16 октября
«Уставный суд разбирается с лошадиными силами льготников», ИА «Фонтанка.ру»
Почему льготники лишаются льгот на транспортный налог, если ездят не на «Оке», а на машине с мощностью двигателя больше 100 лошадиных сил, разбирается Уставный суд Петербурга.
В суд обратился Виктор Гудимов. Он - ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС и еще трех техногенных катастроф, в которых так же имел место выброс радиоактивных веществ. Он считает, что городской закон, устанавливающий разграничения по оплате транспортного налога, не соответствует принципам, изложенным в Уставе города и Конституции РФ, которые говорят о равенстве прав и свобод всех граждан.
Гудимов владеет автомобилем «Hyundai Elantra», мощность двигателя которого составляет 105 лошадиных сил. А в городском законе установлено, что освобождаются от уплаты налога на транспортное средство лишь обладатели автомобилей, у которых мощность до 100 лошадиных сил.
«Получается, что если человек ездит на приличной машине, а не на «Оке», и если мощность двигателя 100 и одна лошадиная сила, то он уже не герой, не пенсионер и не ликвидатор аварий», - говорит Гудимов.
Он предложил Уставному суду повлиять на Законодательное Собрание, чтобы депутаты изменили городской закон и предоставили льготникам, у которых более мощные автомобили, пусть не полное, но хотя бы частичное освобождение от уплаты транспортного налога.
Уставный суд заявителя предупредил, что если норма закона будет признана не соответствующей Уставу города, то она просто будет отменена и льгот лишатся все. А представители ЗакСа и Смольного сошлись во мнении, что заявление не подлежит удовлетворению, потому как никакого неравенства нет: прописана мощность автомобиля и исходя из этого платится или не платится транспортный налог.
Пока уставный суд не пришел ни к какому мнению и в заседании был объявлен перерыв до 6 ноября.
21 октября
«Консультационные расходы придется отстаивать», Анна Собина, № 39, «Учет.Налоги.Право»
Расходы на юридические, маркетинговые и прочие услуги вызывают у налоговых инспекторов Петербурга повышенный интерес. Поскольку в большинстве случаев визуально оценить результат проведенной работы невозможно, иногда бухгалтерам не удается должным образом подтвердить не только результативность оказанных услуг, но и факт их существования.
Ирина Илларионова, начальник отдела налогообложения прибыли (дохода) Управление ФНС России по Санкт-Петербургу, считает, что для включения в прочие расходы затрат на консультационные услуги необходимо их подробное описание и документальное подтверждение. Недостаточно иметь счет, чек или договор без пояснения вида и цели оказания. Должны быть заявки руководства компании о необходимости такого рода услуг. «Этот тип расходов поставлен на особый контроль налоговых органов Санкт-Петербурга. Формализм в этом случае недопустим»,- говорит Ирина Васильевна.
«Полученные доходы могут быть уменьшены документально подтвержденными и экономически оправданными расходами. Инспектор может счесть расходы налогоплательщика необоснованными, в итоге возникают споры в трактовке затрат»,- развивает мысль Теймур Мустафаев, заместитель начальника юридического отдела городского УФНС. Арбитражная практика по таким спорам неоднозначна – в зависимости от представленных доказательств существуют судебные постановления как в пользу налоговиков, так и в пользу компаний.
Что же делают представители компаний, дабы избежать проблем? Как нам рассказала главбух ресторана Виктория Мисенко, ей часто приходится отражать затраты на юридическую помощь: «Сначала я не придавала значения важности подробного отражения этих услуг. Но когда столкнулась с недоверием инспекторов, которые попросили представить пояснения по проведенным сделкам, я поняла, что просто так они эти расходы не зачтут. Мне пояснили, что в интересах нашей компании максимально логично и четко расписать обоснованность и фактическое оказание юридических услуг. Теперь я требую от начальства заявки и решения о необходимости консультаций, а также собираю полный набор документации о затратах». Валентина Цветкова, бухгалтер коммерческой фирмы, согласна со своей коллегой: «Если фирма хочет привлечь к своей деятельности излишнее внимание налоговых органов, то, конечно, можно просто написать в расходах «консультационные услуги», подкрепив этот пункт затрат кассовым чеком без всяких пояснений, что это за услуга и зачем она была нужна фирме. Но мы так не поступаем. По своему опыту могу судить (а проблем с зачетом таких расходов у меня ни разу не было), что исчерпывающий перечень документов должен выглядеть так: акт сдачи-приемки работ, подписанный на основании счета, договор на оказание услуг (в нем – фамилии, имена и отчества, должности персонала, участвовавшего в работе, почасовая ставка каждого сотрудника, даты и время, а также подробное описание проведенной работы)».
Итак, налоговые инспекторы Петербурга с настороженностью относятся к списанию в расходы консультационных услуг. Тем организациям, которые действительно обращаются за помощью к юристам или консультантам, чтобы не попасть под подозрение в умышленном занижении налогооблагаемой базы, стоит иметь полный набор оправдательных документов, составленных как можно более подробно. Минимизация подтверждающих сделку документов в этом случае явно не на руку налогоплательщику.
23 октября
«Пулково» может получить налоговые льготы», ИА «Фонтанка.ру»
Минтранс, разработавший меры по поддержке российских авиакомпаний, может помочь и аэропортам.
Как пишет «Коммерсантъ», министерство предлагает освободить владельцев аэродромов от уплаты налога на имущество и земельного налога.
Напрямую налоговые льготы коснутся только тех немногих аэропортов, которые владеют аэродромными комплексами. До недавнего времени аэродромы не подлежали приватизации: все они находились в собственности специально созданного ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» (АГА) и нескольких других федеральных унитарных предприятий. Первым приватизированным стал аэродромный комплекс «Пулково», переданный на баланс городской администрации в начале этого года. Скоро к нему прибавятся еще два: «Внуково» и красноярское «Емельяново».
24 октября
«Налоговики разработали вредную схему», Владимир Александров, № 201 (2767), «Деловой Петербург»
Управление ФНС России по Санкт-Петербургу обратило внимание работодателей на то, что в последнее время участились случаи ухода от налогов путем снижения выплат официальной заработной платы при введении выплат за тяжелые условия труда. Однако специалисты по налоговому обложению полагают, что вряд ли эти схемы распространены действительно широко. По их мнению, работодатели могут чистосердечно ошибаться.
Как указано на сайте УФНС по Санкт-Петербургу, суть данного варианта – не включение в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу, налогу на доходы физлиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование суммы заработной платы, выплачиваемой работником под видом компенсаций за тяжелые и вредные и опасные условия труда.
Часто, по данным УФНС, размер компенсаций за тяжелые, вредные и (или) опасные условия труда, в 2-3 раза превышает размеры установленных должностных окладов. Средняя заработная плата в проверенных организациях без учета сумм "компенсаций за вредность" оказалась, по информации налоговиков, "в несколько раз ниже среднеотраслевого значения заработной платы, установленного в городе".
Таким образом, как считают сотрудники УФНС по Санкт-Петербургу, под видом не облагаемых налогом выплат производилась оплата труда работников в повышенном размере. Правда, какие конкретно организации таким образом уходят от налогов, в УФНС пока говорить не хотят. Кроме того, как сообщает УФНС, работники организаций не были информированы работодателем о том, что отчисления в Пенсионный Фонд производятся с сумм в 2-3 раза меньших, чем они получают.
УФНС по Санкт-Петербургу предупредило работодателей, что организации, которые используют выплаты за тяжелые, вредные и опасные условия труда, могут попасть в так называемую "зону риска" нарушения законодательства о налогах и сборах. А это, в свою очередь, может послужить основанием для проведения налоговых проверок и даже привлечению к суду в связи с обращением их сотрудников.
«Налоговики раскрыли «компенсационную схему» ухода от налогов», ИА «Фонтанка.ру»
Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (УФНС) вчера опубликовало еще один вариант уклонения недобросовестных предпринимателей от налогов. Выявление такой схемы, по уверению налоговиков, грозит недобросовестным компаниям проверками и исками от обманутых работников.
Схема основана на обязанности работодателя выплачивать сотрудникам компенсацию за тяжелые и вредные и (или) опасные условия труда. Такие платежи не облагаются ни единым социальным налогом, ни налогом на доходы физических лиц, ни страховыми взносами в Пенсионный фонд, что в совокупности позволяет экономить примерно 45 процентов зарплаты. «Зачастую компенсации в два-три раза превышает размеры установленных должностных окладов, – подводя итог проверок, рассказывают налоговики. – А средняя заработная плата в рассматриваемых организациях без учета сумм «компенсаций за вредность» в несколько раз ниже среднеотраслевого значения, установленного в городе».
По мнению налоговиков, сами работники, как правило, не знают об той «хитрости». А ведь неуплата страховых взносов приводит к уменьшению размера трудовой пенсии сотрудников.
Впрочем, описываемая схема на практике не очень простая и выгодна далеко не всем. Для начала необходимо провести аттестацию рабочих мест и выявить соответствующие «вредные условия». На это уже придется потратить от 1500 до 5000 рублей на одного работника.
27 октября
«Борьба с блокировкой счетов компаний», Мельник Марина, № 202 (2768), «Деловой Петербург»
Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» разрабатывает закон, предусматривающий экономическую ответственность налоговиков за необоснованную блокировку счетов налогоплательщика.
Как пояснил руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов, единственным решением проблемы необоснованной блокировки счета налогоплательщика является начисление процентов за каждый день незаконной блокировки.
«Средства должны взыскиваться с конкретного налогового органа - инспекции, которая приняла такое решение», - говорит он.
Законопроект предусматривает блокировку счета налогоплательщика только в одном случае - когда налоговой проверкой установлена задолженность и у налогового органа есть основания полагать, что налогоплательщик скроется и не оплатит всю сумму долга.
По словам партнера международной юридической компании Baker & McKenzie в СПб Ивана Смирнова, при блокировке приостанавливаются все расходные операции по счетам, поэтому налоговые органы должны использовать данное право в исключительных случаях.
«В целом предложенный комплекс законодательных мер является оправданным и позитивным, в особенности для крупных налогоплательщиков, - уверена юрист компании Salans Анна Жукова. - Если предположить, что инициатива будет положительно воспринята, то для налоговых органов это повлечет утрату одного из своих главных рычагов давления на налогоплательщиков».
28 октября
«Налоги», № 203 (2769), «Деловой Петербург»
По оперативным данным УФНС РФ по Санкт-Петербургу в январе-феврале 2008 года в бюджетную систему поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму 34,7 млрд рублей, что на 27,6 % больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. В феврале 2008 года по сравнению с январем поступления в бюджетную систему сократились на 61,2 %.
«Выплаты за вредные условия труда обернутся выездной проверкой», Мария Девальд, № 40, «Учет.Налоги.Право»
Работодатели, назначающие своим работникам компенсационные выплаты за опасные или вредные условия труда, рискуют навлечь на себя выездную проверку. Поскольку такие выплаты не облагаются налогом на доходы физлиц, единым социальным налогом и пенсионными взносами, налоговые инспекторы Петербурга усмотрели в них схему уклонения от налогов, которую в ближайшее время будут выявлять и пресекать. Все это следует из заявления Управления ФНС России по Санкт-Петербургу, обращенного к работодателям.
В ходе выездного контроля налоговики уже столкнулись с массовым применением этой схемы, позволяющей значительно снижать уровень официальной оплаты труда и, соответственно, зарплатных налогов. Под видом не облагаемых налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование компенсационных выплат производилась оплата труда работников в повышенном размере. Причем сотрудники организаций не были в курсе того, что отчисления в Пенсионный фонд производятся с сумм, в 2-3 раза меньших, чем они получают на руки.
Размер компенсаций за вредные условия труда в 2-3 раза превышает суммы установленных должностных окладов. Средняя заработная плата в компаниях, где были выявлены подобные вольности, без учета сумм «компенсаций за вредность» оказалась в несколько раз ниже среднеотраслевого уровня зарплаты, установленного в городе.
«Особенностью единого социального налога является неразрывная взаимосвязь с законодательством о пенсионном обеспечении и социальном страховании граждан.
Взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными (обязательными) платежами.
Если страхователь не уплачивает взносы за работающих у него застрахованных лиц, это влечет за собой определенные последствия для этих лиц. Учитывая, что размер пенсии напрямую зависит от сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо, неперечисление взносов приводит, соответственно, к уменьшению размера трудовой пенсии работников», - говорится в обращении специалистов налоговой службы.
Управление ФНС России по Санкт-Петербургу доводит до сведения городских работодателей, что в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок компании, замеченные в применении указанной схемы, могут попасть в так называемую «зону риска» нарушения законодательства о налогах и сборах. Это, в свою очередь, послужит основанием для проведения налоговых проверок. Кроме того, не исключены случаи судебных разбирательств в связи с исковыми заявлениями сотрудников по вопросам неперечисления работодателем средств в Пенсионный фонд.
«МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу: «окно» в мир
современной регистрации налогоплательщиков», Екатерина Андреева, №11, «Спутник Главбуха»
Открытие в 2004 году Единого центра регистрации стало революцией. За четыре с половиной года все привыкли к хорошо оснащенному и обустроенному госучреждению. Тысячи граждан и представителей фирм приходят сюда за регистрационными документами и сведениями о деловых партнерах. Народу много, и без проблем не обходится. О том, как они решаются сегодня и что ждет налогоплательщиков в юбилейный год, мы беседуем с руководителем Центра Алексеем Викторовичем Терпигоревым.
Досье «Спутника Главбуха»:
Дата создания инспекции: 2004 год.
Количество зарегистрированных налогоплательщиков:
юридических лиц — 405 965;
индивидуальных предпринимателей — 95 299.
Адрес: ул. Профессора Попова, д. 39А.
Справочный телефон: 335-14-03.
— В 2009 году Единый центр регистрации отметит пятилетие. Как изменилась его работа за это время?
— С 2004 года, когда МИФНС № 15 по Петербургу была создана как Единый центр по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕЦР, Центр), спектр выполняемых ею функций расширился. Поначалу ЕЦР занимался лишь вопросами госрегистрации фирм при их создании, а также госрегистрацией граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и фактов прекращения ими хозяйственной деятельности. На данный момент к этим направлениям добавились еще два. Теперь МИФНС № 15:
— осуществляет госрегистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в случае внесения изменений в учредительные документы;
— осуществляет госрегистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и факта прекращении ими предпринимательской деятельности;
— ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ);
— налагает административные наказания за непредставление, несвоевременное представление и представление недостоверных сведений об организации или предпринимателе (части 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Должностному лицу — нарушителю грозит предупреждение либо штраф в размере 5000 руб. Возможна и дисквалификация на срок до трех лет.
— Некоторые руководители и бухгалтеры жалуются на очереди в Центре. Почему это происходит?
— Ситуация действительно непростая. Но на то есть объективные причины.
Помещения инспекции оборудованы электронной системой управления очередью. Каждый посетитель получает номерок с указанием своего номера и ФИО. Движение очереди показывает электронное табло. Это позволяет ускорить процесс принятия и выдачи документов, а также избежать их попадания в руки посторонних лиц. Вместе с тем число предприятий в Санкт-Петербурге за последнее время выросло. Одновременно нам приходится решать проблему неукомплектованности штата инспекции. Поэтому избежать очередей пока не удается.
— Многие читатели интересуются, принимает ли Центр документы на регистрацию по доверенности? В других регионах РФ — это обычная практика.
— Подать документы на госрегистрацию фирмы или предпринимателя может любое физическое лицо, даже курьер, независимо от наличия доверенности. При этом расписка в получении документов отправляется по почте. На руки она выдается лишь директору компании (предпринимателю).
Представить в ЕЦР документы на государственную регистрацию от имени компании может и любая юридическая фирма, с которой заключен соответствующий договор. Но следует быть внимательными. Посредничество в виде консультационных услуг и представительства является легальной деятельностью. Однако нередко для продажи предлагают уже готовые фирмы, оформленные на подставных лиц. Участие в подобных действиях может привести к неблагоприятным последствиям для физических лиц, позволивших использовать свое имя в противозаконных целях, в том числе — их привлечению к административной, гражданско-правовой и иной ответственности.
Получить документы о госрегистрации можно по доверенности, составленной в простой письменной форме. В случае с юридическим лицом ее нотариального удостоверения не требуется, а для индивидуального предпринимателя оно обязательно.
— Если фирма переехала в другой офис, насколько оперативно следует обращаться в Центр для перерегистрации?
— Несоответствие фактического местонахождения налогоплательщика адресу, указанному в учредительных документах, является нарушением закона. Правда, устранимым, поскольку есть возможность внести и зарегистрировать изменения в учредительные документы (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).
Для этого компания и индивидуальный предприниматель должны в течение трех дней с даты смены адреса представить в Центр следующие документы
(п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 22.2 Закона № 129-ФЗ):
— заявление по форме Р 24001 или Р 13001 соответственно с нотариально удостоверенной подписью заявителя;
— документ об уплате государственной пошлины в размере 400 руб.;
— решение о внесении изменений в учредительные документы;
— изменения, вносимые в учредительные документы.
Госрегистрация изменений осуществляется в течение не более пяти рабочих дней со дня представления вышеназванных документов в ЕЦР (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). Изменения приобретают силу для третьих лиц с момента внесения в госреестр сведений о новом адресе налогоплательщика (п. 3 ст. 52 ГК РФ).
— Как получить выписку из госреестра по конкретной фирме или предпринимателю? Сколько это стоит? Что за информация предоставляется по запросу?
— Порядок представления сведений из госреест-ров регламентируют Закон № 129-ФЗ и Правила, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 (ЕГРЮЛ) и от 16 октября 2003 г. № 630 (ЕГРИП).
Запрос составляется в произвольной форме с указанием сведений о номере и дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, обратившегося с запросом,, и о выдавшем его органе. Конфиденциальная информация, как и данные о банковских счетах, не предоставляются (см. перечень предоставляемых регистрирующим органом сведений в приложении № 2 к Постановлению № 438).
Выписка оформляется в течение пяти дней с момента получения соответствующего запроса. Каждый документ стоит 200 руб. Если информация нужна срочно (в течение суток), придется заплатить 400 руб.
— Планируются ли какие-либо изменения в работе Центра ближайшие месяцы?
— В скором времени мы готовимся внедрить технологию централизованной обработки документов, предоставляемых налогоплательщиками в Центр. Для этого будет закуплено и установлено новое программное обеспечение и высокопроизводительное оборудование, которое позволит перевести все регистрационные дела в электронный вид. Это должно ускорить процедуры регистрации и перерегистрации, способствовать более оперативному предоставлению сведений из госреестров.
29 октября
«Нет сайта - нет доверия» , № 204 (2770), «Деловой Петербург»
Федеральная налоговая служба продолжает пропагандистскую кампанию против недобросовестных налогоплательщиков. Теперь к числу сомнительных относятся фирмы, которые не дают рекламу в СМИ или не имеют собственного сайта.
30 октября
«Сбор налогов и платежей в бюджетную систему в Санкт-Петербурге за 9 месяцев увеличился на 25 проц до 262,6 млрд руб», ИА «Прайм-ТАСС»
В январе-сентябре 2008 года налоговые органы Санкт-Петербурга обеспечили поступление налогов и платежей (с учетом ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет):
· в бюджетную систему в сумме 262 625,8 млн. руб.;
· в федеральный бюджет – 79 320,1 млн. руб. или 30,2 % от общей суммы мобилизации;
· в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга – 183 305,7 млн. руб. или 69,8 % от общей суммы мобилизации.
Кроме того, поступило единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды (с учетом отчислений по налогам со специальным налоговым режимом), в сумме 66 296,0 млн. руб., в том числе:
· в пенсионный фонд – 51 339,6 млн. руб.;
· в фонд социального страхования – 4 156,0 млн. руб. (без учета произведенных расходов на цели социального страхования);
· в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3 662,4 млн. руб.;
· в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 7 138,0 млн. руб.
В отчетном периоде налоговые поступления в бюджетную систему возросли к уровню прошлого года на 25,0 %, в т.ч. в федеральный бюджет – на 5,4 %, в бюджет Санкт-Петербурга – на 36,0 %.
Высокими темпами роста в бюджетную систему за отчетный период характеризовались поступления акцизов на легковые машины, производимые на территории РФ (в 5,2 раза), налога на прибыль (в 1,4 раза), налога на доходы физических лиц (в 1,4 раза), налога на имущество физических лиц (в 1,4 раза), ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет (в 1,3 раза), транспортного налога (в 1,3 раза), налогов со специальным налоговым режимом (в 1,3 раза).
В структуре поступлений в бюджетную систему за январь-сентябрь 2008 года 38,6% составляет налог на прибыль, 26,8% - налог на доходы физических лиц, 14,0% - налог на добавленную стоимость, 7,9 % - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, 4,4% - налог на имущество организаций, 2,3% - акцизы, 2,2% - налоги со специальным налоговым режимом.
Основными источниками поступлений в федеральный бюджет являются налог на добавленную стоимость (46,5%), ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (26,1%), налог на прибыль (25,6%).
Основными источниками поступлений в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга являются налог на прибыль (44,2%), налог на доходы физических лиц (38,4%), налог на имущество организаций (6,3%), акцизы (2,9%), транспортный налог (1,9%), налоги со специальным налоговым режимом (1,1%).
31 октября
«Поступления от налогов в бюджет выросли на 25%», ИА «Фонтанка.ру»
За январь – сентябрь 2008 года поступления от налогов в бюджет выросли на 25 %, в том числе в федеральный бюджет – на 5,4%, в бюджет Петербурга – на 36 %.
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в управлении федеральной налоговой службы по Петербургу, за последние 9 месяцев текущего года в бюджетную сферу в сумме поступило 262 625,8 миллиона рублей. В федеральный бюджет – 79 320,1 миллиона рублей, в консолидированный бюджет Петербурга – 183 305,7 миллиона рублей.
Отметим, что в пенсионный фонд поступления за отчетный период составили 51 миллиард 339 миллионов рублей, в фонд социального страхования – больше 4 миллиардов рублей, в федеральный фонд ОМС – около 4 миллиардов рублей, в территориальный фонд ОМС – около 7 миллиардов рублей.
Начать дискуссию