Передача прав на работу под товарным знаком
Добрый день! Организация имеет товарный знак. Может ли она передать право другой организации работать под ее товарным знаком? Если да, то как это пошагово документально оформить?
Эксперт:
Рубрика:
Интеллектуальные права
Эта и еще 6 276 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Приветствуем вас!
Предоставить право использовать товарный знак (ТЗ), например, в рекламе правообладатель может по лицензионному договору или в составе комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027, п. 1 ст. 1489 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ не исключает право правообладателя выразить согласие на использование товарного знака другим лицом и иным образом. В судебной практике есть позиция, согласно которой законодательство не ограничивает правообладателя в возможности распоряжаться своим исключительным правом путем представления другому лицу простого согласия на использование товарного знака без государственной регистрации предоставления права на его использование (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.04.2016 № С01-230/2016). Это значит, что, например, согласие на использование товарного знака в том числе в рекламе может быть дано правообладателем обычном письмом.
Т.е. алгоритмы сильно отличаются.
Первый способ - это заключение лицензионного договора (ст.ст. 1235, 1489 ГК РФ), по сути это договор "аренды" ТЗ, причем пользователь ТЗ должен выплнять все условия использования ТЗ согласно лицензионного договора. Этот договор по сути ничего не требует, т.е. он просто заключается и подписывается 2-я сторонами.
Есть второй способ - заключить договор торговой концессии (гл. 54 ГК РФ), такие договоры немного шире, чем обычный лицензионный договор и они подлежат государственной регистрации в Роспатенте (ч. 2 1028 ГК РФ). То есть тут могут передаваться не только права на использования ТЗ, но и какие-то технологии, оборудование.
Второй способ обычно выбирают, когда очень много пользователей ТЗ, нужна хорошая защита, наиболее близко этот договор приближен в западной практике к франчайзинговому договору.
Сразу оговоримся, что никаких "типовых форм" договоров и документов нет в этой сфере, т.к. тут гиганское многобразие, лучше составлять догвор именно под владельца ТЗ, товара или услуги, которые будут продвигаться, а не брать "типовое" решение, т.к. это может привести к непредвиденным последствиям.
Вам точно потребуется юрист на постоянную работу, т.к. обычно эти договоры многостраничные и много приложений к ним, а также много нюансов, кроме того, могут потребоваться подавать в суды, чтобы защитить свои права.