Институт досудебного урегулирования не является новым как для нашего государства, так и для зарубежных стран, в которых накоплен значительный опыт по его использованию. Считается, что если ведомство допустило нарушение, оно обязано само устранить его законным путем. Немаловажным является то обстоятельство, что при обращении в вышестоящий орган не нужно нести дополнительные расходы на уплату государственной пошлины.
Одним из приоритетных направлений в деятельности налоговых органах Оренбургской области является повышение уровня защиты интересов налогоплательщиков на этапе досудебного урегулирования, и это не просто слова. В Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области в 2007 году поступило около 900 жалоб физических и юридических лиц, а это на 41 процент больше, чем в 2006 году. Удовлетворено более трети рассмотренных обращений. При этом только пятая часть заявителей не согласилась с позицией вышестоящего налогового органа и обратилась в суд.
Новации в налоговом законодательстве, касающиеся апелляционного обжалования решений налоговых органов, также активно используются налогоплательщиками для защиты своих прав. Стремительно растет количество апелляционных жалоб на не вступившие в силу решения инспекций области.
В 2007 году оспорено на стадии рассмотрения материалов налоговых проверок 1353 акта, из них 59 % актов камеральных налоговых, что явилось результатом изменений в законодательстве о налогах и сборах в части составления актов по результатам камеральных налоговых проверок.
Налогоплательщики все более активно используют право на досудебное урегулирование споров, что свидетельствует об их возросшем доверии и повышении ответственности налоговых органов за обоснованность принимаемых решений.
Т.М. Иванова, начальник отдела налогового аудита
УФНС России по Оренбургской области
Начать дискуссию