О расширенной коллегии
в Управлении ФНС России по Тамбовской области
"Об итогах работы налоговых органов Тамбовской области
за 9 месяцев 2008 года и основных задачах до конца 2008 года"
Двадцать восьмого октября 2008 года в Управлении ФНС России по Тамбовской области состоялось заседание расширенной коллегии, на котором подводились итоги деятельности налоговых органов региона за 9 месяцев 2008 года и обсуждались задачи на оставшуюся часть года.
Открыл коллегию руководитель Управления Александр Щербинин, обратившись к участникам коллегии с просьбой не растекаться мыслью по древу и в докладах говорить только о конкретных проблемах и мерах по их устранению.
Далее выступила заместитель руководителя Управления Светлана Бабаева.
Она, в частности, отметила, что текущий год характеризуется сохранением тенденций роста макроэкономических показателей области, которые сложились в предыдущие годы. Соответственно растут и налоговые поступления. Так, за 9 месяцев 2008 года в бюджетную систему Российской Федерации поступило более 15 млрд. рублей доходов, администрируемых ФНС России, что на 16 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Собираемость налогов составила 98 процентов, что выше показателя прошлого года на 4 процента.
Вместе с тем, мировой финансовый кризис может неблагоприятно отразиться и на экономике России. Следовательно, перед налоговиками стоит ответственная задача четко контролировать уплату налогов, не допустить необоснованного сокращения налоговых поступлений, и сделать все возможное, чтобы каждый рубль начисленных налогов дошел до бюджета.
Резервами увеличения, по мнению С.Бабаевой, по-прежнему, остаются контрольная работа и легализация объектов налогообложения. В текущем году, например, проведена 331 проверка налоговых агентов и 87 проверок предпринимателей, выявлены нарушения в 368 случаях (результативность – 88 процентов, показатель прошлого года – 79 процентов). По результатам контрольной работы инспекциями доначислено 155 млн. рублей.
Что касается легализации налоговой базы, то за 9 мес. 2008 года заслушано 1428 налогоплательщиков (93 процента от общего количества отобранных). С учетом резонансной группы (т.е. тех, кто вывел зарплату «из тени», не дожидаясь вызова на комиссию) повысили оплату труда до среднеотраслевого уровня 1215 работодателей (79 процентов от отобранных), дополнительные поступления составили 362 млн. рублей. Несмотря на эти результаты, по данным статистики, доля скрытой оплаты труда составляет около 27 процентов. При уровне доходов населения области за 9 месяцев 2008 года в сумме 102 млрд. рублей, в «тени» находятся почти 11 млрд. рублей налогов. Для сравнения - весь консолидированный бюджет области составляет около 11 млрд. рублей.
Кроме того, около 300 налогоплательщиков (50 процентов от явившихся на заседания) перестали заявлять убытки в текущем году. Рекомендованы на выездную налоговую проверку после заседаний комиссии 60 плательщиков. По результатам проведенных проверок уменьшено убытков в сумме 90 млн. рублей, доначислено налогов в размере около 50 млн. рублей. Согласно уточненным декларациям по налогу на прибыль, представленных плательщиками после заслушивания их на комиссиях, сумма уменьшенного убытка составила 185 млн. рублей, заявлена прибыль 23 млн. рублей.
Затронул докладчик и такую насущную для налоговиков проблему, как уплата НДС. Ситуация с поступлением этого налога, отметила Бабаева, сложная. Большую озабоченность вызывают и налоговые вычеты по НДС, которые составили 17,4 млрд. рублей и возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28 процентов, опережая темпы роста начислений на 3 процента.
Такое внимание к возмещению налога объясняется тем, что НДС для не чистых на руку коммерческих структур становится одним из основных источников незаконного обогащения. В сложившейся ситуации налоговым органам предстоит принять все меры, чтобы не допустить перетекания бюджетных денег в карман недобросовестных юридических и физических лиц. Плательщикам также следует знать, что в соответствии с Федеральным законом №172-ФЗ от 13.10.2008 НДС они будут уплачивать равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, а вот представлять декларации – ежеквартально.
Особо С.Бабаева коснулась таких тем, как досудебное и судебное разбирательства. В текущем году в Управление поступило 156 жалоб, что немного больше, чем в прошлом. Полностью или частично удовлетворены 72 жалобы. В пользу налоговых органов вынесено более 51 тыс. исков или 99,6 процента от рассмотренных. Чтобы уменьшить количество исков и жалоб, инспекциям необходимо координировать взаимодействие между отделами, и уже на стадии проведения и оформления материалов налоговых проверок привлекать к работе специалистов юридических отделов и налогового аудита.
Благоприятно выглядит ситуация с урегулированием задолженности. Совокупная налоговая задолженность с начала года снижена на 550 млн. рублей, или на 9 процентов. Без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскание которых осуществляют органы Пенсионного фонда, задолженность снижена на 390 млн. рублей, или на 7,5 процента, и на 1 октября 2008 года составила 4 млрд. 840 млн. рублей. От комплекса мер по взыскания и погашению задолженности поступило 1 млрд. 770 млн. рублей, что на 255 млн. рублей больше, чем в прошлом году. То есть прогресс налицо.Однако, отметила Светлана Валентиновна, результаты работы в этом направлении могли быть и лучше, поскольку для снижения задолженности имеется значительный потенциал. Для этого нужно принять исчерпывающие меры по взысканию задолженности на добанкротной стадии, а также повысить эффективность исполнения функции уполномоченного органа в делах о банкротстве.
Далее с докладом об итогах администрирования земельного налога выступила заместитель начальника отдела налогообложения физических лиц Управления Любовь Шубина. По ее словам, с момента вступления в 2006 году в силу главы 31 Налогового кодекса РФ «Земельный налог» налоговики провели серьезную работу, которая была выстроена в следующих направлениях: - прием и обработка сведений о земельных участках из внешних источников; - создание актуальной базы данных об участках и плательщиках; - установление контроля за исчислением и поступлением земельного налога; - взаимодействие с органами власти по вопросам исчисления налога и получения сведений об объектах налогообложения.
Согласно данным статистики, по состоянию на 1 января 2008 года общая площадь земель области составляет 3,5 млн. га. Основная часть приходится на земли сельскохозяйственного назначения, что составляет 2, 8 млн. га (82 процента от общей площади). Земли лесного фонда занимают 10 процентов, населенных пунктов – 6 процентов, промышленности, транспорта связи, радиовещания, телевидения и иного назначения – 1,5 процента.
В собственности находится 2,1 млн. га (60 процентов от общей площади области), из них на физических лиц зарегистрировано – 2 млн. га, на юридических – 100 тыс. га. В государственной и муниципальной собственности находится 1,4 млн. га (40 процентов от общей площади области), из которых часть земли предоставлена в аренду организациям и физическим лицам.
Учитывая, что согласно п. 2 ст. 389 НК РФ земли обороны, безопасности, лесного фонда исключаются из объекта налогообложения, объектом налогообложения является 2,8 млн. га (83 процента общей площади земель области). При этом из данной площади облагаются земельным налогом около 88 процентов. Остальные 12 процентов являются дополнительным потенциалом для увеличения собираемости земельного налога (земли, не оформленные в установленном законодательством порядке).
Земельный налог относится к местным налогам и полностью зачисляется в бюджеты муниципалитетов. По итогам 2007 года доля поступления земельного налога в местных бюджетах в среднем по России составила 3,3 процента, в Тамбовской области - 12 процентов.
За 9 месяцев 2008 года обеспечено поступление земельного налога в размере 241 млн. руб., что составило 125 процента от объема поступлений за 9 месяцев прошлого года. Уровень собираемости составил 89 процентов, в том числе, 98 процентов по юридическим лицам и 78 процентов по физическим лицам.
Как показывает анализ работы инспекций, отметила Шубина, в деятельности налоговых органов по администрированию земельного налога имеют место существенные недостатки, связанные с корректировкой налоговой базы, идентификацией земель, неиспользованием программных средств и сведений, поступающих из внешних источников, неправильным учетом земельных участков.
Вместе с тем, есть претензии и адрес федеральных структур и органов местного самоуправления, формирующих сведения для начисления налога. Зачастую предоставляемая информация некорректна, что приводит к негативной реакции со стороны плательщиков.
Налоговыми органами области учтена 361 тыс. плательщиков земельного налога, из них 357 тыс. физических и 4 тыс. юридических лиц. За этими плательщиками числится 538 тыс. долей в праве на земельные участки (или 386 тыс. земельных участков), учтенных в базе данных налоговых органов. Инспекциями области в их адрес за 2007 год направлено 290,8 тыс. налоговых уведомлений, в 2008 году – 378 тысяч.
Резервом повышения собираемости налогов с физических лиц и увеличения доходной части местных бюджетов, по мнению Л.Шубиной, является работа по взысканию недоимки. Несмотря на ежемесячное направление в муниципальные образования списков должников с указанием суммы недоимки, а также проводимую сверку задолженности, результаты этой совместной работы не ощутимы. Долги растут с каждым сроком уплаты. Недоимка по состоянию на 01.10.2008 по сравнению с началом года увеличилась в 2,75 раза и составила 44 млн. рублей или 45 процентов от поступивших сумм в 2008 году.
Начальники отделов Управления Г.Аблялимова и Т.Мелихова обратили внимание на грамотное формирование доказательной базы при подготовке судебных дел, оформление документов выездных налоговых проверок, четкое взаимодействие специалистов, участвующих в контрольных мероприятиях, внимательную работу и строгий анализ деятельности организаций, претендующих на вычеты по НДС.
В рамках коллегии были заслушаны доклады начальников налоговых инспекций по г. Тамбову В.Бабкова, Межрайонных инспекций ФНС России №3 и №5 по Тамбовской области – Ю.Яковлева и В.Иванова. Они отчитались о проведенной инспекциями работе. По их словам, есть проблемы во взаимодействии с органами власти г.Уварово и г.Рассказово, а также поселковыми советами по администрированию налога на землю, так как не всегда удается идентифицировать плательщиков, их адреса и земельные участки, сведения о которых местные власти должны помогать уточнять. Хотя в первую очередь, именно они заинтересованы в наполнении бюджетов территорий.
Подводя итоги встречи, руководитель Управления Александр Щербинин обратил внимание участников коллегии, что приоритетными задачами для до конца года будут: обеспечение максимального уровня сбора налогов, снижение недоимки, повышение результативности контрольной работы, легализация объектов налогообложения, расширения параметров взаимодействия с банками в целях исключения «зависания» платежей. Положительно на пополнении бюджета должна сказаться публикация в СМИ списков должников по налогам, плотная работа с плательщиками, применяющими схемы ведения бизнеса с высоким налоговым риском, использование баз данных федеральных информационных ресурсов.
Кроме того, А. Щербинин указал на необходимость четкой работы, в которой, по его словам «не должно быть мелочей», с плательщиками, органами местного самоуправления, ГИБДД, Роснедвижимости и Росрегистрации по администрированию имущественных налогов.
Достижение поставленных целей обеспечит полное поступление налогов во все уровни бюджета, а также положительно повлияет на экономическую ситуацию в регионе.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС России по Тамбовской области
Начать дискуссию