Год назад ФНС России в Концепции налогового планирования выездных налоговых проверок определила и назвала одиннадцать критериев оценки налоговых рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Не перечисляя их, напомним главное: знание критериев позволяет налогоплательщикам самостоятельно оценить степень вероятности назначения в отношении них выездных налоговых проверок.
Фактически, проанализировав свою деятельность за последние три года, налогоплательщик с большой долей вероятности сам может определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. При наличии рисков в деятельности организации он сможет самостоятельно их устранить, уточнив свои налоговые обязательства. Если же налогоплательщик не хочет этого делать по тем или иным причинам, то ему не избежать визита налоговиков.
Можно объяснить почему. На настоящий момент приоритет в контрольной работе налоговых органов направлен не на количество проводимых проверок, а на их качество, т.е. увеличение их эффективности и результативности, сбор доказательной базы и, как следствие, увеличение процента взыскания доначисленных сумм.
Залогом качества является тщательное и детальное планирование, основанное на полном и всестороннем анализе финансово–хозяйственной деятельности как налогоплательщиков, так и отраслей. К анализу добавляется обработка всей имеющейся в налоговом органе информации, сбор недостающих данных и выявление так называемых зон риска, чтобы максимально сконцентрировать усилия инспекторов, занимающихся выездным контролем.
Проще говоря, сейчас перед проверкой налоговый инспектор в большинстве случаев знает, что будет проверять. Мало того, в ряде случаев ему практически уже известна сумма неуплаченного налога, которая будет предъявлена налогоплательщику.
Среди наиболее эффективных инструментов аналитической контрольной работы следует назвать Комиссии по рассмотрению налоговых рисков. Регламент работы Комиссии предусматривает доведение до конкретного налогоплательщика тех налоговых рисков, которые были установлены инспекторами при проведении аналитической работы и обработке всей имеющейся в налоговом органе информации.
Надо сказать, что налогоплательщики тверского региона в своем большинстве разумно и адекватно восприняли информацию о возможности самостоятельной оценки налоговых рисков. Так, если в первом квартале 2007 года уточненные налоговые обязательства налогоплательщиков по результатам аналитической контрольной работы налоговых органов составили 10 млн.руб., то за 1 квартал 2008 года они составили 57 млн. руб. Кроме того, более 40 налогоплательщиков уменьшили убытки на 199 млн. руб., прекратив тем самым их перенесение на следующие налоговые периоды. Выходит, что фактически многие налогоплательщики сами себя проверили и результат – налицо.
Если налогоплательщик не отреагировал на замечания Комиссии и не объяснил свои налоговые риски или же не уточнил налоговые обязательства, то он должен знать – проведение выездной налоговой проверки в отношении его организации неизбежно.
Работа Комиссий вносит ощутимый вклад в контрольную работу налоговых органов области. Только в 2007 году налоговыми органами области было проведено 240 заседаний Комиссий с приглашением 564 налогоплательщиков. По результатам работы Комиссий налогоплательщики доплатили в бюджеты всех уровней свыше 20 млн. руб. налоговых платежей, уменьшили убытки на сумму свыше 190 млн. руб. Кроме того, по 108 налогоплательщикам, не отреагировавшим на замечания Комиссии, подготовлены заключения на проведение проверок.
Если же определить приоритетные направления контрольной работы на 2008 год, то необходимо отметить, что по результатам аналитической работы, выявления критериев риска, обработки всей имеющейся в налоговых органах информации, результатов камерального контроля, работы Комиссий по рассмотрению налоговых рисков Управлением был утвержден план проведения выездных налоговых проверок на 2008 год. План включает в себя проверку 839 налогоплательщиков, в отношении которых проведен предпроверочный анализ, сгруппированных по отраслевому признаку. Повышенный интерес с точки зрения налоговых рисков вызывают налогоплательщики, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере торговли, строительства, осуществляющие операции с недвижимым имуществом. Не избежать проверки налогоплательщикам, занимающимся обналичиванием денежных средств, выплачивающим низкую заработную плату, а также тем, кто задействованы в так называемых «незаконных схемах минимизации налоговых платежей».
Правильно расставленные приоритеты позволяют добиться определенного результата. Так, если за первый квартал 2007 года результативность выездных налоговых проверок организаций составляла 94 %, то за первый квартал 2008 года результативность достигла 97 процентов. Результативность выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей в первом квартале прошлого года составляла 98 процентов, в первом квартале текущего года она увеличилась до 100 процентов.
Возросли взысканные по результатам контрольной работы платежи: если в первом квартале 2007 года было взыскано 156 млн.руб., то в аналогичном периоде 2008 года - 241 млн.руб.
Доля низкоэффективных выездных налоговых проверок с доначислениями менее 50 тыс. руб. в первом квартале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась в 4 раза.
Считая качественное планирование основным залогом результативности налогового администрирования, ФНС России в рамках вышеназванной Концепции разработала проект регламента планирования выездных проверок. О том, как этот документ повлияет на сложившуюся практику планирования контрольной работы налоговых органов Тверской области, и какие новшества ожидают налогоплательщиков, в деятельности которых присутствуют налоговые риски, мы проинформируем наших налогоплательщиков несколько позже.
Критерии рисков определяют сами налогоплательщики
Как не попасть в «черные списки» для выездных проверок налоговиков?
Начать дискуссию