МНС установило новый порог отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших.

По всей видимости, это будет последний нормативный акт МНС в статусе министерства. Преобразованное в налоговую службу, оно больше не сможет выпускать нормативные акты, ограничившись лишь выполнением фискальных функций.

Реформируемое Министерство по налогам и сборам на прощание утвердило новые критерии отнесения предприятий к крупным налогоплательщикам, подлежащим особому налоговому контролю и вниманию. По всей видимости, это будет последний нормативный акт МНС в статусе министерства. Преобразованное в налоговую службу, оно больше не сможет выпускать нормативные акты, ограничившись лишь выполнением фискальных функций. Отменив свой прежний приказ, МНС установило новый порог отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. По сравнению с действующими ныне нормами для некоторых секторов экономики этот порог понижен в 3--20 раз. К примеру, в сфере услуг связи крупными (а значит, "обслуживаемыми" фискалами по особому порядку) компаниями будут называться те, кто имеет начисленных налогов не 1 млрд руб. в год, как сейчас, а 300 млн. Для транспортников порог окажется и того меньше. Крупными сегодня называются перевозчики с объемом налогов 1 млрд руб., а будет -- 50 млн руб. В отличие от старого приказа четко будут определены критерии "крупности" для табачной отрасли и связи. Вводится также и новый, не численный критерий отнесения предприятий к крупным. Если будет установлена взаимозависимость между крупнейшим налогоплательщиком и некой фирмой, "оказывающей влияние на экономические результаты основного вида деятельности" этого плательщика, то и фирма будет проверяться налоговиками самым пристальным образом. Причем критерии, которыми будут руководствоваться налоговики при выборе взаимозависимости компаний, по-прежнему остаются непрозрачными. Компании можно признать взаимозависимыми, если "отношения между этими лицами способны повлиять на результаты сделок". Под такое определение можно подогнать все что угодно. Усиленную работу с крупнейшими плательщиками МНС стало вести еще при прежнем министре. Причем тогда министерство категорически отрицало все домыслы о поступлении ему на то политического или конъюнктурного заказа. Как повторял тогдашний министр Геннадий Букаев, "мировой опыт доказывает, что особое администрирование крупнейших -- это эффективный путь". И уже тогда назывались отрасли, достойные повышенного внимания налоговиков: помимо традиционной нефтянки особое внимание было решено обращать на производство алкогольной продукции. Для максимального охвата теперь введены даже отдельные критерии для производителей пищевого спирта и для производителей технического. Крупнейшие предприятия прикреплены к межрегиональным инспекциям. Если раньше нефтяники стояли на учете в инспекции N1, предприятия газа -- в инспекции N2, то теперь открыты инспекция N4 для энергетиков и N7 для отрасли связи. "Прочесывают" крупнейших налогоплательщиков намного более тщательно. Для каждой отрасли есть методологические разъяснения по проведению проверок на предмет "схемоопасных" предприятий и операций. В борьбе с трансфертными ценами новый приказ устроил небольшую "засаду" для ничего не подозревающих портфельных инвесторов. По словам юрисконсульта департамента налогов и права коллегии адвокатов "ФБК-Право" Николая Фрейтака, "если читать приказ буквально, то портфельные инвесторы, владеющие более чем 20-процентным пакетом завода, также будут признаны крупнейшими, а значит, должны будут сняться с учета в своей инспекции и отправиться в межрегиональную". Как налоговики вычислят портфельного инвестора, если сегодня он владеет акциями, а завтра их продаст, остается загадкой. Поплатиться могут также и управляющие компании, не занимающиеся ни производством, ни торговлей. Если они всего лишь снабжают крупное предприятие персоналом или оказывают ему консультационные услуги, то также попадут под особый учет

Начать дискуссию