Администрирование единого социального налога - обеспечение социальных гарантий

Администрирование единого социального налога - обеспечение социальных гарантий государства. Разъяснения специалистов Управления ФНС России по РС(Я).

Единый социальный налог представляет собой источник формирования доходной части федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Средства, мобилизуемые в виде единого социального налога (ЕСН), имеют целевую направленность и используются для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. ЕСН зачисляется в федеральный бюджет для финансирования базовой части трудовой пенсии. Кроме того,  служит источником доходов Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации. Например, доля ЕСН в доходах бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования нашей республики составляет более 25 %, а регионального отделения Фонда социального страхования – более 70%. В самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.

Всего по республике за 1 полугодие 2008 года поступления по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, с учетом сумм в счет погашения задолженности по взносам в государственные внебюджетные фонды прошлых лет, составили более 8 млрд. 842 млн.рублей. Проведенной работой по осуществлению налогового контроля за уплатой данных платежей дополнительно начислено 187 млн.рублей. Поступления этих платежей напрямую зависят от доходов населения. Поэтому важно осуществление контроля за достоверностью налоговой базы с фонда оплаты труда. Оплата труда наемных работников является базой для исчисления единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на доходы физических лиц.

В соответствии со статьей 235 Налогового Кодекса Российской Федерации  организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты физическим лицам, признаются налогоплательщиками единого социального налога. Объектом налогообложения ЕСН для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Налоговым кодексом в статье 238  установлен перечень освобождаемых от налогообложения выплат. К ним в частности, относятся  государственные пособия (в том числе пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком), компенсации, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей (в том числе возмещением работнику командировочных расходов), вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам (в части суммы ЕСН, подлежащей уплате в ФСС РФ) и другие суммы.

Проверки организаций, особенно деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, показывают, что зачастую их работники не знают какие выплаты и вознаграждения им предусмотрены трудовым или иным заключенным с работодателем договором, за счет каких средств они производятся. А ведь страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями с выплат и вознаграждений работнику, носят индивидуально возмездный характер и от размера учтенных на индивидуальном лицевом счете работника - застрахованного лица сумм страховых взносов будет зависеть размер трудовой пенсии при ее назначении или перерасчете. Это установлено статьей 3 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Практически любые выплаты за исключением выплат, указанных в статье 238 Налогового кодекса, подлежат налогообложению ЕСН и страховыми взносами на ОПС. Но необходимо учитывать особенности по налогоплательщикам, формирующим налоговую базу  по налогу на прибыль. Действующее законодательство на основании пункта 3 статьи 236 Кодекса позволяет отдельные выплаты и вознаграждения не признавать объектом налогообложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Но пункт 3 статьи 236 Кодекса не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. При наличии соответствующих норм в главе 25 Кодекса «налог на прибыль организаций» налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по единому социальному налогу.

Налоговая политика направлена на создание благоприятных условий для развития экономики, в том числе путем снижения налоговой нагрузки. Так, с 2005 года совокупная максимальная ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 26 процентов. Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда преследовало также цель- уменьшение доли скрытой оплаты труда, но не привело к существенному расширению налоговой базы зарплатных налогов. В Бюджетном послании Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» Президент Российской Федерации отметил, что «пока не достигнута вторая основная цель реформы налогообложения фонда оплаты труда - массовый вывод «из тени» доходов граждан, в первую очередь занятых в сфере малого и среднего бизнеса».

Безусловно, основная функция налоговых органов - контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Но одной из основных задач налоговых органов является повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков. Принимаются меры по совершенствованию налогового администрирования и созданию для налогоплательщиков максимально комфортных условий при исчислении и уплате налогов. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Одной из целей реализации данной Концепции является обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства. Кроме того, ставит цель - сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики. Согласно Концепции система планирования выездных налоговых проверок позволяет максимально уменьшить вероятность применения данного вида налогового контроля в отношении законопослушных налогоплательщиков, полностью исполнивших свои обязательства по уплате налогов.

Размер оплаты труда является одним из 11 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, определенных данным документом. Критерий «среднемесячная заработная плата» отражает уровень оплаты труда в целом по организации-работодателю по сравнению со средним уровнем оплаты труда, фактически сложившимся по организациям-работодателям, относящимся к аналогичному виду экономической деятельности в конкретном субъекте Федерации.

В соответствии с Трудовым кодексом заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Размер заработной платы зависит от квалификации, стажа, опыта работы, образования работника, условий труда и многих других факторов. В целом же определяется исходя из  рыночных условий. Но как показывает анализ налоговой отчетности заработная плата у отдельных работодателей может значительно отличаться от рыночной и даже устанавливаться ниже минимального размера оплаты труда.

Налоговые органы всесторонне анализируют всю имеющуюся информацию, на ее основе определяют «зоны риска» совершения налоговых правонарушений. Налогоплательщики, подпадающие в «зону риска» подлежат первоочередному включению в планы выездных налоговых проверок. Если, например, налоговая база по ЕСН и страховым взносам на ОПС сформирована налогоплательщиком искусственно и только в целях снижения уплачиваемых налогов, то ему не следует удивляться решению о назначении выездной налоговой проверки.

Более половины проведенных выездных налоговых проверок организаций выявляют нарушения в исчислении и уплате ЕСН. Так, по итогам 1 полугодия 2008 года по результатам выездных налоговых проверок выявлено занижение организациями ЕСН на сумму 24 млн.рублей, страховых взносов на ОПС – 2,8 млн.рублей, что повлекло применение штрафов на сумму 1,5  млн.рублей и начисление пени на сумму 4,3 млн.рублей.

Основными нарушениями налогового законодательства по единому социальному налогу, выявляемыми при проведении выездных налоговых проверок, являются нарушения норм Кодекса, предусматривающих порядок формирования налоговой базы по единому социальному налогу. Но устанавливаются отдельные факты умышленного сокрытия и не отражения заработной платы в налоговой отчетности, чаще всего при проверках субъектов малого предпринимательства.

При проведении выездных налоговых проверок в обязательном порядке исследуется вопрос о возможном применении налогоплательщиком различных незаконных схем ухода от налогообложения, в том числе выплаты заработной платы в «конвертах». Выплата зарплаты в «конвертах» - это когда начисление заработной платы не производится, а она выплачивается работникам лично на руки, в конвертах и соответственно они не отражаются в учете и отчетности. То есть заработная плата не проходит по ведомости, либо отражается только часть. Таким образом, налогоплательщики допускают неполное отражение в бухгалтерском учете выплаченной заработной платы, ее занижение порой ниже прожиточного уровня и даже ниже установленного минимального размера оплаты труда.

 В 1 полугодии текущего года по результатам выездных налоговых проверок 7 индивидуальных предпринимателей, проведенных в рамках работы по легализации «теневой» заработной платы, установлены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в сокрытии фактически выплаченной заработной платы и не исполнении обязанностей налогоплательщика по представлению налоговой отчетности в качестве работодателя и уплате налогов с оплаты труда, невыполнении обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, несоответствие данных первичного бухгалтерского учета о начислениях и выплате заработной платы данным, отраженным в налоговой отчетности. Из них у 2 индивидуальных предпринимателей установлены «конвертные» схемы выплаты заработной платы.

Так, проверкой индивидуального предпринимателя Алексеевой, занимающейся производством хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий, установлено не отражение в налоговой отчетности фактически выплаченной в 2005 г. заработной платы 5 работникам, в 2006 г.- 15 работникам, кроме того, допущены ошибки в отражении доходов, выплаченных другим работникам. Всего за 2005-2006 гг. предпринимателем занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 788 тыс.руб., на эту же сумму занижена налоговая база по налогу на доходы физических лиц. Предприниматель в 2005 г. не осуществлял перечисление в бюджет  НДФЛ, а в 2006 г. перечислена  только десятая часть налога, удержанной ею с доходов работников. 

Налоговые органы республики с 2006 года проводят работу, направленную на легализацию налоговой базы ЕСН и страховых взносов на ОПС, легализацию «теневой» заработной платы. При налоговых инспекциях и Администрациях муниципальных образований созданы комиссии по легализации «теневой» заработной платы. В 1 полугодии на заседаниях комиссий по легализации «теневой» заработной платы  заслушан 281 налогоплательщик, из них при администрациях Муниципальных образований- 45 работодателей. Цель приглашения на заседание комиссий – на основе проведенного анализа побудить налогоплательщиков декларировать реально выплачиваемую работникам заработную плату, соответствующую показателям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. То есть задача данной работы - обеспечение достоверности отражения в налоговой отчетности фактически выплачиваемой работникам оплаты труда. Кроме того, основанием для приглашения на комиссии являются жалобы и обращения граждан на работодателей, в том числе по телефонам «доверия», которые имеются во всех налоговых инспекциях республики.

Данные проведенного нами анализа, показали, что основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы - розничная и оптовая торговля (60% от общего количества отобранных налогоплательщиков), обрабатывающие производства (8%), строительство (7%), транспорт и связь (6%). При проведении данной работы обязательно учитываются объективные условия деятельности конкретных налогоплательщиков.

По состоянию на 1 июля 2008 года 321 налогоплательщик после заслушивания на Комиссии повысил заработную плату, из них 161 повысил заработную плату до среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности. Максимальная результативность работы Комиссий достигнута в сфере «транспорт и связь» (75% из числа заслушанных на комиссии повысили зарплату до среднего уровня по ВЭД), «деятельность гостиниц и ресторанов» (63%), «оптовая и розничная торговля» (48%).

Проводимая работа по легализации заработной платы оказывает существенное влияние и на легализацию трудовых отношений. А это, прежде всего социальные гарантии граждан, это- возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение, получить кредиты и т.д. То есть гражданин более полно можно реализовывать свои законные права. Данная работа не преследует только фискальные цели по увеличению поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Основной целью работы является повышение правосознания работодателей и работающего населения, активности населения в отстаивании законных прав для обеспечения им социальных гарантий, которое неразрывно связано с легализацией доходов и соблюдением трудового законодательства. Поэтому легализация «теневой» заработной платы проводится при активном участии Государственной инспекции труда, профсоюзных органов и органов Пенсионного фонда.

Налоговые органы республики придают особое значение вопросам администрирования единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Эффективность работы налоговых органов по администрированию единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - это обеспечение выполнения социальных гарантий государства.

 

 

Начальник отдела ЕСН Управления ФНС России по РС(Я)  Н.И. Винокурова

Начать дискуссию