Списание НМА созданного собственными силами
ИТ компания создала собственными силами программу (далее НМА) для организации ведения внутреннего учета
расходов на создание программных продуктов.
В связи с тем, что до вступления в силу ФСБУЦ 14/2022 отсутствовала возможность модернизации
НМА, каждая версия НМА учитывалась в составе НМА в качестве отдельного объекта, на текущий момент первые версии
НМА устарели, перестали быть актуальными и больше не используются в административно-хозяйственной деятельности,
Просим дать рекомендации по правильному оформлению списания или обесценения данного НМА а именно:
Документальное оформление списания/обесценения в связи с моральным износом/утратой актуальности;
Проводки по отражению этой операции в бухгалтерском и налоговом учете.
Эксперт:
Эта и еще 7 379 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Добрый день.
Обесценение НМА проводится, если использование объекта еще возможно, но с меньшими экономическими выгодами (меньшей эффективностью).
Если старые версии программы больше не используются и планов по их дальнейшему использованию нет, то данные НМА нужно списать (п. 45 ФСБУ 14).
Нормативно установленных документов, которыми следует оформлять списание НМА, нет. Исходя из Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ и ПБУ 1/2008, выбор вида и формы первичного учетного документа, которым оформляется факт хозяйственной жизни, осуществляется организацией самостоятельно. А подтверждением данных налогового учета также являются первичные учетные документы, соответствующие требованиям российского законодательства (ст. 252, ст. 313 НК РФ).
Поэтому важно, чтобы списание НМА было обосновано (в частности, моральным старением объекта, невозможностью его использовать), а первичный документ, которым оформляется данная операция, содержал все обязательные реквизиты, установленные статьей 9 закона «О бухгалтерском учете».
Решение о списании НМА может быть принято инвентаризационной комиссией при проведении инвентаризации, которая обязательна при подготовке к годовой бухгалтерской отчетности.
Если решение о списании не связано с инвентаризацией, то может быть создана специальная комиссия.
В акте комиссии должны быть указаны: первоначальная стоимость списываемого НМА, сумма начисленной за время эксплуатации амортизации, балансовая (остаточная) стоимость объекта, причины, по которым объект списывается с бухгалтерского и налогового учета, и другие данные, касающиеся списываемого НМА. Акт о списании объекта НМА может быть разработан на основании унифицированной формы акта о списании объекта основных средств N ОС-
На основании решения комиссии оформляется распоряжение руководителя о списании объекта в связи с его моральным износом и отсутствием возможности дальнейшего использования.
В бухгалтерском учете списание НМА отражается проводками:
Д 05 К 04 — списана начисленная амортизация НМА
Д 91.2 К 04 — списана балансовая стоимость НМА
В налоговом учете остаточная стоимость НМА (если объект не полностью самортизирован) включается на дату списания во внереализационные расходы (пп. 8 п. 1 ст. 265, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Убыток от списания НМА отражается в Декларации по налогу на прибыль в Листе 02 Приложение N 2 по строке 204 «Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, на списание НМА».