Как говорится в сообщении ФНС России, размещенном на ее официальном сайте (www.nalog.ru), Федеральная налоговая служба в рамках новой Концепции продолжает политику открытого планирования выездных налоговых проверок, направленную на становление диалога с налогоплательщиками. Напомним, что сама Концепция утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@.
В качестве первого шага в 2007 году ФНС России опубликовала 11 Критериев самостоятельной оценки рисков, которые фактически являются критериями отбора для проведения выездных проверок.
В их числе: налоговая нагрузка ниже средней по отрасли, убытки в течение двух и более лет, значительные суммы налоговых вычетов (доля вычетов по НДС превышает 89 процентов от суммы НДС начисленной за год), опережающий темп роста расходов над доходами, выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднеотраслевой по субъекту РФ, неоднократное приближение к предельному значению показателей, установленных Налоговым кодексом, предоставляющих право на специальные налоговые режимы, суммы расходов индивидуального предпринимателя приближаются к его доходам (к примеру, доля профессиональных вычетов по подоходному налогу превышает 83 процента от всего дохода), построение цепочек-контрагентов и работа с ними без видимой деловой цели, непредставление пояснений на уведомление налоговиков о выявленных несоответствиях показателей деятельности, «миграция» между налоговыми органами (переустановка на учет) и значительное отклонение (на 10 процентов и более) уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Обнародование этих критериев принесло ощутимый эффект — налогоплательщики стали активно корректировать свою деятельность. Если в 2006 году компании добровольно подали 416 тыс. уточненных деклараций на доплату 18 млрд. руб., то в 2007-м — уже 913 тыс. деклараций на общую сумму в 84 млрд. руб. Все суммы уточненных обязательств поступили в бюджет в полном объеме без мер принудительного взыскания со стороны налоговых органов.
Используя данные критерии, налогоплательщики имеют возможность проанализировать способы и результаты хозяйственной деятельности и оценить степень вероятности назначения выездной налоговой проверки, а также оценить вероятный объем налоговых претензий по результатам такой проверки.
В рамках доработки критериев самостоятельной оценки рисков и в целях дальнейшего снижения количества налоговых проверок ФНС России подготовила двенадцатый критерий - «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». Для этого налоговая служба планирует публикацию наиболее распространенных схем (способов) ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Схемы будут условными без названий компаний, но основаны на делах конкретных компаний. Это, к примеру, проведение операций без разумной экономической цели; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, складских, производственных, торговых площадей, отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.), наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты) и т.д.
При подготовке учтены материалы проведенных налоговых проверок, наработки, полученные в ходе досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками, сложившаяся арбитражная практика, в том числе признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, обозначенные в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 № 53.
Критерий «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» и рекомендации по оценке налоговых рисков будут опубликованы на сайте ФНС России после утверждения соответствующего приказа ФНС России. Ориентируясь на эти рекомендации, налогоплательщик получит возможность выявить самые уязвимые участки учета и принять необходимые с его точки зрения меры по снижению этих рисков.
По мнению, заместителя руководителя ФНС России Т.В.Шевцова, которая курирует контрольную работу налоговых органов, ФНС России положительно оценивает практику открытой публикации принципов отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок. Расширение круга налогоплательщиков, учитывающих эти принципы при оценке налоговых рисков, а также увеличение числа плательщиков, принявших меры по снижению или исключению таких рисков, даст налоговой службе возможность отказаться от политики тотального охвата хозяйствующих субъектов проверками, и перейти к контролю проблемных участков, выявленных с помощью разработанных налоговиками критериев риска.
Следует отметить, что соответствие плательщика данным критериям еще не говорит о том, что у него есть нарушения налогового законодательства. И не означает, что в процессе выездной налоговой проверки ему обязательно будут предъявлены налоговые претензии. Решение о том, достоверно ли отражены в налоговой отчетности результаты деятельности организации, может быть принято инспектором только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих первичных документов.
Критерии - это, прежде всего, определенные сигналы как для налогового инспектора, так и для плательщика. Это означает, что деятельность фирмы или предпринимателя, а также их налоговые обязательства вызывают вопросы и, соответственно, они попадают в зону особого внимания налоговых органов. Поэтому налогоплательщик, соответствующий данным критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Эти критерии являются попыткой стимулировать плательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов. Налогоплательщики, которые не отвечают критериям, могут не волноваться – выездные налоговые проверки в отношении их нецелесообразны. Для контроля над этими организациями и индивидуальными предпринимателями в основном будет проводиться мониторинг данных отчетности и информации из внешних источников.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Управления ФНС России по Тамбовской области
Начать дискуссию