ОТ РИСКА – К НАЛОГОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
Советы от налоговиков: как избежать выездной проверки
ФНС России утверждены и опубликованы в открытой печати Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
В беседе нашим корреспондентом их комментирует руководитель УФНС России по Тверской области, государственный советник Российской Федерации III класса В.А.ПОЛЕЖАЕВ.
- Владимир Алексеевич, давайте уточним: что такое налоговые риски и в чем они выражаются?
- Налоговой службой России, как известно, изменена концепция системы планирования выездных налоговых проверок и от тотального контроля, когда ставилась задача проверить все и всех, мы перешли к методу управления налоговыми рискам, что поэтапно сокращает количество выездных налоговых проверок и позволяет налогоплательщикам вздохнуть свободнее, успешнее развивать свой бизнес.
Поясню, что имеется в виду. Нередко бизнес принимает рискованные решения в надежде минимизировать налоги, однако спустя некоторое время получает взамен крупные доначисления, пени и штрафы. Причем, если доказано применение схемы ухода от налогообложения, штраф составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налогов и возникает уголовная ответственность.
Мы же стремимся предупредить совершение налогового правонарушения, раскрывая перед налогоплательщиком основные принципы контрольной работы налоговых органов и предлагая ему более сознательно подойти к выработке бизнес-решений с учетом информации о рисках применения тех или иных незаконных схем.
Главная цель при этом – формирование единого правового и налогового поля, создание равных условий для всех субъектов бизнеса, устранение необоснованных конкурентных преимуществ, которые получаются за счет экономии на налогах организации, применяющей незаконные и «серые» схемы ведения бизнеса.
Вот почему еще в 2007 году налоговая служба опубликовала 11 критериев самостоятельной оценки рисков, которые фактически являются критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Это, к примеру, налоговая нагрузка ниже средней по отрасли. Неоднократное отражение в отчетности убытков. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога 89 процентов и выше в течение года, и другие.
Таким образом, налогоплательщик впервые получил возможность самостоятельно проанализировать результаты хозяйственной деятельности с точки зрения налогового контроля, оценить налоговые риски и предпринять меры, чтобы выйти из зоны налогового контроля.
А недавно ФНС России в дополнение к уже используемым критериям создан механизм открытого информирования налогоплательщиков о рисках применения отдельных схем ведения финансово-хозяйственной деятельности. Опубликован новый, 12-й критерий риска, который так и называется – «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». При его разработке учтены результаты контрольной работы, опыт досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками, сложившаяся арбитражная практика. А также признаки возникновения необоснованной выгоды, обозначенные в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 № 53. Сейчас в этот критерий вошли четыре схемы (в том числе самое банальное использование «фирмы-однодневки»), но их количество и содержание будут обновляться с учетом опыта работы и арбитражной практики.
Акцент смещен, таким образом, на информирование налогоплательщика о возможных рисках и добровольный отказ от использования незаконных схем. Именно для этого службой и названы критерии оценки налоговых рисков. Они сегодня, повторяю, общедоступны - опубликованы в печати, размещены на ведомственных сайтах ФНС России и нашего областного налогового Управления в сети Интернет. Тем самым налоговая служба продолжает политику открытого диалога с налогоплательщиками, направленную прежде не на применение фискальных мер, а на предупреждение налогового преступления.
- В этой связи, Владимир Алексеевич, хотелось бы уточнить признаки высокого налогового риска по новому 12-му критерию: в чем они выражаются?
- В первую очередь, как уже называлось, использование различных схем ухода от налогообложения, к примеру, через «фирмы-однодневки».
Или, если речь идет о крупной сделке, отсутствие личных контактов между представителями поставщика и покупателя при обсуждении и подписании условий договора. Сюда же можно отнести отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента или копий документа, подтверждающего его личность. Вызывает сомнение в «чистоте» сделки отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных и торговых площадях, о способе получения информации о контрагенте. Особенно, если в СМИ есть реклама аналогичных товаров и услуг по более низким ценам.
Ну и, конечно, отсутствии информации о контрагенте в Едином госреестре юридических лиц ( ЕГРЮЛ).
Помимо собственно признаков высокого налогового риска, ФНС России называет дополнительные обстоятельства, которые еще более усиливают подозрительность тех или иных сделок. Например, в том случае, если в роли посредника выступает «сомнительный» контрагент. Или условия заключенного договора не соответствуют обычаям «делового оборота» (большие поставки без предоплаты, расчеты через третьих лиц, и др.). Сюда же можно отнести отсутствие действий по взысканию задолженности, векселя и займы на вольготных условиях, приобретение через посредников товаров, которые обычно закупают у физических лиц, и некоторые другие, в том числе с признаками возникновения необоснованной налоговой выгоды.
- Об этом, если можно, подробнее: в чем выражаются признаки такой необоснованной выгоды?
- Признаков несколько. Если, к примеру, возникают сомнения в том, что, с учетом времени, места нахождения имущества или материальных ресурсов, налогоплательщик не мог реально осуществить указанную операцию. Или для выполнения данной операции у него явно нет необходимых условий (соответствующего управленческого или технического персонала, производственных активов, складских помещений и транспортных средств). Вызывают сомнения операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Более подробно обо всем этом можно узнать на ведомственном сайте ФНС России в сети Интернет – секретов здесь нет.
- А если я, как бизнесмен, найду в деятельности своей фирмы признак тех или иных налоговых рисков: придется «сдаваться» на милость налоговой службы?
- Ну почему же? Логичнее будет откорректировать сомнительные суммы и провести уточненный расчет налоговых обязательств за соответствующий период. После чего представить в налоговый орган уточненные декларации, приложив к ним соответствующие пояснения. Они нужны для того, чтобы налоговый орган получил возможность учесть предпринятые налогоплательщиком меры по снижению налоговых рисков и, оценив их эффективность, мог исключить, к примеру, такого налогоплательщика из плана проверок.
Следует понимать, что подача уточненной декларации рассматривается налоговой службой как инструмент снижения или исключения налоговых рисков. Такая декларация будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик, возможно, усмотрел в своих действиях признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении осуществленных операций. Но присутствие этих признаков не носит системного характера или не связано с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду. Однако, имея аргументы в пользу своей добросовестности, налогоплательщик предпочел исключить налоговые риски таких операций.
Факт подачи такой декларации налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.
Важно и то, что при проведении камеральных проверок таких уточненных деклараций с пояснениями у налогоплательщика не будут требовать дополнительные документы. Если камеральная проверка подтвердит, что уточненные декларации достоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность, не являются формальными, это, как правило, исключает вероятность проведения выездной налоговой проверки данного налогоплательщика. А при соблюдении условий оплаты такой налогоплательщик полностью освобождается от ответственности.
Здесь, правда, следует оговориться: сам по себе факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации не дает стопроцентной гарантии отказа от мероприятий налогового контроля, особенно в тех случаях, когда у налогового органа есть информация о ведении данным налогоплательщиком свой деятельности с нарушениями налогового законодательства. Однако в такой ситуации решение о выездной налоговой проверке принимается только по согласованию с ФНС России.
Мы же, со своей стороны, считаем, что должны выходить на проверку лишь в том случае, когда у нас есть все основания полагать, что данный налогоплательщик участвует в какой-либо схеме по уклонению от налогообложения. Или в его деятельности имеются нарушения налогового законодательства, а может быть даже налоговое преступление. Тогда выездная проверка становится, по сути, лишь инструментом документирования тех материалов и выводов, которые накоплены налоговыми органами в рамках предпроверочного анализа, в том числе при рассмотрении налоговых рисков.
- Владимир Алексеевич, как тверские налогоплательщики воспринимают эти новшества в контрольной работе налоговых органов, поступают ли от них уточненные декларации?
- Новая концепция организации контрольной работы уже доказала свою жизнеспособность. Только в текущем году, рассмотрев свои налоговые риски, тверские налогоплательщики самостоятельно уточнили расчеты по налогу на прибыль более чем на 300 млн. руб., заявив к уплате в бюджет около 15 млн. руб. А это крайне важно для бюджета области, поскольку убытки прошлых лет налогоплательщики могут переносить на следующие налоговые периоды в течение 10 лет, что негативно «аукнется» в последующем. И если сейчас не ликвидировать «виртуальные» убытки, то даже при наличии балансовой прибыли в последующие годы у предприятий может не оказаться налогооблагаемой прибыли.
- А Вы не опасаетесь, Владимир Алексеевич, что, рассказывая о подходах налоговиков к оценке финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и его налоговых рисков, «даете карты в руки» недобросовестным представителям бизнеса, позволяете им заблаговременно вырабатывать свои «контрмеры» по вашим требованиям?
- А что здесь опасного? Сегодня к услугам налогоплательщиков, пусть даже не осведомленных о каких-то «схемах», десятки и сотни консультантов, аудиторов и прочих помощников, вплоть до информации в бухгалтерских СМИ, где регулярно даются советы по минимизации налогов. Пользуйся - не хочу! Было бы, как говорится, желание…
Ну, а мы, со своей стороны, ведем политику открытого и честного диалога с налогоплательщиками. Предупреждаем его о возможных налоговых рисках и наших требованиях. С учетом этих знаний он сам примет решение – как жить дальше: рисковать и ждать налоговую проверку как жуткий сон или спокойно смотреть в глаза налоговому инспектору.
Беседовал
Вл. Федулов
Начать дискуссию