Письмо МНС РФ от 5 марта 2002 г. N БГ-6-10/253

В связи с увеличением роста невыясненных платежей приводятся рекомендации по соблюдению правил указания информации в полях "Плательщик", "Получатель" и "Назначение платежа" расчетных документов. Руководители налоговых органов обязаны взять под личный контроль вопрос обучения налогоплательщиков правильному заполнению платежных поручений на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Структурным подразделениям инспекций поручается проводить дополнительную разЪяснительную работу и обеспечить доведение до каждого налогоплательщика памятки по заполнению платежных документов и заполненных образцов платежных документов с указанием реквизитов счетов для зачисления налогов (сборов) и ИНН налогового органа. К указанной памятке должна быть приложена таблица соответствия ИНН-КПП-КБК-ОКАТО, составленная индивидуально для данного налогоплательщика согласно выданным Свидетельствам и уведомлениям о постановке на учет в налоговом органе.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ


ПљИљСљЬљМљОљ

5 марта 2002 г.N БГ-6-10/253

""

     Учитывая  сложность  переходного  периода   в   развитии   экономики
Российской   Федерации,   главной   задачей       государственных органов
исполнительной  власти  является  обеспечение   стабильного   поступления
доходов в бюджеты всех уровней.
     В целях выполнения этой задачи налоговые  органы  должны  не  только
усилить контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, но и
проводить мероприятия по модернизации налоговых органов.
     В этих целях постановлением Правительства Российской Федерации от 21
декабря  2001  года  N  888  утверждена  федеральная  целевая   программа
"Развитие налоговых  органов  (2002  -  2004  годы)",  в  рамках  которой
осуществляется  совершенствование  информационного  взаимодействия  между
органами федерального казначейства  и  налоговыми  органами  и  внедрение
электронного  документооборота  с  использованием  электронных  платежных
документов (ЭПД).
     Одновременно в целях обеспечения правильности распределения  доходов
между  бюджетами  разных  уровней  органами   федерального   казначейства
совместно   с   налоговыми    органами    осуществляется    переход    на
функционирование Единого казначейского счета (ЕКС).
     Реализации данных  мероприятий  способствует  постепенное  изменение
норм федерального законодательства с его  ориентированием  на  увеличение
роли информации и внедрением в практику электронных форм документов.
     При этом, при выработке конкретных решений для  МНС  России  главным
приоритетом остается, прежде всего, обеспечение полноты  и  своевременной
уплаты налогов и сборов, информационное взаимодействие и сотрудничество с
органами  федерального   казначейства   по   обеспечению   установленного
законодательством порядка распределения  налоговых  платежей  по  уровням
бюджетов (межбюджетного регулирования).
     Выпущенные  в  2001  году  нормативные  документы  МНС   России были
направлены на выполнение главной задачи налоговых органов, а именно:
     Правила указания информации в расчетных документах  на  перечисление
организациями налогов и сборов - совместный приказ МНС России, ГТК России
и Минфина России от 01.10.2001 N БГ-3-10/373/961/80н  по   согласованию с
Банком России 06.09.2001 (зарегистрирован в Минюсте России 05.12.2001,  N
3070);
     Совместное письмо МНС России и  Сбербанка  России  от   10.09.2001 N
ФС-8-10/1199, 04-5198 (согласованное с Минфином России) о  новых  бланках
платежных документов N ПД (налог) и  N  ПД-4сб  (налог)  на  перечисление
физическими лицами  налогов  и  сборов  в  бюджетную  систему  Российской
Федерации через структурные подразделения Сбербанка России.
     МНС России 5 декабря 2001  года  в  письме  N  ФС-6-10/909  поручило
руководителям налоговых органов в целях четкого соблюдения  новых  правил
указания информации в  полях  "Плательщик",  "Получатель"  и  "Назначение
платежа" расчетных документов при перечислении налогов и  сборов  довести
содержание вышеназванного приказа от 01.10.2001 до  налогоплательщиков  и
принять   все   меры   по   проведению   разЪяснительной     работы среди
налогоплательщиков,  а  кроме  того  направило  дополнительные  наглядные
рекомендации для плательщиков.
     Однако итоги первых двух месяцев  текущего  года   свидетельствуют о
недостаточной и неудовлетворительной  работе  управлений  МНС   России по
субЪектам Российской Федерации в указанном направлении, что вызвало  рост
невыясненных платежей.
     Это создает массу проблем и трудностей как для органов  федерального
казначейства,  так  и  для  налоговых  органов,  и     сдерживает процесс
осуществления реформ.
     Неправильное  указание  информации  в  полях  платежных   документов
(прежде всего, в полях "Плательщик", "Получатель" и "Назначение платежа")
не только существенно  увеличивает  суммы  невыясненных  платежей,  но  и
сводит на нет желаемые результаты и эффект, которые  можно  получить  при
переходе на функционирование Единого казначейского  счета  (ЕКС)  Минфина
России  и  электронный  документооборот   между   органами   федерального
казначейства и налоговыми органами.
     А именно:
     увеличение скорости  документооборота  с  одновременным  сокращением
трудоемкости операций по обработке документов;
     обеспечение органами  федерального  казначейства  автоматизированной
обработки платежных  документов  при  распределении  поступающих  доходов
между бюджетами всех уровней в процессе межбюджетного регулирования;
     электронная сортировка платежных документов по отдельным  инспекциям
МНС России;
     автоматизированная разноска информации  из  платежных   документов в
лицевые счета налогоплательщиков в налоговых органах;
     сокращение  сроков  представления  территориальными    финансовыми и
налоговыми органами на окружной и  федеральный  уровень  различного  рода
информации, касающейся  налогов  и  сборов  (в  том  числе  по  отдельным
налогоплательщикам);
     совершенствование единой информационной системы налоговых органов.
     В связи с изложенным, Министерство Российской Федерации по налогам и
сборам  обязывает  руководителей  налоговых  органов  взять  под   личный
контроль  вопрос  обучения  налогоплательщиков   правильному   заполнению
платежных поручений на перечисление налогов и сборов в бюджетную  систему
Российской  Федерации.   Следует   усилить   разЪяснительную   работу   с
налогоплательщиками, поручив соответствующим  структурным  подразделениям
осуществлять указанную работу на постоянной основе.
     1. Для этого необходимо обеспечить:
     регулярное проведение рабочих  совещаний  и  обучающих   семинаров с
налогоплательщиками;
     регулярное  информирование  через   средства   массовой   информации
(газеты, журналы, радио,  телевидение  и  др.)  о  требованиях  налоговых
органов, а также о положительном эффекте осуществляемой работы  для  всех
участников;
     размещение на постоянной  основе  на  официальных  сайтах  налоговых
органов в сети Internet всей открытой информации  по  порядку  заполнения
платежных документов;
     доведение  до  каждого  налогоплательщика  памятки   по   заполнению
платежных  документов  и  заполненных  образцов  платежных   документов с
указанием  реквизитов  счетов  для  зачисления  налогов    (сборов) и ИНН
налогового органа. К указанной  памятке  должна  быть  приложена  таблица
соответствия ИНН-КПП-КБК-ОКАТО, составленная  индивидуально  для  данного
налогоплательщика  согласно  выданным  Свидетельствам  и   уведомлениям о
постановке на учет в налоговом органе;
     проведение совместной работы со всеми  кредитными  организациями  по
обеспечению контроля за  информацией,  указываемой  в   формализованных и
неформализованных полях платежных документов.  Обратить  особое  внимание
банков на контроль за наличием  первых  двух  кодов  в  поле  "Назначение
платежа" КБК и ОКАТО и количеством знаков в  этих  показателях  в  момент
приема документов от налогоплательщика;
     проработать с территориальными учреждениями Сбербанка России  вопрос
о  необходимости  до   оформления   сводных   платежных     документов на
перечисление  средств  на   счета   органов   федерального   казначейства
осуществлять сортировку платежных документов форм N ПД (налог) и N ПД-4сб
(налог) по двум показателям: КБК и  ОКАТО.  Сводное  платежное  поручение
должно  оформляться  отдельно  на  каждую  группу  платежных   документов
физических  лиц,  отсортированных  по  этим  признакам.   Такая   система
оформления отделениями Сбербанка сводных  платежных  документов  позволит
органам федерального казначейства  при  регулировке  поступающих  доходов
направить причитающиеся суммы денежных  средств  соответствующим  местным
бюджетам и  существенно  сократит  количество  невыясненных   платежей по
физическим лицам;
     обеспечить всестороннее содействие органам федерального казначейства
в ежедневном режиме по определению назначения невыясненных платежей.
     2.    Налоговые    органы     обязаны         обеспечить направление
налогоплательщикам - физическим  лицам  налоговых  уведомлений   вместе с
заполненными  бланками  платежных  документов  формы  N  ПД    (налог). В
указанных документах в обязательном порядке  должны  присутствовать  коды
КБК и ОКАТО.
     3. При направлении в органы  федерального  казначейства  уведомления
налогового органа по форме N 21 по  платежам  физических  лиц  необходимо
помимо  номера  квитанции  формы  N  ПД  (налог)  или  N   ПД-4сб (налог)
дополнительно указывать номер  сводного  платежного  поручения  отделения
Сбербанка России, к которому прилагалась данная квитанция.
     4. Не допускается вольная трактовка положений Правил заполнения поля
платежного документа "Назначение платежа", поэтому  МНС  России  повторно
доводит образцы заполнения платежных документов и  обязывает   привести в
соответствие с указанными образцами все рекомендации налоговых органов.
     О принятых мерах доложить в срок до 1 апреля 2002 года.

     Приложение: образцы заполненных платежных поручений с комментариями,
               всего- 11 примеров на 11 листах.

                                                              Г.И.Букаев

                               Пример 1-й
     Уплата  организацией  текущего  платежа  по  налогу  на  добавленную
стоимость за май 2002  года  в  сумме  567  тысяч  рублей  20   копеек на
основании  представленной  в  налоговый  орган  налоговой    декларации N
123-45н/6789 от 10 июня 2002 г.

                               Пример 2-й
     Погашение организацией общей задолженности в федеральный  бюджет  по
налогу на прибыль в сумме 707 тысяч рублей 90 копеек (в т.ч.: недоимка  -
610 тыс.руб. 40 коп., пени - 90 тыс.руб. 20 коп.,  дополнительный  платеж
за пользование бюджетными средствами - 700 руб. 20 коп., штрафы - 6  тыс.
триста руб. 10  коп.)  на  основании  полученного  от  налогового  органа
требования об уплате налога N 234-56н/890 от 5 августа 2002 г.
                               Пример 3-й
     Добровольная уплата организацией денежных средств в  счет  погашения
задолженности по налогу и пени  на  добавленную  стоимость  по  истекшему
налоговому периоду без наличия требования уплаты от налогового  органа  в
сумме 1567 тысяч рублей 20 копеек за декабрь 2001 год.

                               Пример 4-й
     Перечисление  организацией  денежных  средств   в   счет   погашения
рассроченной  задолженности  в  соответствии  с  установленным   графиком
рассрочки (N решения о рассрочки 256/79  от  30  декабря  2001   года) по
налогу и пени на добавленную стоимость  в  сумме  1567  тысяч   рублей 20
копеек.

                               Пример 5-й
     Перечисление  организацией  денежных  средств   в   счет   погашения
отсроченной задолженности по налогу и пени  на  добавленную   стоимость в
сумме 1567 тысяч рублей 20 копеек (N решения  о  предоставлении  отсрочки
256/79 от 30 декабря 2001 года).

                               Пример 6-й
     Перечисление  организацией  денежных  средств   в   счет   погашения
реструктурируемой задолженности в соответствии с  установленным  графиком
реструктуризации (N решения о реструктуризации 256/79 от 30 декабря  2001
года, за второй квартал 2002  года)  по  налогу  и  пени  на  добавленную
стоимость в сумме 1567 тысяч рублей 20 копеек.

                               Пример 7-й
     Перечисление  организацией  денежных  средств   в   счет   погашения
отсроченной задолженности в соответствии с введением внешнего  управления
(N дела рассмотренного арбитражным судом 256/79 от 30 декабря 2001  года)
по налогу и пени на добавленную стоимость в сумме 1567  тысяч  рублей  20
копеек.

                               Пример 8-й
     Перечисление  организацией  денежных  средств   в   счет   погашения
приостановленной к взысканию задолженности  в  соответствии  с  принятием
решения  о  приостановлении  взыскания  (N  решения   о   приостановлении
взыскания - 256/79  от  30  декабря  2001  года)  по  налогу    и пени на
добавленную стоимость в сумме 1567 тысяч рублей 20 копеек.

                               Пример 9-й
     Перечисление  организацией  денежных  средств   в   счет   погашения
задолженности по акту проверки (N акта проверки - 256/79 от 25  мая  2002
года) по налогу на добавленную стоимость в  сумме  567  тысяч   рублей 20
копеек.

                               Пример 10-й
     Перечисление  организацией  денежных  средств   в   счет   погашения
задолженности по исполнительному документу  (N  дела  по  которому  выдан
исполнительный лист - 256/79, дата принятия судебного акта - 25 мая  2002
года) по налогу на добавленную стоимость в  сумме  567  тысяч   рублей 20
копеек.

                               Пример 11-й
     Уплата организацией текущего платежа (авансовый платеж) по налогу на
добычу полезных ископаемых в виде углеродистого  сырья  за  февраль  2002
года в сумме 567 тысяч рублей 20 копеек.


Начать дискуссию