Новости ФНС

Вопрос-ответ

Вопрос-ответ. Информирует УФНС по Новгородской области.
Налог на доходы физических лиц

 

Вопрос

Облагаются ли НДФЛ  доходы военнослужащих, выплачиваемых в соответствии с                                         Федеральным законом от 27.05.98 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»  (далее - №76-ФЗ) за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительской власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба:

1. выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в соответствии с п.7 ст. 13 №76-ФЗ;

2. выплаты на детей школьного возраста для организации отдыха и оздоровления детей в случае непредставления путевок с  привлечением средств ФСС РФ в соответствии с п.7 ст.16 №76-ФЗ;

3. выплаты военнослужащим на содержание их детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в соответствии с п. 6 ст. 19 №76-ФЗ

 

Ответ

Ответ на 1 вопрос. Единовременное пособие на обзаведение имуществом первой необходимости, выплачиваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть отнесено к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством РФ, связанным с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Следовательно, доходы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в виде пособия на обзаведение имуществом первой необходимости не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина РФ от 27.02.2006 № 03-05-01-07/6, доведенное письмом ФНС РФ от 07.03.2006 №ГИ-6-04/232@).

Ответ на 2 вопрос. До 1 января 2008 года, согласно письма ФНС РФ от 27.03.2007 №ГИ-6-04/245@, финансирование Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) из федерального бюджета рассматривалось как целевое финансирование. В этом случае критерий "уплаты налога на прибыль организаций", предусмотренный п. 9 ст. 217 НК РФ, не применяется.

Таким образом, в случае, если сметой доходов и расходов Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрены расходы на оплату путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, указанные суммы компенсации таких путевок за счет бюджетных средств не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

C 1 января 2008 года согласно п. 9 ст. 217 НК РФ доходы физических лиц, являющиеся суммами полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммами полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемыми за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, не облагаются НДФЛ.

Ответ на 3 вопрос. В п. 3 ст. 217 НК РФ суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в перечне компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, прямо не указаны.

Суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (письмо Минфина РФ от 29.11.2007 № 03-04-06-01/423) .

 

Вопрос

          Физическим лицом была приобретена квартира по договору купли-продажи, часть оплаты производилась за счет государственного жилищного сертификата, выданного в соответствии с постановлением правительства РФ № 153 от 21.03.2006, как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС.

Облагается  ли НДФЛ сумма   субсидии по жилищному сертификату?

          Ответ

Согласно пп. е п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. 

   Частичная оплата стоимости квартиры за счет средств, выделенных из федерального бюджета, не является платой за его труд, не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником или  вознаграждением по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг). Эти суммы – мера государственной поддержки граждан, перед которыми государство принимает на себя обязательства в решении их жилищных проблем.

              Соответственно, бюджетные средства на приобретение жилья по Федеральной программе «Жилище» на 2002-2010 гг. относятся к компенсационным выплатам, которые связаны с денежным возмещением бесплатного предоставления жилых помещений, и не облагаются НДФЛ на основании п.3 ст. 217 НК РФ.

 

         Вопрос

  Следует ли при определении размера налоговой базы производить стандартные налоговые вычеты в течение всего налогового периода на работницу и на ребенка, если ей выплачен доход только в одном  месяце текущего года?

 

            Ответ

В соответствии с п. 3 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Установленные ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета. Налоговым периодом в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год.

Таким образом, если в течение налогового периода доход физическим лицам выплачивается один раз в год, стандартный налоговый вычет может предоставляться за все месяцы налогового периода до достижения установленных ст. 218 НК РФ предельных сумм дохода, исчисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, при превышении которых стандартные налоговые вычеты не предоставляются.

Таким образом, работница имеет право на получение стандартных налоговых вычетов за весь налоговый период, независимо от того что, доход ею получен только в одном месяце года.

                            Единый налог на вмененный доход 

Вопрос

                  Определение налогооблагаемой базы  по ЕНВД при совмещении режимов налогообложения и предельная величина корректирующего коэффициента К2 .

            Ответ

Согласно ст. 346.26 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) указанная система налогообложения может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

При этом в соответствии со ст. 346.27 НК РФ  под площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Порядок распределения площади торгового зала (или его части) при осуществлении на ней одновременно двух видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается единый налог на вмененный доход и в качестве физического показателя используется площадь торгового зала (в квадратных метрах), Кодексом не определен.

При этом при работе на общем режиме налогообложения или на упрощенной системе налогообложения для целей исчисления налога на прибыль или единого налога существенны исключительно стоимостные результаты деятельности (выручка от реализации). Реализация продукции собственного производства на той же площади, что и розничная торговля покупными товарами, может рассматриваться в качестве необходимого условия для ведения такой деятельности, но не имеет значения для определения суммы налога на прибыль или единого налога.

Поэтому при осуществлении розничной торговли товарами собственного производства, налогообложение которой осуществляется в рамках общего режима налогообложения или в рамках упрощенной системы налогообложения, в магазине, переведенном на уплату единого налога на вмененный доход, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать всю площадь торгового зала магазина.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Как следует из п. 9 ст. 274 НК РФ, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к деятельности, подлежащей обложению налогом на вмененный доход. При этом организации обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. Расходы организаций, осуществляющих деятельность, подлежащую обложению единым налогом на вмененный доход, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от такой деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Порядок определения доходов изложен в ст. 248 НК РФ, согласно которой к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Таким образом, величина расходов, относящихся к деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, определяется пропорционально доле доходов от этого вида деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности, который включает в себя доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, за исключением суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

   Статьей 346.29 НК РФ установлено, что значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Корректирующие коэффициенты К2 применяются налогоплательщиками для расчетов единого налога на вмененный доход по каждому виду предпринимательской деятельности отдельно.

Вопрос

Просим разъяснить, подлежит ли переводу на уплату ЕНВД деятельность организации по реализации сжиженного газа через АГЗС?

 

          Ответ

Согласно ст. 346.27 Кодекса с 1 января 2008 г. к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится в том числе реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Кодекса, газа в баллонах.

В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли газом на автогазозаправочных станциях, могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.

Поскольку автогазозаправочные станции не относятся к объектам розничной торговли, имеющим торговые залы, т.е. к магазинам или павильонам, то согласно п. 3 ст. 346.29 Кодекса при исчислении единого налога на вмененный доход применяется физический показатель "площадь торгового места в квадратных метрах" - если площадь торгового места превышает 5 квадратных метров, или "торговое место" - если площадь торгового места не превышает 5 квадратных метров.

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

Исходя из этого определения при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли газом на автогазозаправочной станции под площадью торгового места понимается общая площадь земельного участка, занимаемого станцией, размер которой определяется на основании инвентаризационных или правоустанавливающих документов.

Вопрос

Организация осуществляет розничную торговлю сжиженным газом через АГЗС. Данный вид деятельности с 01.01.2008 года переведен на уплату ЕНВД.

В отношении объектов АГЗС значение физического показателя базовой доходности является «площадь торгового места» (в кв. м.). Размер такой площади определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Что следует включать в площадь торгового места?

 

 Ответ

Согласно ст. 346.27 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) с 1 января 2008 года к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится, в том числе реализация подакцизных товаров, указанных в п.п. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Кодекса, газа в баллонах.

В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли газом на автогазозаправочных станциях, могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.

Поскольку автогазозаправочные станции не относятся к объектам розничной торговли, имеющим торговые залы, т.е. к магазинам или павильонам, то согласно п. 3 ст. 346.29 Кодекса при исчислении единого налога на вмененный доход применяется физический показатель "площадь торгового места в квадратных метрах" - если площадь торгового места превышает 5 квадратных метров, или "торговое место" - если площадь торгового места не превышает 5 квадратных метров.

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.

К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

Исходя из этого определения при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли газом на автогазозаправочной станции под площадью торгового места понимается площадь земельного участка, занимаемого станцией, размер которой определяется на основании инвентаризационных или правоустанавливающих документов. При этом земельный участок должен , использоваться  для совершения сделок розничной купли – продажи.

Предельный  размер площади торгового места гл. 26.3 Кодекса не установлен.

Согласно статье 346.27 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

 

Вопрос

Кто обязан представлять  налоговую  отчетность по телекоммуникационным каналам связи?

             Ответ

В соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

 Согласно п. 4 ст. 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по ТКС.

 С 1 января 2008 г. налоговые декларации (расчеты) в электронном виде обязаны представлять в налоговые органы налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, и налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших (абз. 2 и 4 п. 3 ст. 80 Кодекса).

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговые органы в электронном виде по ТКС через специализированного оператора в порядке, предусмотренном Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002 N 3437).

Таким образом, налогоплательщики, не указанные в абз. 2 и 4 п. 3 ст. 80 Кодекса, вправе представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (абз. 2 п. 4 ст. 80 Кодекса).

В дополнение к вышеизложенному поясняем, что основные преимущества представления налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС  в сравнении с "бумажным" вариантом очевидны:

- налогоплательщику нет необходимости посещать налоговую инспекцию и дублировать отчетность на бумажных носителях;

 - отмечено снижение количества технических ошибок (перед отправкой файлы отчетности проходят обязательный контроль на правильность заполнения в соответствии с требованиями формата);

 - обеспечено оперативное обновление форм отчетности и средств контроля по каналам связи в случае изменения форматов;

 - имеется возможность получения  налогоплательщиком общедоступной информации о законодательстве от налоговых органов;

 - подтверждается доставка отчетности (налоговый орган высылает протокол о приеме налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС);

 -обеспечивается конфиденциальность (документы передаются по телекоммуникационным каналам связи в зашифрованном виде с использованием средств криптографической защиты информации);

 - повышается оперативность обработки информации и избежание технических ошибок при вводе данных;

 - передаваемая отчетность полностью защищена от внесения изменений в отчетность налогоплательщика. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами шифрования для расшифровки сообщения.

Начать дискуссию