которых были акционеры - физические лица.

Со своей стороны, депутаты из комитетов по собственности и кредитным организациям начали подготовку поправок в Налоговый кодекс (НК) , направленных на снижение налогового бремени на ту часть прибыли компаний, которая идет на выплаты дивидендов, с 24% до 15%. Однако платой за это станет усложнение налогового администрирования компаний-плательщиков, так как налог на прибыль за прошлый год, как правило, выплачивается раньше, чем определяется размер дивидендов и сумма прибыли, идущая на их выплату.

Налогообложение - это не только сбор средств в бюджет, но и полноценный инструмент регулирования и стимулирования экономического развития, в том числе за счет инвестиций граждан. Оба эти компонента должны быть уравновешены в новой налоговой системе, которая постепенно формируется в России. Хорошо, что депутаты стремятся компенсировать возможный урон компаниям и акционерам от повышения налога на дивиденды. Но они не идут дальше - например, не задумываются об отмене этого налога, который чувствителен прежде всего для мелких акционеров.

Начать дискуссию