Особенности досудебного порядка обжалования актов налоговых органов с 1 января 2009 года
Акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы организациями и индивидуальными предпринимателями в арбитражном суде. Однако с 01.01.2009 будет введена обязательная досудебная процедура обжалования в административном порядке.
В результате с 01.01.2009 вступает в силу новый порядок обжалования решений налоговых органов. В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется с того дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Это положение было закреплено п. 75 ст. 1 и п. 16 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» (в редакции Федерального закона от 30.11.2006 № 268-ФЗ).
До 01.01.2009 налогоплательщики еще имеют право обжаловать решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения одновременно в вышестоящий орган и в суд в соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 04.10.2005 № 7445/05 было разъяснено, что налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то, что у него имеется возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанные на положениях такого акта.
Следовательно, в случае обращения организации или индивидуального предпринимателя с заявлением непосредственно в арбитражный суд при оспаривании «решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» арбитражный суд, начиная с 01.01.2009, будет оставлять такое заявление без рассмотрения, указав, что истцом (заявителем) не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком в соответствии с ч. 2 ст. 148 АПК РФ.
Таким образом, с 01.01.2009 Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Отдел налогового аудита Межрайонной ИФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам
по Новосибирской области
Начать дискуссию