Расчет ППА после потери права на упрощ.способу БУ
Добрый день. Организация субъект МСП. Заключен договор аренды земли ,срок договора 14.06.22-13.06.25. Ежегодная сумма аренды 68 284,71. В декабре 2024 года организация выпустила облигации и попала за 2024 год под обязательный аудит. Значит теряем право на упрощенные способы бухучета. Надо ли пересчитать арендные обязательства по этому договору как ППА? С какого периода? Как это правильно сделать?
Эксперты:
Эта и еще 7 717 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Добрый день.
Если организация попала под обязательный аудит за 2024г., то она не выполняет условия для представления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2024год. Отчетность составляется на основании бухгалтерского учета. Если бухучет в 2024 году ведется упрощенным способом, то не может быть получена полноценная (без упрощений) отчетность. Поэтому для формирования полноценной бухгалтерской отчетности по итогам 2024 года организация не вправе применять упрощенный бухгалтерский учет с самого начала 2024 года. Нужно внести изменение в учетную политику на 2024 год с учетом требований, установленных всеми ФСБУ.
В соответствии с пунктом 11 ФСБУ 25/2018 арендатор вправе применять упрощенный способ учета аренды в любом из следующих случаев:
1) арендатор вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
2) срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
3) рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб.
если при этом одновременно выполняются три условия (п. 12 ФСБУ 25):
- договор не предусматривает переход к нему права собственности на арендованный объект;
- исходя из условий договора, отсутствует возможность выкупа объекта по цене значительно ниже справедливой стоимости;
- не предполагается передача арендованного объекта в субаренду.
В Вашей ситуации условия о сроке аренды и праве на упрощенный бухучет не выполняются. Но может быть, выполняется условие о стоимости предмета аренды? Важен не размер арендной платы, а рыночная стоимость данного земельного участка. Если она меньше 300тыс.руб., то организация может в бухучете не формировать обязательство по аренде и ППА, а по-прежнему относить на затраты арендные платежи.
Если рыночная стоимость аналогичного земельного участка превышает 300тыс.руб., то организация должна вести учет аренды основным способом, установленным ФСБУ 25/2018, то есть признать в бухучете обязательство по аренде и ППА.
Нормами бухгалтерского законодательства не установлено специального порядка перехода с упрощенных способов ведения бухгалтерского учета на общий порядок. В связи с этим возможны несколько подходов к данной ситуации. Какой вариант выбрать, организация должна решить самостоятельно с учетом их трудоемкости, а также существенности влияния изменений учетной политики на бухгалтерскую отчетность (и соответственно, возможных претензий со стороны аудиторов).
Вариант 1. Утрата права на упрощенный бухучет означает изменение учетной политики. Последствия изменения учетной политики, вызванные причинами, отличными от изменений законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности или движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно (п. 15 ПБУ 1/2008). Поэтому если отказ от упрощенного бухгалтерского учета приводит к существенным изменениям в бухгалтерской отчетности, в отчетности за нужно привести соответствующие показатели (в балансе – на 31.12 за два предшествующих года, в отчете о финансовых результатах - за предшествующий год), то есть как если бы в предшествующие годы организация в полной мере (без упрощений) применяла все новые ФСБУ.
При выборе этого варианта замечаний со стороны аудиторов однозначно не будет.
Вариант 2. П.50 ФСБУ 25/2018 предусматривает возможность «альтернативного» перехода на правила данного стандарта: «Вместо ретроспективного пересчета, предусмотренного пунктом 49 настоящего Стандарта, арендатор может по каждому договору аренды единовременно признать на конец года, предшествующего году, начиная с которого применяется настоящий Стандарт, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль. При этом ретроспективное влияние на какие-либо другие объекты бухгалтерского учета не признается, сравнительные данные за год, предшествующий году, начиная с которого применяется настоящий стандарт, не пересчитываются.»
Поскольку в ФСБУ 25/2018 не говорится, что это положение касается перехода на новые правила только 2022 года, то можно считать, что оно касается любого периода, начиная с которого организация применяет данный стандарт.
При утрате права на упрощенный бухучет с 2024г. в качестве «межотчетного периода» для перехода к признанию обязательства по аренде и ППА можно считать период 31.12.2023-01.01.2024г. и проводить все необходимые пересчеты по правилам пункта 50 ФСБУ 25/2018 на эту дату.
В качестве дополнительного обоснования данного подхода организация может ссылаться на нерациональность полной ретроспективы для изменения учетной политики по всем ФСБУ, так как это требует восстановления полноценного бухучета за прошедшие годы, когда законно применялся упрощенный бухучет. Но применимость критерия рациональности нужно оценивать с учетом существенности или несущественности изменений в отчетности в случае применения ретроспективного пересчета или его отсутствии.
Вариант 3. Если какая-либо ситуация в российских нормативных актах по бухучету не урегулирована, то следует руководствоваться международными стандартами финансовой отчетности (пп. "а" п. 7.1 ПБУ 1/2008). Аналогичный российским стандартам МСФО (IFRS) 16 "Аренда" не предусматривают никаких упрощений для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Поэтому нет в нем и правил для случая, когда организация утрачивает право на упрощенный учет.
Но существует отдельный международный стандарт для малого и среднего бизнеса (The IFRS for SMEs Accounting Standard), который содержит упрощенные требования к учету и отчетности по сравнению с полными стандартами МСФО. Порядок перехода таких компаний на полные стандарты МСФО в случае утраты статуса малого и среднего бизнеса установлен МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО". В общем случае в этой ситуации полные стандарты МСФО необходимо применять, "с начала самого раннего периода, за который организация представляет полную сравнительную информацию согласно МСФО в своей первой финансовой отчетности по МСФО". То есть фактически требуется ретроспективное представление информации за весь прошедший период. При этом МСФО (IFRS) 1 содержит некоторые специальные переходные положения (исключения), в т.ч. для договоров аренды, аналогичные положениям п. 50 ФСБУ 25/2018 (условно-ретроспективный, или «альтернативный» переход).
Таким образом, если воспользоваться МСФО (IFRS) 1, то организация, утратившая право на упрощенный бухучет с 2024 года, должна применять российские стандарты без упрощенного порядка, начиная с отчетности за 2024 год.
Никаких исправительных проводок за предшествующие годы делать не нужно, утвержденная отчетность не корректируется. Но в отчетности за 2024 год необходимо привести сопоставимые показатели за предшествующие годы (в балансе – на 31.12.2022 и 31.12 2023, в ОФР – за 2023 год), как если бы переход к полному (не упрощенному) учету аренды по ФСБУ 25/2018 состоялся в межотчетный период 31.12.2021-01.01.2022г.
спасибо за такой развернутый ответ!