Госдума приняла в первом чтении блок законопроектов, направленных на снятие излишних административных барьеров для бизнеса. По словам председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Е. А. Федорова, пакет проектов по поддержке предпринимательства охватывает наиболее обширные и тяжелые для бизнеса сферы надзора и контроля.
В частности, проект федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» регламентирует порядок проведения проверок государственными и муниципальными органами. Правила не распространяются на проверки, связанные с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, налогового, валютного, бюджетного контроля, банковского надзора, контроля на финансовых рынках и при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций.
Прежде всего проект предусматривает преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. Для организаций и индивидуальных предпринимателей устанавливается обязанность направлять до начала предпринимательской деятельности соответствующее уведомление. Уведомительным порядком смогут воспользоваться предприятия, оказывающие гостиничные услуги и услуги повременному размещению и проживанию, бытовые услуги, услуги общественного питания, осуществляющие розничную и оптовую торговлю, занимающиеся коммерческими перевозками пассажиров автомобильным транспортом, а также коммерческими перевозками грузов, текстильным и швейным производством, производством обуви, обработкой древесины и производством изделий из дерева и пробки (кроме мебели), издательской и полиграфической деятельностью, деятельностью, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Ответственность для организаций за недостоверное или несвоевременное уведомление законодатели планируют прописать в КоАП РФ.
Согласно законопроекту в отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) проводится не чаще одного раза в три года. Все проверки подразделяются на документарные и выездные. При этом выездная проверка возможна только в случаях, когда документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства. Длительность проверок ограничивается 20 днями. Продлить этот срок госорганы могут максимум на 20 дней. Для малого бизнеса устанавливается предельный суммарный срок проведения проверок. Мероприятия по контролю для всех контролирующих органов в отношении микропредприятий не должны превышать 20 часов, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 70 часов.
Еще один из законопроектов этой группы вносит изменения в Закон о милиции. Поправки направлены на исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел при проверках предпринимателей. Из закона исключаются нормы, которые дают право сотрудникам милиции проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, досмотр транспортных средств, изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изымать отдельные образцы сырья, продукции и товаров. Должностные лица органов внутренних дел при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ и КоАП РФ.
Журнал "Российский налоговый курьер"
Начать дискуссию