Учет опалубки в БУи НУ
Добрый день. Подскажите пожалуйста как правильно вести учет опалубки в бухгалтерском учете и в налоговом УСН доходы-расходы:
приобретались материалы для комплектования опалубки (сначали приобретены на 10,08, потом сделана проводка 08.03 (комплектация ОС), потом ос введено в действие 01 счет). к расходам принято сразу при оплате постащику, так как принимались материалы (верно ли это?, ведь заранее неизвестно что именно пойдет на опалубку). через месяц опалубка доукомлектовывается и покупаются на нее дополнительные материалы, но ОС введено в действие. как правильно сейчас учеть доукомлектацию -как модернизацию с увеличением стоимости. И так она может много раз доукомлектовываться, сто каждый раз персчитывать стоимость и аммортизацию?
Эксперт:
Эта и еще 5 878 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Добрый день!
Об учете съемной опалубки (и многоразовых лесов) была статья в Разборах в апреле 2022 года. Искать ее довольно сложно, поэтому повторю ее содержание.
Строительные леса, многоразовая съемная опалубка и другой строительный инвентарь производственного назначения
Подрядная строительная организация приобрела в I квартале текущего года комплект многоразовой съемной опалубки стоимостью 6 млн. руб., в том числе НДС 1 млн. руб. и комплект инвентарных строительных лесов стоимостью 9 млн. руб., в том числе НДС 1,5 млн. руб.
В этом же периоде непосредственно на участок производства работ была передана половина комплекта опалубки и четверть комплекта строительных лесов.
Остальное оборудование планируется использовать на других участках уже во втором полугодии.
Как отразить в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли приобретение и использование указанного оборудования с учетом требований ФСБУ 6/2020?
Оборудование (или инвентарь) такого рода состоит из большого количества отдельных элементов, из которых собирается необходимый комплект. В дальнейшем он может быть разобран, и эти элементы, полностью или только частично, будут использованы при монтаже другого подобного комплекта.
При этом стоимость каждого элемента относительно невелика и не достигает 100 тыс. руб.
Считаем оптимальным приходовать, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, не приобретенные в целом комплекты опалубки и лесов, а их элементы согласно отгрузочным документам поставщика по стоимости, указанной в этих документах.
Для целей налогообложения прибыли стоимость каждого такого элемента после монтажа соответствующего комплекта надлежит признать материальными расходами (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) и списать на затраты, связанные с производством СМР.
В регистрах бухгалтерского учета каждый такой элемент, так как срок его полезного использования больше года, с учетом требований п. 4 ФСБУ 6/2020 надлежит признать внеоборотным активом (объектом основных средств)
Однако при этом следует принять во внимание и п. 5 указанного ФСБУ, согласно которому затраты на приобретение активов, стоимость которых меньше установленного организацией лимита, признаются расходами периода, в котором они понесены.
При этом следует обеспечить надлежащий контроль их наличия и движения.
Минфин России (письма от 15.12.2021 № 07-01-09/102450, от 28.12.2021 № 07-01-07/107159) пришел к выводу, что с целью обеспечения надлежащего контроля наличия и движения таких активов целесообразно вести их бухгалтерский учет применительно к порядку, установленному ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Считаем, что в рассматриваемой ситуации организация может выбрать один из двух предлагаемых вариантов
Первый вариант. Данные активы являются внеоборотными, следовательно их поступление следует отразить как капитальные вложения.
С учетом того, что стоимость полного комплекта съемной опалубки без учета НДС составила 5 млн. руб., а инвентарных лесов — 7,5 млн. руб., их получение от поставщиков следует отразить записями:
Дебет счета 08 Кредит счета 60 — 12 500 000 руб.;
Дебет счета 19 Кредит счета 60 — 2 500 000 руб.;
Дебет счета 01 Кредит счета 08 — 12 500 000 руб.;
Дебет счета 68.02 Кредит счета 19 — 2 500 000 руб.
Но далее их учет, как сказано в вышеупомянутых письмах Минфина России, следует вести аналогично учету запасов. То есть списывать их стоимость на затраты не единовременно в периоде принятия к учету, а по мере отпуска их в производство, согласно первичным учетным документам.
И если в I квартале на участок было передана только половина приобретенного комплекта опалубки, на сумму 2 500 000 руб., и четвёртая часть комплекта лесов, на сумму 1 875 000 руб., то их отпуск в производство будет отражен записями:
Дебет счета 25 (20) Кредит счета 01 — 4 375 000 руб.
Остальной инвентарь будет отражаться, как находящийся на складе, вплоть до отпуска его на соответствующий участок.
И в очередной раз хотим обратить внимание, что списание стоимости такого инвентаря на затраты по выполнению СМР никоим образом не означает, что сам он также списан с учета организации. И далее необходимо вести его учет, пусть только в количественном выражении.
При выборе этого варианта поступление инвентаря с длительным сроком хранения будет отражаться, как капитальные вложения.
Находящиеся на складе на конец отчетного периода его остатки подлежат отражению по строке 1150 «Основные средства».
Уплаченные за них поставщикам средства при составлении Отчета о движении денежных средств подлежат в этом случае отражению, как инвестиционные платежи, по строке 4221 «Платежи в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов».
Это позволяет дать пользователям бухгалтерской отчетности более полную информацию о финансовом состоянии организации.
Однако применяемое организацией программное обеспечение может и не позволить отражать стоимость активов, находящихся на складе, и еще не переданных в эксплуатацию по дебету счета 01 «Основные средства».
В этом случае можно признать оптимальным второй вариант.
При его выборе, как и предыдущие годы (в период применения ПБУ 6/01), стоимость таких активов при их поступлении от поставщиков, отразится, как запасы, проводками:
Дебет счета 10.9* Кредит счета 60 — 12 500 000 руб.;
Дебет счета 19 Кредит счета 60 — 2 500 000 руб.;
Дебет счета 68.02 Кредит счета 19 — 2 500 000 руб.
*В зависимости от программного обеспечения может применяться и другой субсчет к счету 10.
Передача на участок соответствующих комплектов будет отражена, как:
Дебет счета 25 (20) Кредит счета 10.9 — 4 375 000 руб.
Однако в этом случае (и то только по мнению некоторых специалистов из финансовых служб) наблюдается некоторое искажение показателей финансовой отчетности.
В частности, затраты на капитальные вложения (инвестиционные платежи) будут показаны, как затраты на приобретение оборотных активов, что может ввести в некоторое заблуждение ее пользователей.
Выбор за руководством организации.
Считаю, что вы допустили ошибку.
На мой взгляд, вам оптимально будет исправить обратными записями принятие к учету основного средства и отразить списание материалов (инвентаря).