Допускается ли при восстановлении бухучета формировать Отчеты комиссионера за 36 мес

На протяжении 3,5 лет бухгалтеры двух компаний (комитента и комиссионера) не формировали Отчеты комиссионера. Расчеты проходили как будто бы по договору поставки. Допускается ли при восстановлении бухучета сформировать и провести Отчеты комиссионера за 36 мес. Не будет ли это выглядеть подлогом документов? Будет подана уточненная налоговая декларация. Обе стороны согласны подписать все документы. Какова вероятность, что налоговики будут это оспаривать. Комитент и комиссионер братья, каждый ведет свой бизнес самостоятельно.

  • Александр Заворин

    Приветствуем вас, Елена!

    Спасибо большое за интересный вопрос.

    «Подлогом документов» не могут вам предъявить, это вообще уголовная терминология, а у нас пока ФНС. Но вот вопросы ФНС, конечно, будет задавать, тем более тут 2 из «любимых» факторов: взаимозависимость (ст. 105.1 НК РФ), т.к. братья; любые посреднические договоры (комиссия, агентский, поручения) дня многих инспекторов ФНС как «красная тряпка».

    Но нужно учитывать, что у вас отчеты комиссионера - это певичка, а для ее проверки нужно будет выездную проверку проводить. Если у вас небольшие обороты, нет НДС, то, скорей всего, ничего не будет, т.к. ФНС всегда считает затраты на выездную проверку, если затраты на проверку выше, чем доплачиваемые налоги, пени и штрафы, то проверка не проводится.

    В любом случае, конечно, лучше исправить, но тут есть варианты. Поставка и комиссия - очень разные взаимоотношения, тут, конечно, нужно провести работу с братьями, т.к. их с высокой вероятностью могут вызвать на допрос в ФНС, если будет конфликт, а там нужно четко оперировать терминами: «комитент», «комиссионер», «отчет комиссионера», чтобы ФНС не могла заподозрить фиктивность (мнимость, ст. 170 ГК РФ) договора.

    Важно также понимать, выплачивалась ли вознаграждение комиссионера. Если нет, то лучше сделать по договору сразу один отчет сейчас и выставить претензии по договору, так сложно будет обвинить в том, что документы делались задним числом и т.д. Но все эти риски нужно считать и оценивать. Какие были объемы, как платежи делались, если товар, то какой там транспорт, могут и водителей сейчас вызвать налоговики, если увидят большие возможности. Т.е. нужно понимать много специфики, чтобы вам дать совет: у вас товар или услуги, подряд, у вас офисы одно помещение или разные, один бухгалтер или у каждого свой, один IP-адрес или нет.

    Также рекомендуется учесть срок давности, все-таки 3,5 года, а у нас в праве и у ФНС срок давности 3 года.

    Если сложно все это будет делать и корректировать, то рекомендуем расторгнуть там тот договор комиссии 3 года назад и вместо него заключить договор поставки, т.к. стороны итак себя вели в рамках такого договора, это, кстати, ближе к восстановлению учета.

Эта и еще 4 300 консультаций от экспертов на различные темы доступны по 

Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:

20+
Задать свой вопрос ⚡ Отвечаем за 1-3 часа