Согласно части 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Предоставление индивидуальных налоговых льгот является нарушением антимонопольного законодательства в части 1 статьи 15 федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Понятия «государственное и муниципальное унитарное предприятие», «государственное и муниципальное учреждение» закреплены в гражданском законодательстве.
Так, согласно части 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее № ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В соответствии с частью 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Поскольку указанные предприятия и учреждения в большинстве случаев являются хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 закона о конкуренции (осуществляют деятельность, приносящую им доход), то предоставление налоговых льгот в зависимости от организационно-правовой формы является предоставлением преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам и таким образом приводит или может привести к ограничению конкуренции, т.е. имеет признаки нарушения статьи 15 федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Правовой режим инвестиций установлен федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Одним из элементов этого режима является право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать налоговые льготы хозяйствующим субъектам, занятым в реализации инвестиционного проекта.
Законом № 160-ФЗ для иностранных инвесторов и организаций с иностранными инвестициями льготы по уплате налогов предусмотрены только в отношении федеральных налогов. Согласно статье 19 закона № 39-ФЗ органы местного самоуправления для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, вправе установить субъектам инвестиционной деятельности льготы по уплате местных налогов.
Подобные права у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют (статья 11 закона № 39-ФЗ).
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о предоставлении налоговых льгот конкретному хозяйствующему субъекту для реализации инвестиционного проекта (в отсутствие конкурсных процедур выбора такого хозяйствующего субъекта) будут рассматриваться антимонопольным органом как нарушение статьи 15 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как могут привести к ограничению конкуренции.
Алла Мадянова, начальник отдела КБУ Федеральной антимонопольной службы России
Начать дискуссию