(опубликовано в журнале "Консультант Пермь" №3 март 2008 года)
Земельный налог:самый трудный этап внедрения главы 31 Налогового кодекса уже пройден.
С момента, когда вступила в действие 31 глава Налогового кодекса, полностью изменившая порядок исчисления и уплаты земельного налога, действовавший почти 15 лет, прошло уже более двух лет. Однако, вопросов по практике его применения меньше не становится. Напротив, создается впечатление, что проблема, в ряде случаев, приобретает еще большую остроту. В редакцию обращаются председатели гаражных и садоводческих кооперативов, пенсионеры - дачники, землевладельцы - дольщики, получивших в свое время свидетельства о праве собственности на землю колхозов и совхозов, сельскохозяйственных кооперативов, земельные площади которых в настоящее время используют фермеры…
Учитывая, повышенный интерес к проблеме, редакция журнала обратилась за комментариями к начальнику отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов краевого налогового управления Галине БЕЗМАТЕРНЫХ.
- Обобщая поступающие вопросы, можно заключить – не всеми пока понято главное: кардинально изменилась методология исчисления и уплаты земельного налога.
До 2006 года, чтобы рассчитать сумму налога за налогооблагаемый период, нужно было знать размер, категорию выделенного земельного участка и ставку налога. Напомню, что ставки налога были установлены централизованно на федеральном уровне.
Сегодня сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, юридическим или физическим лицом определяется также на основе трех составляющих. Но суть их принципиально иная – за основу взята кадастровая стоимость участка земли, размер занимаемого земельного участка и ставки земельного налога.
Кадастровая оценка земли осуществляется органами Роснедвижимости, головным из которых является краевое Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Кадастровая оценка земли, на профессиональном языке, налоговая база, зависит от многих факторов, в том числе, от местоположения земельного участка, близости его к транспортным магистралям, его плодородия, целей использования и так далее. Короче говоря, от ценности участка. Например, земельный участок в центре Перми оценивается значительно дороже любого участка на окраине города, и уж, тем более, участка, территориально отдаленного от краевого центра.
Соответственно, и налог за такой участок придется платить больше, чем за участок, например, на Бахаревке, или Муллах. То же самое, в городах или районах области.
Если кадастровую оценку стоимости каждого земельного участка и кадастровый учет земли определяют органы Роснедвижимости в лице Земельно-кадастровой палаты, то размер ставок земельного налога определяют местные законодатели на уровне муниципальных образований. Им же предоставлено право устанавливать льготы для тех или иных категорий налогоплательщиков. Это второе принципиальное отличие нового законодательства.
Логика здесь простая. Поскольку земельный налог в полном объеме поступает в бюджеты муниципальных образований, им и решать все эти вопросы. Устанавливая ставки и льготы, законодатели обязаны думать, с одной стороны, о том, как обеспечить наполнение местного бюджета, с другой стороны, чтобы введенный ими налог был по карману налогоплательщикам.
В остальном, все, как прежде. На основе сведений из органов Роснедвижимости и установленных местными органами власти ставок налоговые органы исчисляют и предъявляют налогоплательщикам - физическим лицам сумму налога к уплате.
Получив налоговое уведомление, они выполняют свои обязанности по уплате причитающегося к уплате налога.
В городе Перми, например, расчетные суммы налога в бюджет вносятся в два срока: до 15 сентября года, являющегося налогооблагаемым периодом, и до 1 февраля года, следующего за годом налогооблагаемого периода. Такой порядок установила Пермская городская дума.
Юридические лица рассчитывают и уплачивают налог самостоятельно, путем внесения поквартальных авансовых платежей в бюджет, и итогового платежа за истекший налоговый период до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом. Налоговые органы контролируют исполнение ими этой обязанности.
- Галина Семеновна, известно, что кадастровая оценка земель всех категорий в крае завершена еще в 2006 году. Законодательные акты, вводящие земельный налог на территории муниципальных образований представительными органами муниципальных образований, также были приняты своевременно. С учетом этого, а также того, что Вы рассказали, вопросов у людей быть не должно. Но ведь они есть. В чем проблемы?
- К сожалению, теория и практика не всегда совпадают во времени. Рассматриваемый нами вопрос как раз из этой категории.
Во-первых, не так просто, как задумывалось, решаются вопросы, идентификации собственников земель. Я уже говорила, что кадастровый учет ведет земельно-кадастровая палата. Так вот, по тем сведениям, которыми она сегодня обладает, и нам представляет, мы зачастую оказываемся не в состоянии исчислить и предъявить налог собственникам земель.
Во многих случаях в документах о регистрации прав собственности, которые когда - то выдавались местными органами власти, не указаны необходимые реквизиты участка, его местонахождение (адрес) или границы. Пока работа по выяснению этих и других необходимых данных не будет завершена, у граждан будут возникать вопросы.
Известны случаи, когда право собственности на землю перешло от умерших родителей к детям, которые хотели бы оформить земельный пай в сельской местности, находящийся в полевом севообороте в личную собственность, и работать на собственной земле. Или же продать земельный участок. Действующее законодательство, как в первом, так и во втором случае стоит на стороне правообладателей, имеющих на руках свидетельство о праве собственности на землю.
В любом случае, необходимо сначала произвести межевание земельного участка, землеустроительные работы, составить картографический план земельных угодий. После чего подать заявление в органы местного самоуправления с требованием выделить земельный пай в собственность с изъятием из севооборота и закрепить его за собственником земли или же наследником собственника. Только после этого будут решаться вопросы налогообложения.
К сожалению не все это понимают, часто обращаются к нам, в налоговые органы, в том числе, и с претензиями. Решать же эти и многие другие вопросы необходимо в регистрирующих органах, после представления всех необходимых документов.
Во-вторых, нужно понимать, что налоговые органы лишь контролируют исполнение законодательства. Он не могут освобождать от уплаты налога, предоставлять льготы, изменять ставки. Это прерогатива законодателя, повторюсь, законодателя на местном уровне. И когда к нам поступают заявления и жалобы, например, на слишком большую сумму, мы, к сожалению, вынуждены отвечать, что вопрос не по адресу. Рекомендуем и требуем от плательщика исполнить обязанность, а с претензиями обращаться в местные органы власти.
Кстати, по нашему мнению, нормы местного законодательства достаточно лояльны. Скажем, пермские законодатели отказались от установления предельно высокой ставки налога на землю под объектами недвижимости в 1,5 процента, как это позволяет сделать федеральное законодательство, установив ее в городе Перми в размере 0,2 процента. Это означает, что в зависимости от территориального местоположения автовладельцу за гараж площадью 25 квадратных метров нужно заплатить не 8000 рублей, а в 5, или может даже в 10 раз меньше.
В определенной степени в городе Перми учтены и интересы пенсионеров. Так, в отношении одного земельного участка, предоставленного под жилой дом или ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, налогом на землю не облагаются участки пенсионеров, достигших возраста выхода на пенсию по старости, площадью до 6 соток и земельные участки малоимущих пермяков, площадью до 12 соток.
Третий момент. Исчисление земельного налога очень индивидуально в принципе. Для справки, в крае проинвентаризировано более миллиона земельных участков, имеющих свыше 100 тысяч кадастровых стоимостей, четырнадцати различных категорий назначения. Они находятся на территории 363 муниципальных образований.
В этих условиях ситуации возникают самые неожиданные. Буквально вчера пришлось объяснять одному плательщику такую ситуацию: его земля оказалось на территории двух муниципальных образований. Соответственно, ставки земельного налога оказались разными, и платить налог следовало в бюджеты сразу двух муниципальных образований.
Еще пример из практики общения с налогоплательщиками: в небольшом районном городке рядом находятся три земельных участка, на одном обстроено кафе с небольшим магазинчиком, другой садово-огородный, на третьем расположен детский сад. Участки рядом, а земельный налог разный, поскольку удельный размер кадастровой стоимости земли оказались под каждым объектом разные, в зависимости от целей использования.
Очень часто к нам обращаются владельцы дачных участков. Не всеми понято, что в связи с изменением прав собственности на землю в дачном кооперативе изменяется порядок налогообложения. Если собственник кооператив – налогоплательщиком является юридическое лицо. Если собственник физическое лицо, значит и плательщиком является гражданин. При этом система льготирования и порядок уплаты совершенно разные. Приходится пояснять.
- Вопрос, что называется, ребром. Глава 31 Кодекса налоговое бремя повысила, снизила или оно не изменилось?
Опять же, нужно смотреть индивидуально. Для собственников в сельской местности, для наших дачников, в зависимости от места нахождения участка, кадастровой оценки земли, ставок земельного налога и вида собственности, за те же огородные или дачные «сотки» в 2006 – 2008 годах платить приходится в большинстве случаев меньше, чем в 2005 году.
Жителям же краевого центра, других городов, где кадастровая стоимость земельных участков дороже, а так же землепользователям и владельцам наиболее плодородных и ценных в плане расположения земельных участков в сельской местности, возможно, платить приходится больше.
Поэтому, юридические лица, бюджетные учреждения и организации, в чьей собственности или землепользовании находятся значительные земельные площади, а также земли промышленного или сельскохозяйственного назначения почувствовали увеличение налоговой нагрузки.
- Наверное, это сказалось на поступлениях? Можно привести какие - либо цифры?
Да, статистика есть. Общая сумма поступлений земельного налога в местные бюджеты Пермского края за 2007 год суммарно превысили 2 млрд. 692 млн. рублей. Это в 2,2 раза больше, чем в 2006 году. Для сравнения: за 2005 год было собрано чуть более 1,1 миллиарда рублей.
За счет чего получен такой результат? Факторы влияния, по степени значимости я бы выстроила в следующей последовательности: ставки и кадастровая стоимость земель, постепенное наведение порядка в регистрации и идентификации собственников земли, упрощенный порядок оформления прав собственности (дачная амнистия), улучшение налогового администрирования: повышение точности исчисления и предъявления налога, реализация мер по взысканию недоимки.
Кстати, подтверждение оценочных позиций, представленных выше могу назвать и такие данные. Например, в Свердловском районе г. Перми объемы поступлений увеличились более, чем в 3,5 раза, в Дзержинском – в 3,2 раза, в Ленинском – почти в 2.8 раза.
Или такой пример. В сравнении с данными на 01.01.2007 задолженность по земельному налогу уменьшилась на 72,4 млн. рублей. Одновременно темпы ее роста начали снижаться, на 43 процента.
Подводя итог, могу сказать - самый трудный этап внедрения норм главы 31 Налогового кодекса, все - таки, всеми нами пройден. Хотя проблем еще очень много. Полагаю, что руководители и специалисты органов Роснедвижимости в этом со мной согласятся.
Беседовал Валерий Аникин
Начать дискуссию