Новости ФНС

Налогообложение единым социальным налогом

Межрайонная ИФНС доводит до сведения налогоплательщиков письмо ФНС России от 27 мая 2008 года № 03-04-07-02/11 по вопросам налогообложения единым социальнымI налогом (ЕСН).

 Межрайонная ИФНС доводит до сведения налогоплательщиков письмо ФНС России от 27 мая 2008 года 03-04-07-02/11 по вопросам налогообложения единым социальнымI налогом (ЕСН).

Минфин России рассмотрел письмо ФНС России от 12 марта 2008 года №05-1-01/56 по вопросам налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организациями врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также о применении регрессивной шкалы ставок единого социального налога к налоговой базе возникшего в результате реорганизации юридического лица, и сообщает следующее.

Прежде всего Минфин России уточняет свою позицию.

Объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, согласно пункту 1 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам. Вместе с тем, в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, работодатели обязаны освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время и если выполняемая работа в рамках исполнения государственных и общественных обязанностей не входит в круг его служебных обязанностей в качестве работника организации.

Пунктами 1 и 2 Федерального закона №53-ФЗ установлено, что граждане на время медицинского освидетельствования для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Указанные выплаты не связаны с выполнением трудовых обязанностей в рамках трудовых договоров и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.

Учитывая изложенные данные, выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом. «Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства РФ от декабря 2004 гада №704 (далее - Правила), предусмотрено, что выплата указанных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами на основании предоставляемых получателями соответствующих документов или их копии, подтверждающих фактические расходы.

Если какие-либо из поименованных в пункте 2 Правил видов расходов, по которым организациями или гражданами может быть получена компенсация, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие виды расходов в сведениях, направляемых в военный комиссариат, не указываются.

Кроме того, военные комиссариаты не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организации произвести уплату каких-либо налогов (в т.ч. ЕСН) с выплат работнику за время прохождения военных сборов.

По вопросу налогообложения выплат среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятия, связанных с реализацией Закона №53-Ф3, следует учитывать, что такие лица при направлении в военный комиссариат для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования граждан продолжают исполнять свои трудовые обязанности только вне постоянного места работы. Оснований, обязывающих врачей-специалистов и средний медицинский персонал участвовать в мероприятиях, связанных с реализацией закона №53-Ф3, вне рамок трудовых или гражданско-правовых отношений в настоящее время не имеется. В связи с этим выплаты упомянутым врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу признаются объектом налогообложения единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Таким образом, в отношении указанного медицинского персонала военными комиссариатами на сновании подпункта 3 пункта 2 вышеупомянутых правил осуществляются компенсации расходов организации, связанные как с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, командировочных (суточных) расходов, так и с уплатой сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных на выплаты данного среднего заработка.

Аналогичное разъяснение было направленно в Минобороны России письмом от 12 мая 2008 года №03-04-08-02/13.

В отношении вопроса о применении регрессивной шкалы ставок единого социального налога к налоговой базе возникшего в результате реорганизации юридического лица позиция Минфина осталась неизменной. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что предусмотренные пунктом 3 статьи 55 Кодекса правила определения налогового периода для вновь созданной организации в результате реорганизации не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Начать дискуссию