Транспортно-экспедиционный услуги Китай-РФ
Здравствуйте. ООО (организация А - Экспедитор) находится на ОСН заключил договор с другой организацией (организация Б) на транспортно-экспедиционные услуги, а именно перегон и растаможка спецтехники с Китая в РФ на сумму 200 000 руб., в свою очередь организация А заключила контракт с китайской организацией на те же самые услуги на 11000 юаней.
Вопрос: какие документы нужно подготовить для реализации данной сделки с “А” и “Б”/ “А” и “китайская компания”? Будет ли организация А являться налоговым агентом по НДС при сделки на 11 000 юаней с китайской компанией, если да то как это нужно провести в бух.учете?
Эксперт:
Эта и еще 7 166 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Добрый день.
НДС:
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
Так, на основании положений подпункта 4.1 пункта 1 и подпункта 5 пункта 1.1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, оказываемых иностранными организациями между пунктами отправления и назначения, один из которых находится за пределами территории Российской Федерации, а другой - в Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается.
Таким образом, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах, по договору с российской организацией в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается. Соответственно, российская организация, приобретающая данные услуги, не является налоговым агентом, обязанным исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в российский бюджет по этим услугам. (Письмо Минфина России от 20.01.2022 N 03-07-08/3050).
Налог на прибыль (вы не спрашивали, но я отмечу)
Доходы иностранной организации от оказания услуг транспортной экспедиции не поименованы в п. 1 ст. 309 НК РФ. Поэтому эти доходы не облагаются налогом на прибыль в РФ, если их оказание не приводит к образованию постоянного представительства в РФ. В последнем случае налогоплательщиком будет само постоянное представительство иностранной организации. (Письмо Минфина РФ от 28.04.2021 N 03-08-05/32703).
Запрашивать у иностранной организации, оказавшей вам экспедиторские услуги, подтверждения, предусмотренные ст. 312 НК РФ, не нужно (Письмо Минфина России от 22.05.2020 N 03-08-05/42887).
В части документального оформления.
Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - оказания услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей, иных услуг, связанных с перевозкой грузов, регулируется главой 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
В п. 1 ст. 801 ГК РФ определен примерный перечень услуг, которые могут оказываться по договору транспортной экспедиции. При этом одни из них относятся к числу основных, другие являются дополнительными. К основным относятся услуги, связанные с отправкой и получением груза. Дополнительными считаются услуги по совершению предшествующих или последующих действий, без которых невозможно осуществление и завершение перевозочного процесса (услуги по документальному оформлению грузов, в частности выполнению таможенных формальностей, погрузке и выгрузке грузов, уплате необходимых расходов, хранению груза и т.п.).
При этом неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, а именно поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (пункты 5, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности"), оформленные по установленным формам, которые утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 N 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов".
Учитывая изложенное, в целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ необходимо наличие экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. (Письма Минфина России от 18.01.2022 N 03-03-06/1/2121, N 03-03-06/1/2126).
Между тем, по взаимоотношениям с иностранным экспедитором следует учесть преимущественное право использования норм международного права. а соответственно и документооборота в рамках обычае делового общения.
Таким образом по взаимоотношениям с китайским экспедитором обоснованными документами будут те документы, которые как правило оформляются при международной экспедиции между сторонами.
По практике применения таких вопросов следует отметить следующее:
Практика показывает, что у заказчиков услуг по международной перевозке грузов порой возникают проблемы с подтверждающими расходы документами. Решать их иногда приходится в судебном порядке, как это было сделано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 N 09АП-47523/2013. В нем сказано, что транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет как сам исполнитель (перевозчик), так и экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка. При этом перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами РФ.
Типовая форма международной транспортной накладной (CMR) утверждена Конвенцией "О договоре международной дорожной перевозки грузов" от 19.05.1956. Этот документ подтверждает наличие международного договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов и служит основанием для получения выручки по международному договору перевозки. Согласно названной Конвенции международная накладная CMR применяется в случаях, когда место принятия к перевозке груза и место сдачи груза находятся на территории двух различных стран.
В рассматриваемом деле суду были представлены накладные CMR, оформленные на иностранном языке без соответствующего перевода на русский язык. При этом накладные заполнялись в целях контроля за перевозкой товара в соответствии с условиями заключенного между ними договора транспортной экспедиции, согласно которому предусмотрено направление заявок, являющихся заданием заказчика на выполнение работ, связанных с транспортировкой груза. То есть в данной ситуации наличие накладной не являлось обязательным элементом исполнения договора транспортировки. А значит, факт оказания транспортных услуг подтверждается документами, оформляемыми в России, к которым по возможности прикладываются копии или оригиналы накладных CMR. По условиям договора перевод документа на русский язык не требуется для подтверждения факта оказания услуг.
Остается добавить, что именно отсутствие перевода международных накладных на русский язык было расценено инспекторами как свидетельство недостаточного документального подтверждения расходов на оплату услуг международной перевозки. В то же время в силу норм ст. 97 НК РФ в необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. Налоговый орган не воспользовался при проведении выездной налоговой проверки правом, предоставленным ему ст. 97 НК РФ. А налоговое законодательство не содержит обязанности для налогоплательщика представлять накладную CMR вместе с ее переводом на русский язык, притом что CMR не является основным документом, подтверждающим расходы по договору международной транспортной экспедиции.