Земля и воля. Гладко только на бумаге
Сегодня не найти уже в России человека, который не был бы знаком с простым и понятным правилом: имеешь автомобиль, недвижимое имущество или землю, думай об уплате соответствующего налога. Обсуждению подлежат лишь вопросы, беспокоившие людей во все времена и во всех странах - сколько платить, и положены ли льготы. В надежде на решение этих вопросов, люди идут на выборы. Именно эти вопросы чаще других задаются избираемым депутатам. О них размышляют, когда планируют семейный бюджет. Так, наверное, и должно быть, и такой, по идее, задумывалась налоговая система современной России.
Но, как часто бывает в жизни, прекрасное в мечтах, и гладкое на бумаге, на практике пробивается вперед через пень-колоду. Особенно много «оврагов», сегодня приходится преодолевать в земельном налоге.
Получилось, что нормы 31 главы Налогового кодекса, вступившие в действие два года назад, только сейчас стали доходить до сознания и практики людей, а налоговая служба оказалась просто завалена жалобами и вопросами по этому поводу. Приходят, звонят и пишут председатели гаражных и садоводческих кооперативов, пенсионеры - дачники, землевладельцы - дольщики, получивших в свое время свидетельства о праве собственности на землю колхозов и совхозов, сельскохозяйственных кооперативов, земельные площади которых в настоящее время используют фермеры…
При этом нюансов и тонкостей в проблеме возникает столько, что в каждом конкретном случае разбираться приходится индивидуально. Шаблоны не проходят.
Член потребительского гаражного кооператива ПГК №21, что в Индустриальном районе, пенсионер по возрасту и инвалид, никак не может смириться с утратой действовавшей ранее льготы по уплате налога на землю под гаражом. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб., на которое он рассчитывал согласно п. 5 ст. 391 Налогового кодекса, в отношении лично его оказалось не применимо, поскольку действует оно лишь в отношении земельных участков, находящихся у физических лиц в собственности или в постоянном (бессрочном) пользовании. А, так как земля под гаражом пенсионера предоставлена в постоянное пользование юридическому лицу ПГК №21, членом которого Юшков В.А. является, именно кооператив в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса и является плательщиком земельного налога. При этом ему, как юридическому лицу, льготы по исчислению и уплате земельного налога не предусмотрены.
Круг, как говорится, замкнулся: инспекция с физическим лицом никаких правоотношений не имеет, земельный налог пенсионеру не исчисляла и не предъявляла.
Но при этом, руководствуясь Налоговым кодексом, требует уплату налога с кооператива. Последний, собирая взносы, в том числе, и на земельный налог, поблажки своим членам, по вполне понятным мотивам, предоставлять не намерен. Налоговики же поясняют пенсионеру и всем другим, кто оказался в его положении – хотите получать льготу, приватизируйте землю под гаражом, регистрируйте ее в собственность. На основании сведений из регистрирующего органа (Росрегистрация) будем работать не с кооперативом, а с вами, как с налогоплательщиками - физическими лицами. Только после этого, на основании документов, дающих право на льготы, если таковые у физического лица имеются, произведем соответствующие расчеты.
Таким образом, налоговая проблема преобразовалась в проблему права собственности на землю с его соответствующей регистрацией. И решать ее нужно, как оказывается, совсем не в налоговой инспекции, которая волей закона стала крайней в цепочке установления новых земельных правоотношений.
Если у Венедикта Александровича Юшкова вопросы о земле сведены к механизму перевода участка в собственность, то у Анны Сергеевны Белкиной (имя и отчество по просьбе заявителя изменено), наоборот. От собственной земли она никак не может избавиться. Когда-то, в далекие 90-е, являясь, как и многие в те годы, членом дачного кооператива, она принесла председателю заявление о выходе из кооператива, и об отказе от приватизации своего участка. Ни здоровья, ни желания отвоевывать выделенный участок у леса, у них с мужем не было.
Но, то ли, заявление каким-то непонятным образом затерялось, то ли его умышленно соседи в расчет не приняли, чтобы приватизация в разваливающемся кооперативе прошла общим списком, итог таков: в реестрах органов Роснедвижимости Анна Сергеевна до сих пор официально учтена как полноправный землевладелец. И все бы ничего, если бы не одно обстоятельство – год за годом на ее имя поступали сначала уведомления, а затем и требования на уплату земельного налога. На все обращения, звонки и письма пояснения давались одни – нужно, чтобы из регистрирующего органа поступили сведения, что Анна Сергеевна не является собственником такого - то участка (указывается кадастровый номер и адрес).
Только на основе этой информации инспекция может прекратить начисление налога и пени, которое по утверждению налоговиков сейчас производится автоматически. При этом грозная корреспонденция из инспекции поступала с завидным постоянством.
И опять все те же «овраги»: решение о деприватизации земли может принять только Администрация Краснокамского района, в ведении которой находится участок. Чтобы решить вопрос нужно, как минимум дважды, побывать в Краснокамском отделе Роснедвижимости, и столько же - в Администрация Краснокамского района. Да еще в налоговую нужно представить документы, подтверждающие инвалидность, чтобы пересчитать неуплаченные в свое время суммы налога.
Для 73-летней больной пенсионерки и ее 83-летнего мужа, проживающих в Перми, задача просто неподъемная. Но таковы правила - вопросы о собственности положено решать лично. Хотя…, ведь у правил бывают исключения. Наверное, это как раз тот случай, когда проблему следует решать нестандартно, быть может, на основания заявления, поступившего по почте, или, например, с выездом по месту жительства, договорившись о времени встречи по телефону. А почему, собственно, нет?
Но с другой стороны, может так случиться, что ни времени, ни средств для такой работы у соответствующих органов может не хватить. Ведь по данным того же краевого налогового управления в регионе проинвентаризировано более миллиона земельных участков, имеющих свыше 100 тысяч кадастровых стоимостей, четырнадцати различных категорий назначения.
А тут еще напасть. Не так просто, как задумывалось, решаются вопросы, идентификации собственников земель. Законодательством предусмотрено, что кадастровый учет ведет земельно-кадастровая палата. Так вот, по тем сведениям, которыми она сегодня располагает и представляет в налоговые органы, последние оказываются не в состоянии исчислить и предъявить налог собственникам земель. В документах о регистрации прав собственности, которые когда-то выдавались местными органами власти чего-нибудь, да не хватает - не указываются необходимые реквизиты участков, их местонахождение (адрес), границы и.т.д.
Часто приходится сталкиваться и с такими фактами, когда право собственности на землю перешло от умерших родителей к детям, которые хотели бы оформить земельный пай в сельской местности, находящийся в полевом севообороте в личную собственность, и работать на собственной земле. Или же продать земельный участок. Действующее законодательство, как в первом, так и во втором случае стоит на стороне правообладателей, имеющих на руках свидетельство о праве собственности на землю. Но сначала необходимо произвести межевание участка, землеустроительные работы, составить картографический план земельных угодий. После чего подать заявление в органы местного самоуправления с просьбой выделить земельный пай в собственность с изъятием из севооборота и закрепить его за собственником земли или же наследником собственника. И пока работа по выяснению этих и других необходимых данных не будет завершена, предъявить налог физическому лицу не возможно.
В этих и иных ситуациях с идентификацией участков доходит до парадоксов, гражданин настаивает – хочу заплатить налог в бюджет, скажите сколько! Налоговики отвечают, предъявить налог не можем, нет оснований…
Кто поверит в такое? Оказывается, бывает. Между тем цена вопроса такова, что поспешить с решением вопросов регистрации собственности и идентификации земельных участков, всем, кто к этому имеет отношение, просто необходимо. Ибо объемы поступлений земельного налога в местные бюджеты Пермского края составляют весьма значительные суммы. За 2007 год суммарно они составили 2 млрд. 692 млн. рублей, в 2,2 раза больше, чем в 2006 году. А сколько еще, по перечисленным выше причинам, не предъявлено и не уплачено?
И еще одно обстоятельство. Сроки уплаты, ставки и льготы по земельному налогу устанавливают муниципалитеты. В городе Перми, например, для физических лиц расчетные суммы налога в бюджет вносятся в два срока: до 15 сентября года, являющегося налогооблагаемым периодом, и до 1 февраля года, следующего за годом налогооблагаемого периода. По этой причине мероприятия по исчислению земельного налога и предъявлению его собственникам в налоговых органах уже проводятся. Это еще один побудительный мотив, чтобы вопросы определения и регистрации прав собственности физические лица перевели в разряд первоочередных.
Валерий Аникин
Газета «Капитал WEEKLY» №12 от 02.04.2008 года, стр.2
Начать дискуссию