14 февраля состоялась расширенная коллегия Управления ФНС России по г. Москве

14 февраля состоялась расширенная коллегия Управления ФНС России по г. Москве

Налоговое будущее Москвы

14 февраля состоялась расширенная коллегия Управления ФНС России по г. Москве. Подведены итоги работы столичной налоговой службы в 2007 году и обозначены основные задачи на текущий год. По приглашению управления на заседании побывала наш корреспондент Елена ТИШИНА.

Ежегодно на расширенное заседание коллегии в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве собираются представители всех московских ведомств. На этот раз в работе приняли участие мэр Москвы Ю.М. Лужков, заместитель руководителя ФНС России Д.А. Чушкин, руководитель Департамента финансов г. Москвы Ю.В. Коростелев, председатель бюджетно-финансовой комиссии Московской городской думы И.Е. Антонов, заместитель начальника ГУВД г. Москвы В.П. Васильев, прокурор г. Москвы Ю.Ю. Семин, председатель Арбитражного суда г. Москвы О.М. Свириденко и др.

Открыла коллегию руководитель УФНС России по г. Москве Н.В. Синикова. В отчетном докладе она отметила, что управление в 2007 году выполнило задачи, поставленные Федеральной налоговой службой и Правительством Москвы. Так, в бюджетную систему Российской Федерации поступило 1371 млрд. руб. налогов и сборов. Доля УФНС России по г. Москве в поступлениях по России составила 19,5%, что на 1,8 процентного пункта выше показателя 2006 года. Темп роста к уровню прошлого года составил 135,1%. Аналогичный показатель в целом по России — 122,8%.

В бюджет столицы мобилизовано более 556 млрд. руб. налогов и сборов, а с учетом поступлений от межрегиональных инспекций — 796 млрд. руб. Темп роста — 125,9% (по России — 123,5%).

Как подчеркнула Н.В. Синикова, для расширения налоговой базы в отчетном году управление провело комплекс мер. Прежде всего упор был сделан на аналитические инструменты, информационный обмен и взаимодействие с другими ведомствами.

Убыточные компании

В 2007 году одной из важнейших задач в деятельности управления стал контроль за убыточными организациями. С прошлого года налоговые органы внедрили новый подход к работе с такими компаниями. Работа многоуровневых комиссий была ориентирована на комплексное рассмотрение вопросов соблюдения убыточными предприятиями законодательства. «Оценивалось состояние расчетов с бюджетом не только по налогу на прибыль, но и ЕСН, взносам на обязательное пенсионное страхование, НДФЛ и прочим налогам», — пояснила Н.В. Синикова.

При выявлении убыточных организаций использовались такие критерии, как получение хронических убытков, несоответствие выручки в налоговой и бухгалтерской отчетности, рост кредиторской и дебиторской задолженности при снижении выручки от реализации, превышение доли вычетов по налогу на добавленную стоимость.

В результате в 2007 году выявлено более 20 тыс. убыточных организаций, не соблюдавших налоговое законодательство. Неправомерно заявленные налоговые убытки уменьшены на сумму более 41 млрд. руб. (с учетом уточненных налоговых деклараций). Дополнительно исчислен к уплате в бюджет налог в сумме более 2 млрд. руб.

Как сообщила заместитель руководителя УФНС России по г. Москве Н.В. Прокаева, в отношении организаций, которые не посещают комиссии либо не выполняют их рекомендации, предусмотрен комплекс контрольных мер. В процессе камеральных проверок убыток уменьшен на 6,6 млрд. руб. и исчислен к уплате налог в сумме 0,6 млрд. руб. В ходе выездных налоговых проверок выявлены неподтвержденные налоговые убытки на сумму 6,4 млрд. руб. и начислен налог в сумме 0,7 млрд. руб.

В 2008 году управление продолжит мониторинг и целевой отбор организаций, заявляющих убытки и имеющих низкий уровень оплаты труда. В I квартале 2008 года инспекциям дано поручение провести работу с 9 тыс. убыточных организаций.

НДФЛ

Одним из приоритетных направлений работы налоговых органов в минувшем году стало привлечение к декларированию физических лиц, получивших доходы от продажи транспортных средств и недвижимого имущества, а также от сдачи его в аренду. Важность этого вопроса подчеркнул и Ю.М. Лужков.

В отчетном году поступило 1800 деклараций, в которых заявлен доход от сдачи недвижимого имущества в аренду, что в 4,5 раза больше, чем за 2006 год.

По результатам декларационной кампании 2007 года в бюджет поступило 20,6 млрд. руб., что почти на 70%, или на 8,5 млрд. руб., больше, чем по итогам 2006 года.

В целях увеличения в 2008 году поступлений дополнительных доходов в бюджет города от налогоплательщиков — физических лиц столичное управление разработало специальную программу.

В частности, планируется более широкое информирование граждан об обязанности уплачивать налоги и ответственности за их неуплату.

НДС

Значительных успехов управлению удалось достичь в администрировании НДС. Рост поступления налога относительно 2006 года составил более 140%. На долю столичного управления приходится более одной трети (33,6%) в общем поступлении НДС по России.

По словам Н.В. Синиковой, налоговые органы Москвы выработали новые подходы к администрированию НДС: созданы специальные информационные ресурсы, работают комиссии в том числе и по рассмотрению высокой доли заявленных вычетов.

За прошлый год столичные налоговые органы провели работу с 5 тыс. организаций, заявляющих значительные налоговые вычеты. В результате ими представлено около 4 тыс. уточненных деклараций. Суммы заявленных вычетов уменьшены на 3,6 млрд. руб.

Проведенные мероприятия позволили в текущем году снизить долю налоговых вычетов в целом по управлению на 1,4 процентного пункта, обеспечить опережающие темпы роста исчисленной суммы налога над ростом налоговых вычетов.

С 2008 года принцип работы комиссии по рассмотрению обоснованности предъявленных вычетов и сумм к возмещению кардинально изменится. «Необходимо обеспечить подход к администрированию НДС по результатам комплексного анализа деятельности налогоплательщика, используя всю имеющуюся информацию о нем, понимая основу и суть его деятельности в целом», — пояснила Н.В. Синикова.

Задолженность

Собравшиеся обсудили и проблему урегулирования налоговой задолженности. По данным УФНС России по г. Москве, в 2007 году наметились позитивные сдвиги в урегулировании образовавшейся задолженности, сумма которой в консолидированный бюджет сокращена на 19,7 млрд. руб., или на 16%, в том числе в бюджет г. Москвы соответственно на 5,7 млрд. руб., или на 12,8%.

Снижение обусловлено ростом эффективности принимаемых налоговиками мер: в бюджет поступило 66,9 млрд. руб. против 43,6 млрд. руб. за 2006 год, в том числе за счет взыскания с расчетных счетов 10,5 млрд. руб. Однако проблема взыскания налоговой задолженности продолжает оставаться одной из самых значительных. По словам Ю.М. Лужкова, работа с должниками значительно оживилась по сравнению с прошлыми годами, но размер задолженности по-прежнему высок. Для изменения ситуации мэр Москвы предложил столичным налоговикам активно привлекать к этой работе префектуры и отраслевые департаменты Правительства Москвы.

По словам начальника отдела урегулирования задолженности Управления ФНС России по г. Москве А.А. Шидловской, назрела необходимость создания реестра крупнейших должников. В нем должна отражаться последовательность действий службы судебных приставов и налоговой службы в отношении недоимщиков, что позволит по каждой организации проследить ход процедуры от принятия решения и вынесения постановления до наложения ареста на имущество и его реализации.

В 2007 году налоговые органы направили в суд более 50 тыс. пакетов документов на сумму 1,5 млрд. руб. по задолженности физических лиц. Налоговые органы обратились к руководству Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве с просьбой «при получении исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, активизировать работу по взысканию задолженности, в том числе с использованием механизма ограничения выезда за границу физических лиц, являющихся злостными неплательщиками налогов и сборов в бюджет». Тем более что такая возможность предусмотрена в статье 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Контрольная работа

Еще одна тема, которую затронула Н.В. Синикова, касается проведения контрольных мероприятий. По ее словам, в 2007 году особое внимание уделялось повышению качества проведения выездных налоговых проверок на основе тщательного анализа налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков с использованием экономических показателей отраслевого принципа, информации из внешних источников — прокуратуры и правоохранительных органов. В результате контрольных мероприятий в бюджет дополнительно поступило 26,5 млрд. руб.

О повышении качества проведения налоговых проверок свидетельствует судебно-арбитражная практика. В 2007 году отмечается рост судебных дел, в которых инспекциями выявлены налоговые схемы, с хорошо сформированной доказательственной базой, основанной на серьезном экономическом анализе деятельности налогоплательщика, систематизации сведений, полученных из внешних источников.

Успехи налоговой службы в этом направлении оценил председатель Арбитражного суда г. Москвы О.М. Свириденко. В качестве положительных тенденций он отметил, что налоговые органы стали учитывать сложившуюся судебную практику. Значительно улучшилось и качество оформления результатов проверок. «Легко рассматривать дело по хорошо составленному акту», — подчеркнул представитель суда.

В дальнейшем, по словам Н.В. Синиковой, «задача налоговых органов — так выверять объект для налогового контроля, чтобы сам выход на выездную проверку стал показателем того, что налоговые органы имеют неопровержимые доказательства нарушения законодательства».

В 2008 году в план первоочередных выездных налоговых проверок включены организации, у которых на основе всестороннего анализа деятельности предполагаются нарушения. Среди них более 1200 хронически убыточных предприятий и 2000 организаций, заявляющих значительные налоговые вычеты. Многие из указанных организаций имеют уровень заработной платы ниже прожиточного минимума. Значительная их часть занимается оптовой торговлей, алкогольным бизнесом, строительством. В планах столичного управления также проверки высокодоходных предприятий, сдающих в аренду имущество и занимающихся интернет-торговлей.

Фирмы-однодневки

Одно из приоритетных направлений налогового администрирования — организация четкой и эффективной работы по пресечению создания и функционирования фирм с признаками однодневок.

Для решения данной проблемы столичное налоговое управление тесно взаимодействует с правоохранительными органами Москвы как на стадии регистрации указанных организаций, так и в период их деятельности. По результатам анализа документов, представленных на государственную регистрацию юридических лиц, регистрирующий орган выявляет руководителей, неоднократно нарушающих законодательство в области регистрации, и направляет материалы в суд. В результате дисквалифицировано более 100 должностных лиц организаций.

Как отметил заместитель начальника ГУВД г. Москвы В.П. Васильев, за 2007 год налоговые и правоохранительные органы предотвратили создание более 6,5 тыс. организаций, которые пытались зарегистрировать на подставных лиц. Однако, по мнению В.П. Васильева, принимаемые меры недостаточно эффективны, поскольку предусмотренный законодательством механизм регистрации носит заявительный характер.

Проблему несовершенства законодательства о государственной регистрации озвучил и заместитель руководителя ФНС России Д.А. Чушкин. По его словам, законопроект с поправками по госрегистрации разработан и в скором времени будет обсуждаться в Госдуме. Представитель ФНС России предложил ведомствам и депутатам Московской городской думы принять активное участие в доработке законопроекта.

 

Начать дискуссию