Реформируемое Министерство по налогам и сборам на прощание утвердило новые критерии отнесения предприятий к крупным налогоплательщикам, подлежащим особому налоговому контролю и вниманию. По всей видимости, это будет последний нормативный акт МНС в статусе министерства. Преобразованное в налоговую службу, оно больше не сможет выпускать нормативные акты, ограничившись лишь выполнением фискальных функций. Отменив свой прежний приказ, МНС установило новый порог отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. По сравнению с действующими ныне нормами для некоторых секторов экономики этот порог понижен в 3--20 раз. К примеру, в сфере услуг связи крупными (а значит, "обслуживаемыми" фискалами по особому порядку) компаниями будут называться те, кто имеет начисленных налогов не 1 млрд руб. в год, как сейчас, а 300 млн. Для транспортников порог окажется и того меньше. Крупными сегодня называются перевозчики с объемом налогов 1 млрд руб., а будет -- 50 млн руб. В отличие от старого приказа четко будут определены критерии "крупности" для табачной отрасли и связи. Вводится также и новый, не численный критерий отнесения предприятий к крупным. Если будет установлена взаимозависимость между крупнейшим налогоплательщиком и некой фирмой, "оказывающей влияние на экономические результаты основного вида деятельности" этого плательщика, то и фирма будет проверяться налоговиками самым пристальным образом. Причем критерии, которыми будут руководствоваться налоговики при выборе взаимозависимости компаний, по-прежнему остаются непрозрачными. Компании можно признать взаимозависимыми, если "отношения между этими лицами способны повлиять на результаты сделок". Под такое определение можно подогнать все что угодно. Усиленную работу с крупнейшими плательщиками МНС стало вести еще при прежнем министре. Причем тогда министерство категорически отрицало все домыслы о поступлении ему на то политического или конъюнктурного заказа. Как повторял тогдашний министр Геннадий Букаев, "мировой опыт доказывает, что особое администрирование крупнейших -- это эффективный путь". И уже тогда назывались отрасли, достойные повышенного внимания налоговиков: помимо традиционной нефтянки особое внимание было решено обращать на производство алкогольной продукции. Для максимального охвата теперь введены даже отдельные критерии для производителей пищевого спирта и для производителей технического. Крупнейшие предприятия прикреплены к межрегиональным инспекциям. Если раньше нефтяники стояли на учете в инспекции N1, предприятия газа -- в инспекции N2, то теперь открыты инспекция N4 для энергетиков и N7 для отрасли связи. "Прочесывают" крупнейших налогоплательщиков намного более тщательно. Для каждой отрасли есть методологические разъяснения по проведению проверок на предмет "схемоопасных" предприятий и операций. В борьбе с трансфертными ценами новый приказ устроил небольшую "засаду" для ничего не подозревающих портфельных инвесторов. По словам юрисконсульта департамента налогов и права коллегии адвокатов "ФБК-Право" Николая Фрейтака, "если читать приказ буквально, то портфельные инвесторы, владеющие более чем 20-процентным пакетом завода, также будут признаны крупнейшими, а значит, должны будут сняться с учета в своей инспекции и отправиться в межрегиональную". Как налоговики вычислят портфельного инвестора, если сегодня он владеет акциями, а завтра их продаст, остается загадкой. Поплатиться могут также и управляющие компании, не занимающиеся ни производством, ни торговлей. Если они всего лишь снабжают крупное предприятие персоналом или оказывают ему консультационные услуги, то также попадут под особый учет
МНС установило новый порог отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших.
По всей видимости, это будет последний нормативный акт МНС в статусе министерства. Преобразованное в налоговую службу, оно больше не сможет выпускать нормативные акты, ограничившись лишь выполнением фискальных функций.
Начать дискуссию