Вопрос:
Разъясните действующий порядок уплаты налогов и сборов иностранными гражданами, которые осуществляют временную трудовую деятельность в Российской Федерации.
Ответ:
Согласно п. 8 ст. 18 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» одной из обязанностей работодателя или заказчика работ (услуг), пригласившего иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившего с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), является уведомление об этом факте налогового органа по месту своего учета. Указанные работодатель или заказчик работ (услуг) должны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (п.п. 4 п. 8 ст. 18 Закон N 115-ФЗ).
Федеральной налоговой службой разработана форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников, которая в соответствии с Письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@ рекомендована для использования работодателями при представлении уведомления в налоговые органы (форма уведомления размещена на сайте Управления ФНС России по Ростовской области).
Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, на основании ч.3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Таким образом, организации, принявшей на работу иностранного гражданина, в целях исполнения положения п.п. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ следует направить в налоговый орган по месту своего учета уведомление о привлечении и использовании иностранных работников с использованием формы, приведенной в Письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@. Независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыли иностранные граждане, привлекаемые к осуществлению трудовой деятельности в РФ, работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомить налоговый орган при наступлении хотя бы одного из оснований, перечисленных в п.п. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в РФ иностранных граждан.
В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Относительно порядка налогообложения в Российской Федерации доходов, выплачиваемых иностранным гражданам, сообщаем следующее.
Для целей уплаты налога на доходы физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся. К доходам резидентов и нерезидентов применяются, соответственно, налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п. п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса ).
Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Поэтому, при выплате доходов работнику его статус (резидент или нет) следует определять на соответствующие даты выплаты дохода, исходя из периода нахождения в РФ. Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе, начавшийся в предыдущем календарном году (Письмо Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-04-06-01/76). Этот период не прерывается на время выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
В случае, если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, работник не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке в размере 30 процентов.
Если на дату выплаты дохода работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, его доходы от источников в Российской Федерации, полученные в налоговом периоде, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.
Если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Россия заключила международный договор, касающийся налогообложения доходов физических лиц от работы по найму, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами этого международного договора (ст. 7 Налогового кодекса).
В соответствии с положениями статьи 230 Налогового кодекса предусмотрено представление в налоговый орган сведений ф. 2-НДФЛ о выплаченном в отчетном году доходе, в том числе иностранным гражданам.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
Следовательно, выплаты, начисленные организацией по вышеуказанным договорам в пользу иностранных граждан, занятых на территории Российской Федерации, подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке по ставкам, установленным в таблице 1 п. 1 ст. 241 Налогового кодекса.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами, помимо граждан Российской Федерации, являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору и лицензионному договору.
Правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, устанавливает и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Указанным Федеральным законом установлены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации: временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий.
Таким образом, иностранный гражданин, работающий на территории Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации. В случае, если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего в Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ и, соответственно, с выплат в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, то есть налоговый вычет, установленный п. 2 ст. 243 Налогового кодекса, не применяется.
Управление ФНС России по Ростовской области также сообщает, что вопросы порядка уплаты и размер государственной пошлины, уплачиваемой работодателем за каждого привлекаемого к труду иностранного работника, не относятся к компетенции налоговых органов.
Начать дискуссию