передача ТМЦ на СВО
Добрый день!
Директор ООО решил оказать благотворительную помощь на СВО.
Был оплачен "Подавитель БПЛА". Поставщик дал нам товарную накладную, а товар самостоятельно доставил в одно из подразделений на СВО.
От этого подразделения было получено только адресное (на ООО «...») видео бойцов с благодарностью.
Больше нет документальных подтверждений, что наше ООО осуществило передачу оборудования.
Каков бух / нал учет у нашего ООО по данной операции?
Есть ли нюансы налогообложения (НДС, налог на прибыль) в доходной и расходной части?
Эксперт:
Эта и еще 7 878 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Здравствуйте.
В бухгалтерском учете затраты на приобретение указанного в вопросе имущества относятся на прочие расходы организации без предварительного отражения в качестве запасов.
Норм, предусматривающих признание в расходах для целей налогообложения передачу имущества воинским частям, НК РФ не установлено. В целях налогового учета стоимость ТМЦ, которые организация закупает в целях их дальнейшей безвозмездной передачи, а также расходы, непосредственно связанные с такой передачей (доставка, транспортировка), не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
При передаче в воинскую часть объекта обложения НДС не возникает. НДС, ранее принятый к вычету по этому основному средству, подлежит восстановлению.
Вместе с тем существуют льготы при передаче имущества физическим лицам, участвующим в СВО.
Обоснование:
Бухгалтерский учет
Организация не лишена возможности приобрести и безвозмездно передать имущество для нужд СВО (п. 1 ст. 572, ст. 574, 582 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности").
При этом под фактом хозяйственной жизни понимаются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ)
Определения и признаки объектов бухгалтерского учета (в том числе активов, доходов и расходов), порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и их списания в бухгалтерском учете устанавливают федеральные стандарты бухгалтерского учета (п. 1 части 3 ст. 21, ст. 5 Закона N 402-ФЗ).
Активами (вне зависимости от материально-вещественной формы) считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию (п. 7.2, п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997)).
Требования к формированию в бухгалтерском учете информации о запасах организаций установлены ФСБУ 5/2019 "Запасы". Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение периода не более 12 месяцев (в частности, материалы, товары для продажи, готовая продукция и проч.). При этом одним из условий признания запасов также является получение организацией в будущем экономических выгод в связи с приобретением или созданием запасов (пп. 3-5 ФСБУ 5/2019).
Таким образом, ТМЦ, изначально приобретаемые для безвозмездной передачи субъектам для целей СВО, не могут рассматриваться в качестве активов организации и учитываться в составе запасов (материалов, товаров).
Затраты на приобретение такого имущества признаются в бухгалтерском учете в качестве прочих расходов в периоде их осуществления (п. 12, пп. 15-19 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Если между приобретением рассматриваемых ТМЦ и их передачей на цели СВО имеется временной разрыв, то с целью обеспечения контроля за сохранностью такого имущества до момента перехода права собственности к получателю можно организовать их учет на отдельном забалансовом счете, например 013.
При этом организация может произвести следующие записи по счетам учета:
Дебет 60 (76) Кредит 51
- произведена оплата поставщику за приобретаемое имущество;
Дебет 91 Кредит 60 (76)
- получены ТМЦ, предназначенные для передачи в зону СВО;
Дебет 013
- стоимость имущества, предназначенного для безвозмездной передачи, отражена на забалансовом счете;
Кредит 013
- стоимость переданного в зону СВО имущества списана с забалансового счета.
Налог на прибыль
Передача имущества военной части
Операция по безвозмездной передаче права собственности на имущество (работы, услуги) для целей исчисления налога на прибыль не признается операцией по реализации (п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39 НК РФ), что исключает необходимость признания передающей стороной соответствующего дохода от реализации в налоговом учете. Поскольку в связи с безвозмездной передачей у организации не возникает какой-либо экономической выгоды (п. 1 ст. 41 НК РФ), организация не должна признавать в налоговом учете и внереализационный доход.
В п. 16 ст. 270 НК РФ установлен прямой запрет на признание при расчете налоговой базы по налогу на прибыль расходов в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, за исключением случаев, предусмотренных главой 25 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 03.08.2022 N 03-07-11/74909, от 17.12.2021 N 03-03-06/1/103267, от 12.02.2020 N 03-03-06/1/9419, от 27.12.2019 N 03-03-07/102491, от 04.04.2018 N 03-03-06/1/21862).
Расходы на приобретение и безвозмездную передачу имущества передающая организация не вправе учесть при расчете налогооблагаемой прибыли (если только оно не передано в целях подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ, подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, а именно когда оно передается учреждению, деятельность которого подпадает под вышеуказанные нормы) (смотрите письма Минфина России от 21.09.2020 N 03-07-07/82568, от 27.08.2020 N 03-03-07/75251).
Норм, предусматривающих признание в расходах для целей налогообложения передачу имущества воинским частям, НК РФ не установлено. Соответственно, в рассматриваемой ситуации стоимость ТМЦ, которые организация закупает в целях их дальнейшей безвозмездной передачи, а также расходы, непосредственно связанные с такой передачей (доставка, транспортировка), не учитываются в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций
Отметим также, что в отношении учета в расходах сумм пожертвований в письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42 разъяснено, что в соответствии с принципами признания расходов, предусмотренными п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях налогообложения прибыли не учитываются средства, расходование которых не связано с осуществлением направленной на получение дохода деятельности организации. Минфин сообщил, что, рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено прежде всего на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, осуществляя благотворительную деятельность и производя дарение, решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.
НДС
В целях исчисления НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией и является объектом налогообложения НДС (п. 1 ст. 39 НК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база при безвозмездной передаче товаров определяется исходя из рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).
При этом суммы НДС, принятые к вычету при приобретении товаров, которые впоследствии передаются безвозмездно, восстановлению не подлежат.
Так как при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) факт оплаты (частичной оплаты) отсутствует, то в таких случаях налоговая база по НДС всегда определяется в день отгрузки (передачи) товаров (п. 1 ст. 167 НК РФ).
Налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, обязан составить счет-фактуру, вести книгу покупок и книгу продаж в соответствии с пп. 3 и 3.1 ст. 169 НК РФ, а также с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Налог начисляется с рыночной стоимости товаров, в качестве которой может выступать стоимость их покупки, указанная в первичных учетных документах поставщика (письмо Минфина России от 04.10.2012 N 03-07-11/402).
На основании п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (в том числе на безвозмездной основе) счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах. В нем целесообразно (но не обязательно) делать пометку "Безвозмездная передача". Напомним, что указание в счете-фактуре любой дополнительной информации законодательно не запрещено (смотрите, например, письма Минфина России от 28.07.2021 N 03-07-09/60435, от 17.12.2018 N 03-07-11/91580, от 26.02.2016 N 03-07-09/10933, от 26.08.2015 N 03-07-11/49125, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15094@, УФНС России по г. Москве от 21.04.2017 N 16-15/058330, смотрите также Энциклопедию решений. Счет-фактура при безвозмездной передаче).
Однако согласно подп. 3 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по передаче имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Одновременно оно выступает органом управления Вооруженными Силами РФ. В структуру Минобороны входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Согласно п. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" воинская часть Вооруженных Сил РФ как юридическое лицо создается в форме федерального казенного учреждения.
Из п. 2 ст. 13, п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пп. 1, 2 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ следует, что казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
Соответственно, в случае, если тмц будет передаваться в воинскую часть на осуществление ее основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, данные операции не будут признаваться объектом налогообложения НДС и, соответственно, облагаться данным налогом. При этом нужно учитывать, что передача некоммерческой организации имущества для использования одновременно при осуществлении как основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, так и предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению НДС (письмо Минфина России от 20.04.2016 N 03-11-06/2/25405).
Вывод о том, что подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ распространяется на операции по передаче имущества в воинскую часть, косвенно подтверждается письмом Минфина от 13.03.2023 N 03-13-07/20681.
Перечня документов, необходимых для применения подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ, законом не установлено. Соответствующих официальных разъяснений и материалов судебной практики нами не обнаружено.
Из буквального толкования приведенной нормы, на наш взгляд, следует, что для ее применения организации в данном случае достаточно документально подтвердить статус получателя (воинская часть) и цель передачи имущества (на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью). При этом считаем, что передача тмц на осуществление основной уставной деятельности должна быть непосредственно прописана в договоре. Статус получателя будет подтверждаться договором о передаче тмц, в котором возможно предусмотреть и их целевое использование (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Кроме того, не подлежит обложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 27.07.2020 N 03-03-07/65327). Однако для применения освобождения от обложения НДС должны быть соблюдены требования, предусмотренные ст. 2 и 5 Закона N 135-ФЗ (смотрите письма МНС РФ от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15, УФНС России по Московской области от 14.09.2006 N 21-22-И/1096). Однако, как видно из формулировки подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, его положения не применяются при передаче подакцизных товаров.
При этом следует учитывать, что возникает вопрос о восстановлении НДС (смотрите письмо Минфина России от 22.05.2018 N 03-07-11/34269 и письмо Минфина России от 26.05.2021 N 03-07-11/40487). Отметим также, что поскольку тмц не эксплуатировались в организации, то есть не использовались в НДС облагаемой деятельности, может возникнуть спор о правомерности заявления к вычету НДС при их приобретении (письмо Минфина России от 29.03.2012 N 03-03-06/1/163).
Документальное оформление
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Документами, являющимися основанием для отражения операции по выбытию тмц средств при их безвозмездной передаче, служат:
- договор (контракт) о безвозмездной передаче объектов основных средств;
- акт о приеме-передаче тмц. (Акт передачи, "подписанный" видеообращением, так же будет являться доказательством передачи ТМЦ)
Для разработки собственных первичных документов можно использовать унифицированные формы. В нем целесообразно делать пометку "Безвозмездная передача".
ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96 (далее - Письмо)). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов. Перечень операций, для оформления которых может быть использована форма, УПД установлен в таблице Приложения 2 к Письму.
Нормативными документами не предусмотрено, по какой цене нужно отражать безвозмездную передачу имущества (рыночная, остаточная, нулевая и т.д.). Исходя из п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, обязательным реквизитом первичного учетного документа является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Как следует из буквального прочтения приведенной нормы, при отражении в первичном учетном документе величины натурального измерения факта хозяйственной жизни допускается неотражение величины его денежного измерения.
Передача имущества физическим лицам, участвующим в специальной военной операции
С 21.11.2022 п. 1 ст. 265 НК РФ дополнен подпунктом 19.12, согласно которому с 01.01.2022 для целей налогообложения прибыли могут быть учтены внереализационные расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, указанных в п. 93 ст. 217 НК РФ (смотрите письмо ФНС России от 20.01.2023 N СД-3-3/685@).
Напомним, что в соответствии с п. 93 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ доходы в виде денежных средств и (или) иного имущества, безвозмездно полученных лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ или проходящими военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключившими контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ), и (или) налогоплательщиками, являющимися членами семей указанных лиц, при условии, что такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации указанных лиц и (или) с заключенными указанными лицами контрактами. Освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств и (или) иного имущества распространяется также на лиц, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту или находящихся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии РФ, воинских формированиях и органах, указанных в п. 6 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", и (или) на налогоплательщиков, являющихся членами семей указанных лиц, при условии, что такие доходы получены в связи с участием указанных лиц, проходящих военную службу (службу), в специальной военной операции.
Из взаимосвязанных положений п. 93 ст. 217 НК РФ следует, что освобождение от налогообложения применяется в отношении лиц:
- призванных на военную службу по мобилизации;
- проходящих военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ);
- являющихся членами семей указанных выше граждан.
Таким образом, под действие подп. 19.12 п. 1 ст. 265 НК РФ подпадают расходы в виде имущества, безвозмездно переданного участникам специальной военной операции или членам их семей в связи с участием первых в СВО (смотрите также письмо Минфина России от 22.05.2023 N 03-07-15/46499).
Применение данной нормы не зависит от наличия трудовых отношений у налогоплательщика с указанными физическими лицами (смотрите письма Минфина России от 16.08.2023 N 03-03-06/1/77292, от 15.05.2023 N 03-03-06/1/43796).
Дополнительно отметим, что операции по передаче физическому лицу имущества в связи с участием в СВО не облагаются НДС. С 21.11.2022 Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен подпунктом 40, согласно которому с 01.01.2022 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ имущества физическому лицу, доходы от получения которого данного физического лица подлежат освобождению от налогообложения НДФЛ в соответствии с п. 93 ст. 217 НК РФ.
Документами, подтверждающими правомерность применения освобождения от НДС при безвозмездной передаче имущества физическим лицам, призванным на военную службу по мобилизации в ВС РФ, а также учета в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов в виде такого имущества, могут быть любые документы, подтверждающие безвозмездную передачу имущества указанным физическим лицам и соответствующие требованиям действующего законодательства (письмо Минфина России от 22.05.2023 N 03-07-15/46499).
Спасибо за ответ!