В чем смысл амнистии по дроблению?

Я правильно понимаю, что смысл амнистии по дроблению это освобождение от уголовной ответственности, а не от начислений по НДС и налогу на прибыль в случае объединения в группу?

ст. 6 п. 2ФЗ 176 " добровольный отказ от дробления бизнеса - исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения."

Если амнистия наступает после уплаты налогов, то не понятно в чем ее смысл, ведь по УК тоже, если все налоги заплатил уголовная ответственность не наступает.

  • Александр Заворин

    Приветствуем вас, Елена!

    Вы задали очень интересный вопрос, спасибо.

    Цели у всех, конечно, разные у налогоплательщиков одни, у ФНС другие, а декларируемые цели иные. Как известно тут дело в деталях.

    Сразу подчеркнём, что Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которым введена амнистия за дробление бизнеса никак не упоминается относительно уголовных дел, то есть тут речь идет именно о налогах, пенях и штрафах и налоговой ответственности.

    В этом законе речь идет речь о сотрудниках правоохранительных органов и их НДФЛ. Только там упоминается слово "уголовный" в законе, т.е. сотрудников для уголовно-исполнительной системы РФ органов принудительного исполнения РФ введены налоговые льготы.

    Т.е. сама по себе амнистия за дробление бизнеса не дает освобождение от уголовной ответственности.

    Тем не менее ряд экспертов (ТПП) и сама ФНС утверждают иное. Привелем цитату обсуждения.

    Закон не вносит изменения ни в Уголовный, ни в Уголовно-процессуальный кодекс, обращает внимание Файзрахманова. «Гарантии от привлечения к уголовной ответственности ограничиваются указанием на то, что налоговые органы не будут передавать материалы в следственные органы [по результатам проверок за налоговые периоды 2022–2024 годов, на которые распространяется амнистия]», — отмечает она.

    Налогоплательщикам необходимо понимать, что налоговая амнистия «решает» только вопросы налога, пени и штрафа, говорит Мандриков. «Вопрос совершения налогового преступления остается открытым и под амнистию не попадает. Поэтому расслабляться рано», — предупреждает эксперт.

    Для налогоплательщиков, отказавшихся от дробления бизнеса за 2025–2026 годы, уголовно-правовые риски исключены, настаивают в ФНС. «Материалы налоговых проверок в части дробления бизнеса не будут направляться в следственные органы по п. 3 ст. 32 НК РФ, чтобы не было повода для возбуждения уголовных дел по «налоговым» статьям 198–199.2 УК РФ», — отметили там.

    Тем не менее, пока нет практики говорить ни о чем нельзя. Можно лишь к косвенном возможном влиянии, если это будет охотно хотеть ФНС и не будет мешать Следственный комитет РФ.

    Отметим, также, что речь идет не обо всех статьях УК РФ, по которым "кошмарят бизнес".

    Налоговая амнистия установлена с 12 июля 2024 г.

    Амнистия затрагивает тех, кто в 2022 - 2024 гг. - в любом из таких налоговых периодов - применял специальный налоговый режим и для этого воспользовался дроблением бизнеса. Данная категория лиц подпадает под амнистию, если выполняются определенные условия.

    В рамках амнистии налогоплательщики освобождаются от платежей в бюджет, которые причитаются с них по результатам налоговых проверок за 2022 - 2024 гг. и связаны с дроблением. Обязательства по ним прекращаются.

    Амнистия применяется при двух условиях.

    Первое условие - решение по итогам налоговой проверки за 2022 - 2024 гг., которым инспекция доначислила недоплаченные из-за дробления налоги, вступило в силу в период с 12 июля 2024 г.

    Если решение вступило в силу раньше этой даты - до дня вступления в силу Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ, получить амнистию не получится. Тогда решение продолжает действовать и исполняться. Нужно уплатить указанные в нем налоговые доначисления за 2022 - 2024 гг., пени и штрафы, если не удастся их оспорить, обжаловав решение.

    Второе условие - должны сложиться обстоятельства, при которых обязанность уплатить связанные с дроблением суммы налоговых доначислений, пеней и штрафов прекращается. Это происходит в следующих случаях:

    1) по итогам выездной проверки или нескольких таких проверок за 2025, 2026 гг. факты дробления не установлены.

    При выездных проверках за 2025, 2026 гг. налоговый орган проверит, применялось ли дробление бизнеса. Если оно не применялось в этих периодах, то суммы налоговых доначислений, пеней, штрафов, которые связаны с дроблением, установленным проверками за 2022 - 2024 гг., подпадают под амнистию. Уплачивать их не нужно. Обязательства их уплатить прекращаются со следующей даты (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ):

    - если проведена только одна выездная проверка за 2025, 2026 гг. - со дня вступления в силу решения по ее итогам;

    - если проверок было несколько и решения по их итогам вступили в силу в разные дни - в наиболее позднюю из этих дат;

    2) выездные проверки за 2025, 2026 гг. не назначались.

    С учетом ограничения по глубине охвата выездной проверки в общем случае ее назначают (п. 4 ст. 89 НК РФ):

    • за 2025 г. - не позже 31 декабря 2028 г.;

    • 2026 г. - не позже 31 декабря 2029 г.

    Если эти даты прошли, а выездные проверки за 2025, 2026 гг. так и не назначили, уплачивать суммы налога, пени, штрафы в связи с дроблением, установленным проверкой за 2022 - 2024 гг., уже не придется. Обязательства по их уплате прекращаются с 1 января 2030 г.;

    3) налогоплательщик добровольно отказался от дробления бизнеса.

    Если налогоплательщик решает добровольно отказаться от дробления, то желательно это сделать до назначения выездных проверок за 2025, 2026 гг. Тогда амнистия избавит от большего объема долгов перед бюджетом.

    В зависимости от того, успел ли налогоплательщик до их назначения, условия получения амнистии по данному основанию и периоды, на которые она распространяется, различаются (ч. 2, 9 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ):

    - если на момент отказа от дробления инспекция еще не назначила выездную проверку за 2025, 2026 гг., то условием амнистии выступает отказ от дробления за 2025, 2026 гг. Добровольный отказ от дробления за эти периоды может быть как полным, так и частичным. Если отказ частичный, то при амнистии налогоплательщик освобождается от обязательств перед бюджетом в соответствующей части;

    - если выездная проверка (выездные проверки) за 2025, 2026 гг. уже назначена, то для амнистии требуется отказаться от дробления за 2025, 2026 гг., а также за 2024 г. Причем от дробления за 2024 г. нужно добровольно отказаться до вступления в силу решения по итогам такой выездной проверки, если она одна, или до наиболее ранней из дат вступления решений в силу, если назначено несколько выездных проверок за 2025, 2026 гг. Иначе условие амнистии не выполнено.

    В первом случае, когда налогоплательщик успевает отказаться от дробления до назначения соответствующих выездных проверок, амнистия освобождает от налоговых доначислений, пеней, штрафов, которые связаны с дроблением, установленным проверками за 2022, 2023, 2024 гг., а во втором - только за 2022, 2023 гг. (без 2024 г.);

    4) в отношении организации-налогоплательщика в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что:

    • она находится в процессе ликвидации;

    • в отношении нее принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;

    • она признана банкротом и открыто конкурсное производство.

    Со дня внесения любой из этих записей у организации прекращается обязанность уплатить налоги, пени, штрафы из-за дробления, установленного налоговой проверкой за 2022 - 2024 гг. (ч. 12 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ).

    При определенных условиях после прекращения указанной обязанности у налогоплательщика приведенные суммы все же придется уплатить, но другим лицам. Так происходит, если при выездной проверке инспекция обнаруживает, что в 2025 г. и (или) 2026 г. деятельность налогоплательщика с использованием дробления продолжила другая группа лиц. Если последняя подконтрольна тем же лицам, что и налогоплательщик, то обязанность уплатить налоги, пени, штрафы в связи с дроблением, возникшая у налогоплательщика, возлагается на участников этой другой группы (ч. 13 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ).

     

     

  • Меня интересует, если будет ВНП, например, в октябре 2024, т.е. после вступления Закона в силу. То чтобы получить амнистию, после об’единения спецрежимников и доначисления НДС и налога на прибыль, нужно будет все начисленные налоги уплатить, а потом в 2025 г когда не обнаружат дробления , то возместят ли нам уплаченные налоги? Вот про то, что их налоги должны быть начислены и уплачены сказано, а про то что их в 2025 г назад вернут ни слова не сказано… Поэтому и возникает вопрос, а в чем смысл тогда амнистии?

Эта и еще 4 361 консультация от экспертов на различные темы доступны по подписке

Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:

20+