В.А.Полежаев, руководитель УФНС России по Тверской области:
«ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ОДНОГО СОВЕЩАНИЯ»
Вернулся с очередного заседания очередной комиссии по проблемам развития малого и среднего бизнеса. Повестка у этих совещаний очень важная: как устранить административные барьеры в развитии бизнеса и оградить его от излишнего государственного контроля. А как иначе:…поручения Президента надо выполнять!
Серьезные меры по устранению административных барьеров и ограждению предпринимателей от излишнего государственного контроля, в том числе за счет снижения числа проводимых проверок предпринимателей, заложены в пакете проектов законов по поддержке предпринимательства.
В частности, проект федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)», разработанный во исполнение Указа Президента РФ от 15.05.2008, № 797, регламентирует порядок проведения проверок государственными и муниципальными органами. Правила не распространяются на проверки, связанные с осуществлением оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, налогового, валютного, бюджетного контроля, банковского надзора, контроля на финансовых рынках и при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций.
Прежде всего проект предусматривает преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. Для организаций и индивидуальных предпринимателей устанавливается обязанность направлять до начала предпринимательской деятельности соответствующее уведомление. Уведомительным порядком смогут воспользоваться предприятия, оказывающие гостиничные услуги и услуги по временному размещению и проживанию, бытовые услуги, услуги общественного питания, осуществляющие розничную и оптовую торговлю, занимающиеся коммерческими перевозками пассажиров автомобильным транспортом, а также коммерческими перевозками грузов, текстильным и швейным производством, производством обуви, обработкой древесины и производством изделий из дерева и пробки (кроме мебели), издательской и полиграфической деятельностью, деятельностью, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Ответственность для организаций за недостоверное или несвоевременное уведомление законодатели планируют прописать в КоАП РФ.
Согласно законопроекту в отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) проводится не чаще одного раза в три года. Все проверки подразделяются на документарные и выездные. При этом выездная проверка возможна только в случаях, когда документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства. Длительность проверки ограничивается 20 днями. Продлить этот срок госорганы могут максимум на 20 дней. Для малого бизнеса устанавливается предельный суммарный срок проведения проверок. Мероприятия по контролю для всех контролирующих органов в отношении микропредприятий не должны превышать 20 часов, а в отношении субъектов малого предпринимательства – 70 часов.
На сферу налогового контроля ограничения по проверкам предпринимателей напрямую не распространяются, но мы, тем не менее, идем в том же направлении, что и все государственные органы. Практически мы и так лишь в виде исключения проверяем налогоплательщиков чаще, чем раз в 2 года.
Мы считаем, что должны выходить на выездную проверку лишь в том случае, когда у нас есть все основания полагать, что данный налогоплательщик участвует в какой-либо схеме по уклонению от налогообложения, или, что в его деятельности имеются нарушения налогового законодательства, а быть может даже налоговое преступление. И, по сути, выездная проверка становится инструментом документирования тех выводов и предположений, которые накоплены налоговыми органами в рамках предпроверочного анализа.
Мы ориентируем нижестоящие налоговые органы на то, что проверки с начислениями менее 50 тыс. рублей - это затратные, малоэффективные, нерентабельные с точки зрения затрат бюджета проверки, а потому их быть не должно. Таким косвенным образом в процедуры налогового контроля вводятся определенные ограничения, которые позволяют нашему малому и среднему бизнесу более свободно дышать. Мы не должны отвлекать налогоплательщиков от созидательного труда, а, наоборот, обязаны дать им импульс для дальнейшего развития - в этом один из приоритетов нашей работы.
Налоговой службой, как известно, изменена концепция планирования выездных налоговых проверок и от тотального контроля за налогоплательщиками мы перешли к методу управления налоговыми рисками, что побуждает налогоплательщиков к полному и своевременному исполнению своих налоговых обязательств. Критерии налоговых рисков (а их на сегодня 12) официально опубликованы на сайтах ФНС России и нашего областного налогового Управления, а потому налогоплательщик еще до выездной проверки имеет возможность самостоятельно оценить свою экономическую деятельность и определить имеющиеся у него налоговые риски. При этом принять соответствующее решение: рисковать дальше и ждать визита налогового инспектора, либо самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства, избежав при этом штрафных санкций.
Такая стратегия доказала свою жизнеспособность. В результате работы созданных при налоговых органах комиссий по рассмотрению налоговых рисков налогоплательщики за 9 месяцев т.г. самостоятельно не только уменьшили свои убытки почти на 329 млн. руб., но и заявили к уплате в бюджет налога прибыль около 15 млн. руб. А это крайне важно, поскольку «виртуальные» убытки прошлых лет налогоплательщики могут переносить на следующие налоговые периоды в течение 10 лет. И если сейчас не ликвидировать такие убытки, то даже при наличии балансовой прибыли у предприятий в последующие годы может не быть налогооблагаемой прибыли.
В целях вывода из «тени» налоговой базы по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц, пресечения использования «конвертных» схем выплаты заработной платы, за 9 месяцев года на заседаниях созданных при налоговых органах комиссий по легализации налоговой базы заслушано более 2,5 тыс. налогоплательщиков, выплачивавших заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности и ниже прожиточного минимума. Большинство из них - 87% - заработную плату своим работникам уже повысили. В результате дополнительные поступления от легализации теневой заработной платы составил за полугодие 434 млн. руб., а удельный вес дополнительных поступлений – 6,2%.
Работа таких комиссий, как показывает практика, это тоже одно из важных направлений в налоговом администрировании, устраняющее барьеры, мешавшие развитию бизнеса. Мы не запугиваем налогоплательщиков, а помогаем им выйти из зоны налоговых рисков в зону налоговой стабильности. Практика «ковровых бомбометаний», когда ставилась задача охватить проверками всех и сразу, канула в Лету, на смену ей приходит налоговый контроль на основе управления налоговыми рисками.
В 2009 год мы войдем с рядом законодательно оформленных преференций для малого и среднего бизнеса, в том числе и в налогообложении, например, в применении специальных налоговых режимов налогообложения. Таких, как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог. Если сейчас малый бизнес отчитывается перед налоговыми органами, как правило, раз в квартал, то со следующего года мы будем общаться с налогоплательщиками, представляющими наш малый бизнес, раз в год. Я думаю, что это хорошее изменение, в том числе и для нас.
Также предусмотрено, что на эту систему налогообложения могут добровольно переходить малые предприятия, которые удовлетворяют требованиям закона по численности и доходу. Для них предлагается, например, в целях сокращения налогооблагаемой базы позволить учитывать в расходах затраты по ОСАГО. Раньше этого не было и я считаю, что это тоже хорошая новость для малого бизнеса. А по спецрежиму в виде ЕНВД уточняется круг налогоплательщиков и исключается возможность корректировки суммы с учетом фактически отработанного времени. Раньше такая возможность у малого бизнеса была, но практически невозможно проконтролировать фактическое время работы предпринимателя, что повсеместно стало причиной злоупотреблений и занижения сумм налога.
Сейчас в законодательстве все приведено в соответствие. Меньше будет злоупотреблений со стороны недобросовестных предпринимателей, а это на руку добросовестным налогоплательщикам.
Начать дискуссию