Обзор материалов прессы

Обзор материалов прессы.

11.06.2008
15:50

Казанцам пришлют налоговые платежки со штрих-кодом

В налоговых органах заканчивают подсчитывать и начислять налоги. Все жители Республики Татарстан, имеющие в собственности недвижимость (дома, квартиры, комнаты, гаражи и др.), транспортные средства и земельные участки, получат налоговые уведомления. Часть из них будет направлена через почтовые отделения, другая часть вручена через органы местного самоуправления сельских поселений. В уведомлениях граждане смогут увидеть данные об объектах налогообложения, ставках налогов, состоянии расчетов по налогу за предыдущие периоды и расчет суммы налога за текущий год. Для удобства в конверт с уведомлениями положат готовые квитанции для уплаты.

Отличительной особенностью квитанций, которые получат в ближайшее время жители Казани и Набережных Челнов, будет то, что на них будет присутствовать двухмерный штрих-код. Теперь уплатить налоги можно будет не только привычным способом через отделения банка или почтовые отделения, когда информация с квитанции вручную вносится в электронный документ, но и через платежные терминалы и операционные кассы банков, оснащенные специальным сканером.

Ирина Литвинова, специально для 116.ru

Время и деньги

Налог на имущество “в доле”: считаем по-новому

Выпуск: 112(2813) от 19 июня 2008 года
Рубрика: Экономика
Автор: Наталья СУХОРУКОВА, "ВиД"

На днях на сайте Управления федеральной налоговой службы по Республике Татарстан появились разъяснения по поводу нового механизма расчета налога на имущество физических лиц, который вступил в силу с 2008 года. Нововведения коснутся граждан, владеющих имуществом, находящимся в общей долевой и (или) совместной собственности, - и тем сильнее коснутся, чем выше стоимость объекта налогообложения.

Согласно законодательству, объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения и сооружения. Плательщиками налога признаются граждане - физические лица - собственники указанного имущества. Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то закон устанавливает, что каждое из этих физических лиц является плательщиком налога соразмерно его доле в этом имуществе. Если имущество находится в общей совместной собственности нескольких лиц, они несут равную ответственность по уплате налога.

Как поясняется в недавнем письме Министерства финансов РФ, начиная с 2008 года, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой или совместной собственности, будет исчисляться со всей инвентарной стоимости объекта. При этом вводятся новые ставки налога - в зависимости от стоимости объекта налогообложения. Далее исчисленная сумма налога делится между собственниками данного имущества пропорционально доле каждого в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.

Ставки налога на имущество устанавливаются решениями представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. В Татарстане они следующие: в отношении имущества стоимостью до 300 тыс. рублей ставка налога 0,1%, при стоимости имущества от 300 до 500 тыс. рублей - 0,2% и стоимостью свыше 500 тыс. рублей - 0,3%.

Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате лицами, обладающими лишь определенной долей в совместном долевом имуществе, с 2008 года изменится следующим образом.

К примеру, семья из трех человек имеет в собственности квартиру, находящуюся в общей долевой собственности. Каждый член семьи обладает 1/3 стоимости квартиры. Инвентарная стоимость квартиры 3 млн. рублей. Ранее сумма налога рассчитывалась налоговыми органами для каждого члена семьи с помощью умножения инвентарной стоимости доли на соответствующую ставку налога, то есть с 1 млн. рублей по ставке 0,1% налог в данном случае составлял 1000 рублей.

Как уже упоминалось, в 2008 году расчет будет произведен исходя из инвентарной стоимости квартиры (объекта обложения в целом) и соответствующей ей ставки налога, то есть со стоимости 3 млн. рублей по ставке 0,3%. Сумма налога с объекта составит 9000 руб. Далее сумма налога делится между членами семьи. В итоге она составит соответственно 3000 рублей для каждого члена семьи.

Несмотря на существенный рост налога, пока точно неизвестно, будут ли применяться новые ставки в рамках текущей декларационной кампании. По словам начальника отдела работы с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС России по РТ Натальи Мельниковой, в настоящее время существует ряд вопросов организационно-технического порядка, связанных с внедрением новых ставок. Вполне возможно, что граждане пока получат уведомления с расчетами по прежним ставкам. Предполагается, что в дальнейшем налогоплательщики получат дополнительные уведомления с просьбой оплатить недостающую часть по сумме налога.

Квартирный вопрос

Долевое имущество попало под налоговый пресс

В УФНС по РТ поступило распоряжение Министерства финансов РФ, согласно которому сумма налога на имущество граждан, находящееся в общей долевой или совместной собственности, должна уже с этого года исчисляться со всей инвентаризационной стоимости недвижимости. Затем сумма налога делится между собственниками пропорционально доле имущества каждого физлица. Если граждане имеют имущество в общей совместной собственности, то исчисленная сумма налога распределяется в равных долях.

До распоряжения минфина (который определяет механизм расчета налоговых платежей) налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости доли, скажем, квартиры, а не общей ее инвентаризационной стоимости. И хотя в стране давно действует прогрессивная налоговая шкала (чем больше инвентаризационная стоимость имущества, тем выше ставка налога), для многих физлиц налог, взимаемый по старой схеме, был все же не так и обременителен. С некоторых граждан взимали налог за принадлежащие им доли собственности по самой низкой ставке, а теперь кое-кому придется платить по максимуму.

В городах и районах Татарстана представительными органами местного самоуправления утверждены такие ставки: с имущества стоимостью до 300 тысяч рублей ставка налога - 0,1 процента, при стоимости имущества от 300 тысяч рублей до 500 тысяч - по ставке 0,2 процента, а стоимостью свыше 500 тысяч - 0,3 процента. А теперь почувствуйте разницу между старой и новой схемой расчета.

Например, семья из трех человек имеет квартиру в общей долевой собственности, каждому принадлежит одна треть квартиры инвентаризационной стоимостью, скажем, 900 тысяч рублей. Раньше сумма налога предъявлялась налоговыми органами каждому члену семьи из расчета инвентаризационной стоимости доли и соответствующей ставки, то есть с 300 тысяч рублей по ставке 0,1 процента. В результате каждый член семьи должен был платить по 300 рублей. По новой схеме налог вначале будет исчислен с 900 тысяч рублей по ставке 0,3 процента, его сумма составит 2 тысячи 700 рублей. Эту сумму налоговики разделят на троих, и каждому члену семьи придется заплатить по 900 рублей - в три раза больше, чем прежде. Ну а больше всего ощутят рост налоговых платежей граждане, проживающие в новых квартирах и домах, инвентаризационная стоимость которых значительно выше хрущевок.

В общем, налоговая эволюция продолжается. В первые годы приватизации жилья все платили налог на имущество по единой ставке - 0,1 процента, потом ввели прогрессивную шкалу и даже собирались взимать налог не с инвентаризационной стоимости недвижимости, а с рыночной. Правда, вчера в УФНС по РТ сообщили, что новый механизм расчета начнет действовать все же с будущего года. Дело в том, что налоговикам уже пора рассылать извещения об уплате налога за этот год, так как первый платеж (третью часть этого налога) граждане обязаны внести до 15 сентября. Времени на перерасчет осталось очень мало, ведь для этого налоговым инспекциям необходимо ввести новую компьютерную программу. И в Министерстве финансов РФ пошли навстречу налоговым органам.

На вопрос корреспондента "ВК", когда же были внесены изменения в налоговое законодательство в связи с распоряжением минфина, начальник отдела по работе со СМИ и налогоплательщиками УФНС по РТ Наталья Мельникова ответила, что расчет налоговых платежей с общей инвентаризационной стоимости имущества определен Гражданским кодексом РФ. Так что все по закону.

Налог на имущество физических лиц идет в местные бюджеты. В Казани его доля в общей сумме налоговых платежей составляет всего один процент, в этом году его планируется собрать в размере 65 миллионов рублей. Больше всего налога поступает в казну города на доходы физических лиц - 30 процентов. Такая же ситуация со сбором налогов и в других городах. Вот и решили финансисты пополнить местные бюджеты за счет увеличения платежей на имущество граждан.

Валентина ПАХОМОВА

Время и деньги

Налоги - по штрих-коду

Выпуск: 113-114(2814-2815) от 20 июня 2008 года
Рубрика: Экономика
Автор: Наталья СУХОРУКОВА, "ВиД"

Татарстанские налоговики завершают начисление гражданам налога на имущество физических лиц и земельного налога (по транспортному налогу работа уже завершена). Отличительная особенность бланков, которые получат до 1 августа этого года собственники - жители городов Казань и Набережные Челны - присутствие на квитанции двухмерного штрих-кода.


Как сообщает пресс-служба УФНС РФ по РТ, теперь уплатить налоги можно будет не только привычным способом - через отделения банка или почтовые отделения (когда информация с квитанции вручную вносится в электронный документ), но и через платежные терминалы и операционные кассы банков. Народ возле терминалов пока что не толпится - время не пришло. Однако налоговики уже апробировали устройства и в августе технических накладок не ожидают.

По мнению экспертов налоговой службы Татарстана, автоматические устройства по приему налоговых платежей будут способствовать повышению собираемости налогов с физических лиц. Если налог можно будет заплатить доступно и быстро, "забывчивых" налогоплательщиков станет значительно меньше. "Внедрение налоговыми органами новой технологии с нанесением на квитанции двухмерного штрих-кода предоставляет обоюдную выгоду всем участникам процесса. Для граждан это возможность оперативно производить налоговые платежи и буквально на следующий день получать соответствующие справки. Для банка - экономия временных и трудозатрат, отсутствие очередей, лояльность клиентов. Для налоговых органов и казначейства - простота и оперативность учета", - считает начальник отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС РФ по РТ Наталья Мельникова.

Напомним, что в конце февраля СМИ цитировали заместителя генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГНИВЦ) ФНС России Юрия Волкова, заявившего в интервью РИА "Новости" об ожидаемом внедрении платежных терминалов в качестве средства налоговых платежей. Тогда инициатива налоговой службы Татарстана (наш регион успешно поддерживает имидж плацдарма для пилотных проектов) получила федеральную поддержку. После ряда организационных и технических мероприятий проект стартовал.

Несмотря на то, что эффект от внедрения билинговой (т. е. через терминалы) технологии в декларационную кампанию по "физикам" можно будет оценивать лишь осенью, налоговики настроены оптимистично. Если эксперимент пройдет удачно, опыт Татарстана будет внедрен по всем крупным городам России.

Платежные терминалы для уплаты налогов по внешнему виду напоминают банкоматы. Однако, в отличие от банкоматов, оплатить налог здесь можно не только с помощью банковской карты, но и наличными денежными средствами. Соответственно, процедура налогового платежа посредством терминала во многом напоминает знакомую процедуру оплаты услуг сотовой связи через платежные автоматы (или снятие зарплаты с банковской карточки - кому что привычнее). Во всяком случае, пошаговая инструкция красуется прямо на терминале, справа от экрана. По задумке налогоплательщику достаточно только приложить квитанцию на уплату налога (тем местом, где расположен персонифицированный штрих-код) к сканеру устройства. Далее требуется внести денежные средства в купюроприемник устройства или вложить карту в картоприемник платежного терминала (напомним, налоговые платежи взимаются без каких-либо комиссий). Подтверждением уплаты будет служить чек, выдаваемый терминалом.

Одно из главных преимуществ электронных налоговых платежей - оперативность. Эксперты налоговой службы утверждают, что благодаря штрих-коду банк сразу же после оплаты зачислит налог на единый счет казначейства и передаст данные о зачислении налога в налоговые органы (в настоящее время казначейство еженедельно "спускает" в налоговую громоздкий реестр платежей). Таким образом, уже на второй день налогоплательщик может идти в налоговую и брать справку об отсутствии задолженности, столь необходимую для совершения сделок с недвижимостью.

Пока таких терминалов в Татарстане всего два, и оба - в Казани: один, с логотипом банка "Ак Барс", расположен по адресу: ул. Бондаренко,3 (в фойе здания ФНС России по Московскому району и Межрайонной ИФНС № 3 по РТ), а другой - в офисе банка "Банк Казани" по ул. Солдатская,1 (остановка "Энергоинститут"). До конца года налоговая служба планирует внедрить еще несколько устройств в Казани и Набережных Челнах.

Планы - планами, но поскольку парочки терминалов маловато будет для крупного города вроде Казани, для удобства налогоплательщиков налоговая служба оснастила двадцать операционных касс банка "Ак Барс" и четыре кассы АИКБ "Татфондбанк" в Казани и Набережных Челнах специальными сканерами для считывания информации со штрих-кода. Предполагается, что население сразу прочувствует удобство мгновенного ввода данных кассиром: время обслуживания резко сократится, и очереди исчезнут совсем. Ручная набивка информации с квитанции полностью исключается, соответственно, исключаются все ошибки ручного ввода. Значит, налогоплательщику не придется беспокоиться о неправильно выбранном коде бюджетной классификации, возможных пенях и прочих неприятностях налоговой неуплаты.

Тем не менее, как и в любом новом деле, в процедуре уплаты налогов через терминалы остается несколько "тонких" моментов. Во-первых, это вопрос количества терминалов: устройства недешевы, и далеко не все банки стремятся стать участниками проекта. По словам Натальи Мельниковой, пока задействованы только "самые сознательные банки, заинтересованные в экономии своих ресурсов".

Во-вторых, вопрос со сдачей, которую кассир выдает до копейки, а терминал такой возможности не имеет. В принципе, здесь все просто - даже копеечная недоплата чревата пенями, а вот копеечную переплату налоговая будет зачислять в счет будущих платежей

Федеральная налоговая служба разработала регламент бесплатного информирования граждан

До последнего посетителя

Отвечать вежливо и носить бейджи, возможно, вскоре будут обязаны все сотрудники налоговых инспекций. Очередную попытку оптимизации взаимоотношений с налогоплательщиками предприняла на днях Федеральная налоговая служба (ФНС), опубликовавшая на своем официальном сайте проект административного регламента по бесплатному информированию налогоплательщиков.

Это далеко не первый свод правил работы с плательщиками, составленный налоговиками. Попытка разработки регламента предпринималась еще три года назад, документ был разослан по территориальным управлениям. Кое-где даже начали прослеживаться некоторые видимые позитивные изменения, но касалось это, как правило, столичных инспекций. Нынешний документ разработан в рамках исполнения поручения премьер-министра России о создании административных регламентов и, соответственно, должен пройти процедуру утверждения правительством.

Новый регламент устанавливает сроки и последовательность действий должностных лиц по приему документов и составлению ответов на вопросы. Документ предполагает также информирование плательщиков о возможном порядке обжалования действий или бездействия сотрудников налоговой службы. Все инспекции обяжут вести журнал учета письменных запросов и журнал регистрации информационной работы.

Все действия, которые должен совершать инспектор, изложены для удобства сотрудников в графических схемах. К примеру, ответом на запрос плательщика может быть устное информирование, передача в отраслевой отдел либо передача в другое ведомство. Форма запроса для удобства плательщиков размещена на сайте Федеральной налоговой службы. В принципе такой же порядок действий принят и сейчас, однако сегодня для сотрудников инспекций совсем не очевидно, кто именно из них должен взять на себя труд по составлению ответов и какая кара им может грозить за то, что ответ вовремя не предоставлен. Новый регламент предполагает, что должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками, получившее письменный запрос налогоплательщика, в срок не позднее двух дней формирует ответ, распечатывает его в двух экземплярах, визирует у начальника отдела работы с налогоплательщиками и в этот же день направляет на согласование в структурное подразделение инспекции, в чьей компетенции находится данный вопрос. Структурное подразделение, в свою очередь, должно завизировать ответ не позднее следующего дня. Причем для контроля за соблюдением сроков при приеме письменного запроса на втором экземпляре проставляется дата и отметка о принятии запроса.

В случаях, если поставленные налогоплательщиком вопросы не могут быть решены непосредственно должностным лицом, ответственным за информирование, к разъяснению привлекается должностное лицо структурного подразделения, в компетенцию которого входит рассматриваемый вопрос. Если административный регламент примут и утвердят, начальники структурных подразделений налоговой инспекции будут ежемесячно направлять в отдел работы с налогоплательщиками список дежурных должностных лиц, привлекаемых для разъяснения, и их контактные телефоны.

Обозначены в регламенте и сроки работы с запросами. К примеру, должностное лицо структурного подразделения, в компетенции которого находятся вопросы урегулирования задолженности, согласовывает справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и возвращает ее в отдел работы с налогоплательщиками не позднее рабочего дня, следующего за днем получения справки на согласование.

Гонять плательщиков от одного окошка к другому регламент не позволяет. Если нет желания общаться с инспекторами лично -- документы примут по почте. Для инспекторов приписаны правила, как принять такую отчетность и зарегистрировать. Чтобы не заставлять граждан нервничать, что в документы вкралась ошибка и отправленные по почте декларации не будут приняты (это и является основной причиной того, что большинство плательщиков продолжает штурмовать инспекции лично), регламент обязывает письменно уведомлять налогоплательщика об обнаруженных неточностях.

Должностные лица, непосредственно контактирующие с посетителями, обязаны будут иметь при себе бейджи или таблички на рабочих местах с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности. При информировании по телефону справочной службы ответ должен будет предоставляться по возможности в момент обращения. Сотрудник инспекции, как сказано в регламенте, должен представиться, после чего вежливо и корректно ответить на вопрос.

Если гражданин приходит в инспекцию лично, то время ожидания в очереди должно составлять не более 30 минут. В периоды массового представления налогоплательщиками документов максимальное время ожидания в очереди будет определять руководитель инспекции с учетом имеющихся ресурсов. Но прием всех налогоплательщиков, обратившихся в инспекцию, должен быть осуществлен в течение рабочего дня без всяких записей очереди на следующий день. Прием налогоплательщиков должен будет осуществляться ежедневно, кроме выходных, в течение рабочего дня без обеденного перерыва.

Теоретически регламент снимает главную проблему, с которой сталкивается налогоплательщик, придя в инспекцию, -- отсутствие определенности, какой именно чиновник должен заниматься лично его проблемой. Однако, как показывает практика, на этапе согласования проект регламента может задержаться надолго. Да и его утверждение не гарантирует, что налоговые чиновники будут неукоснительно следовать в своей работе официальным правилам хорошего тона.

"Время Новостей"
Ирина Склярова
31 октября 2006

 
 

Начать дискуссию