Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 года № 257 уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства интересы государства, определена Федеральная налоговая служба России (ФНС России). Государство, наделив ФНС России полномочиями представлять его интересы в делах о банкротстве должника по обязательным платежам в бюджет и по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, поставило перед ней и определенные задачи, которые необходимо решать при банкротстве должников.
Так, в задачи ФНС России в лице ее территориальных органов входит инициирование процедур банкротства и участие в собраниях кредиторов или в судебных заседаниях, а также соблюдение интересов государства в виде контроля за действиями арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства.
Выполняя свои задачи, уполномоченный орган обязан при наличии у должника признаков несостоятельности, установленных законом, направить в арбитражный суд заявление о признании его банкротом и о рассмотрении требований к нему государства по обязательным платежам в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
У нас в области начинает складываться практика, когда после подачи уполномоченным органом в суд заявления о признании должников банкротами они гасят долги перед бюджетом в полном объеме. В 2007 году зафиксировано пять таких случаев (по ООО «Амрита», ЗАО «Винодельческий завод», МУП «Жилищник», СПК «Маяк» (Далматовский район), ООО «Плодоовощторг»).
МУП «Шумихинская Энергоцентраль» самостоятельно инициировало процедуру банкротства. Но при содействии уполномоченного органа должнику судом была предоставлена возможность доказать свою принадлежность к субъектам естественных монополий, что явилось основанием для прекращения процедуры банкротства в связи с отсутствием признаков банкротства, предъявляемых законом к таким должникам. Прекращение судом процедур банкротства позволило Администрации Курганской области включить это предприятие, а также МУП «Коммунальщик» в программу по модернизации коммунальной энергетики.
Но все – таки из 26 поданных уполномоченным органом заявлений о признании банкротами должников, имеющих задолженность по обязательным платежам в сумме 64,5 млн. руб., часть судом была удовлетворена. Возбуждено 14 дел. В основном дела о банкротстве возбуждались судом по заявлениям самих должников (76 %) и только 3 дела – по заявлениям иных кредиторов.
На начало 2008 года в процедурах банкротства в нашей области находилось 200 должников, в числе которых 2 индивидуальных предпринимателя, обратившихся в суд о признании их банкротами по собственной инициативе.
В целом эти должники имеют перед кредиторами и уполномоченным органом задолженность, признанную судом обоснованной, в сумме 2 млрд. 630,4 млн. руб. На долги перед Российской Федерацией от этой суммы приходится чуть более 30 % (791,5 млн. руб.). В среднем каждый задолжал государству обязательных платежей на сумму около 4 млн. руб. и остальным кредиторам – 9,2 млн. руб. Долги перед государством – это проблемы граждан России по исчислению стажа при выходе на пенсию, и как следствие, невозможность получения достойной пенсии из – за не уплаты должниками взносов на обязательное пенсионное страхование. Это также недостаток финансирования из бюджета нашего здравоохранения и образования, что многим знакомо лично. Участникам боевых действий зачастую отказывают по этой же причине в положенных им выплатах. И такие примеры можно приводить еще и еще.
Основную часть должников (41 %) занимают сельскохозяйственные предприятия и предприятия, занимающиеся охотой и лесным хозяйством. На долю предприятий, поставляющих электроэнергию, газ и воду приходится 10 %. Строительством из них занималось 8,5 %. В процедурах банкротства зафиксированы предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, занимавшиеся оптовой и розничной торговлей, арендой и предоставлением коммунальных, социальных и персональных услуг, а также предприятия транспорта и связи. Есть представители и других видов деятельности.
Государство, вводя институт банкротства, не преследовало цель прекращения деятельности предприятий или предпринимателей. Главное – это выяснение на первом этапе банкротства (при процедуре наблюдения) возможности восстановления должника в качестве полноценного участника имущественного оборота. И только в случае невозможности этого – наиболее справедливое распределение имеющегося у должника имущества между всеми кредиторами (пропорционально заявленным требованиям вследствие недостаточности имеющегося имущества).
Восстановление платежеспособности должников в Курганской области происходит не всегда, но случается. Причем с каждым годом все чаще. Так, в 2007 году в связи с полным расчетом со всеми кредиторами по долгам, признанным судом обоснованными и включенными в реестр требований кредиторов, прекращены процедуры банкротства в отношении 3 должников. Инвесторами этих должников внесено в бюджеты всех уровней 420,4 млн. руб. Самая значительная сумма поступила за долги ОАО «Русич» - КЗКТ (378 млн. руб.). За МУП «Магистраль» (г. Шадринск) погашено 13,3 млн. руб., за МУП «Коммунальщик» (г. Куртамыш) - 1,2 млн. руб.
Но не всегда гашение задолженности, признанной судом обоснованной и включенной в реестр требований кредиторов, позволяет ликвидировать признание банкротства у должника. Накапливая текущие долги в период процедуры конкурсного производства, которые по закону не могут быть взысканы кредиторами, должники вновь могут быть признаны банкротами. Такая ситуация возникла в ОАО «Русич»- КЗКТ. В настоящее время собственниками предприятия и налоговыми органами прорабатывается вопрос либо урегулирования данной задолженности (путем ее отсрочки либо гашения), либо инициирования новой процедуры банкротства.
В 2007 году судом завершены процедуры банкротства по 144 должникам. В результате чего налоговыми органами признана безнадежной для взыскания и списана задолженность этих предприятий перед бюджетами всех уровней, которая не была погашена, в сумме 1285,5 млн. руб.
Действующее законодательство и судебная практика исходят прежде всего из того, что арбитражный управляющий должен действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов в рамках прав и обязанностей, установленных законом «О несостоятельности (банкротстве)». Но к отдельным арбитражным управляющим у уполномоченного органа имеются замечания по исполнению (а иногда и по неисполнению) ими обязанностей, возложенных на них законом. В 2007 году уполномоченным органом направлены жалобы на арбитражных управляющих, осуществляющих процедуры банкротства в 49 предприятиях. Регулирующим органом (Управлением Федеральной регистрационной службы Курганской области) по жалобам уполномоченного органа составлено 27 протоколов об административном правонарушении арбитражными управляющими, из которых арбитражным судом рассмотрено 18 протоколов. По результатам рассмотрения 5 арбитражным управляющим судом объявлено замечание, 11 управляющих привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму 27,5 тыс. руб.
Аналогичные жалобы на действия (бездействия) 26 арбитражных управляющих были направлены уполномоченным органом и в саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членами которых они являются. Но ни одного случая применения к арбитражным управляющим каких – либо мер реагирования нет.
Представляя интересы государства, уполномоченные органы при обеспечении процедур банкротства взаимодействуют с представителями практически всех ветвей исполнительной власти и с представителями государственных внебюджетных фондов, являющихся кредиторами по денежным обязательствам и обязательным платежам. Уполномоченный орган при обеспечении процедур банкротства действует в интересах государства и в конечном счете – в интересах граждан России.
Татьяна Евстигнеева,
начальник отдела урегулирования задолженности
и обеспечения процедуры банкротства
УФНС России по Курганской области
Начать дискуссию