Актуальные вопросы налогообложения.
Вопрос 1.
Облагаются ли НДФЛ доходы военнослужащих, выплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 27.05.98 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - №76-ФЗ) за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительской власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба:
1. выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в соответствии с п.7 ст. 13 №76-ФЗ;
2. выплаты на детей школьного возраста для организации отдыха и оздоровления детей в случае непредставления путевок с привлечением средств ФСС РФ в соответствии с п.7 ст.16 №76-ФЗ;
3. выплаты военнослужащим на содержание их детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в соответствии с п. 6 ст. 19 №76-ФЗ
Ответ
Ответ на 1 вопрос. Единовременное пособие на обзаведение имуществом первой необходимости, выплачиваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть отнесено к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством РФ, связанным с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Следовательно, доходы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в виде пособия на обзаведение имуществом первой необходимости не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина РФ от 27.02.2006 № 03-05-01-07/6, доведенное письмом ФНС РФ от 07.03.2006 №ГИ-6-04/232@).
Ответ на 2 вопрос. До 1 января 2008 года, согласно письма ФНС РФ от 27.03.2007 №ГИ-6-04/245@, финансирование Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) из федерального бюджета рассматривалось как целевое финансирование. В этом случае критерий "уплаты налога на прибыль организаций", предусмотренный п. 9 ст. 217 НК РФ, не применяется.
Таким образом, в случае, если сметой доходов и расходов Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрены расходы на оплату путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, указанные суммы компенсации таких путевок за счет бюджетных средств не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
C 1 января 2008 года согласно п. 9 ст. 217 НК РФ доходы физических лиц, являющиеся суммами полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммами полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемыми за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, не облагаются НДФЛ.
Ответ на 3 вопрос. В п. 3 ст. 217 НК РФ суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в перечне компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, прямо не указаны.
Суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (письмо Минфина РФ от 29.11.2007 № 03-04-06-01/423) .
Вопрос 2.
Просим разъяснить, подлежит ли переводу на уплату ЕНВД деятельность организации по реализации сжиженного газа через АГЗС?
Ответ
Согласно ст. 346.27 Кодекса с 1 января 2008 г. к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится в том числе реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Кодекса, газа в баллонах.
В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли газом на автогазозаправочных станциях, могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.
Поскольку автогазозаправочные станции не относятся к объектам розничной торговли, имеющим торговые залы, т.е. к магазинам или павильонам, то согласно п. 3 ст. 346.29 Кодекса при исчислении единого налога на вмененный доход применяется физический показатель "площадь торгового места в квадратных метрах" - если площадь торгового места превышает 5 квадратных метров, или "торговое место" - если площадь торгового места не превышает 5 квадратных метров.
Статьей 346.27 Кодекса установлено, что под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Исходя из этого определения при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли газом на автогазозаправочной станции под площадью торгового места понимается общая площадь земельного участка, занимаемого станцией, размер которой определяется на основании инвентаризационных или правоустанавливающих документов.
Вопрос 3.
Кто обязан представлять налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи?
Ответ
В соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.
Согласно п. 4 ст. 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по ТКС.
С 1 января 2008 г. налоговые декларации (расчеты) в электронном виде обязаны представлять в налоговые органы налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, и налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших (абз. 2 и 4 п. 3 ст. 80 Кодекса).
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговые органы в электронном виде по ТКС через специализированного оператора в порядке, предусмотренном Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002 N 3437).
Таким образом, налогоплательщики, не указанные в абз. 2 и 4 п. 3 ст. 80 Кодекса, вправе представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (абз. 2 п. 4 ст. 80 Кодекса).
В дополнение к вышеизложенному поясняем, что основные преимущества представления налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС в сравнении с "бумажным" вариантом очевидны:
- налогоплательщику нет необходимости посещать налоговую инспекцию и дублировать отчетность на бумажных носителях;
- отмечено снижение количества технических ошибок (перед отправкой файлы отчетности проходят обязательный контроль на правильность заполнения в соответствии с требованиями формата);
- обеспечено оперативное обновление форм отчетности и средств контроля по каналам связи в случае изменения форматов;
- имеется возможность получения налогоплательщиком общедоступной информации о законодательстве от налоговых органов;
- подтверждается доставка отчетности (налоговый орган высылает протокол о приеме налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС);
-обеспечивается конфиденциальность (документы передаются по телекоммуникационным каналам связи в зашифрованном виде с использованием средств криптографической защиты информации);
- повышается оперативность обработки информации и избежание технических ошибок при вводе данных;
- передаваемая отчетность полностью защищена от внесения изменений в отчетность налогоплательщика. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами шифрования для расшифровки сообщения.
Вопрос 4.
1.Организация, юридический адрес - Великий Новгород, осуществляет развозную торговлю (розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специально оборудованного для торговли транспортного средства) на территории Новгородской области, подлежащую налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Руководствуясь пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации, встала на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности, всю отчетность направляла по месту осуществления деятельности. На основании письма Минфина России от 01.10.2007 № 03-11-02/249 одна из инспекций отказалась принимать отчетность по месту ведения деятельности.
Просят дать разъяснения: 1. Необходимо ли встать на учет в налоговом органе по месту нахождения организации в качестве плательщика ЕНВД для осуществления развозной торговли, если организация уже в 2004 году поставлена на учет как плательщик ЕНВД по другому виду деятельности?
2. Необходимо ли организации сдать уточненные «нулевые» декларации в инспекции по месту осуществления деятельности за 3 квартал 2007 года и внести изменения в декларации за 3 квартал 2007 года по месту нахождения организации?
3. В какой налоговый орган организация должна направить декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2007 года?
Ответ
1. В соответствии с п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
В связи с этим указанные налогоплательщики подают (направляют по почте с уведомлением о вручении) в налоговые органы заявление о постановке на учет организации - налогоплательщика ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, не позднее пяти дней с начала осуществления предпринимательской деятельности.
При этом, полагаем необходимым отметить, что постановка на учет организации в качестве налогоплательщика ЕНВД, осуществляющей развозную или разносную торговлю производится в налоговом органе по месту нахождения организации.
Если организация уже состоит на учете, как плательщик ЕНВД по другому виду деятельности, то вставать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД для осуществления развозной торговли нет необходимости.
2.В случае если организация представила декларации по ЕНВД за 3 квартал 2007 года по месту осуществления развозной торговли, то следует представить за этот период уточненные декларации.
3. Таким образом, исходя из вышеизложенного декларации по ЕНВД представляются в налоговую инспекцию по месту нахождения организации.
Вопрос 5.
Организация просит разъяснить: в каком размере предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка разведенному отцу, уплачивающему алименты?
Ответ
В соответствии с п. 4 ст. 218 Кодекса налоговый вычет в размере 600 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и, которые являются родителями или супругами родителей.
Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
В то же время налоговый вычет в размере 1200 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода может быть предоставлен одному из одиноких родителей, на обеспечении которого находится ребенок. Соответственно другой родитель (в том числе уплачивающий алименты на содержание ребенка (детей)) не имеет права на стандартный налоговый вычет, предусмотренный п.п. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 231 Кодекса суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Кодекса.
Начать дискуссию