Новости ФНС

О порядке досудебного урегулирования налоговых споров

О порядке досудебного урегулирования налоговых споров с 1 января 2009 года.
О порядке досудебного урегулирования налоговых споров с 1 января 2009 года

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №137-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена ст. 101.2 "Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", одним из важнейших новшеств которой является запрет на судебное обжалование решения по результатам налоговой проверки, если оно не было обжаловано в вышестоящий налоговый орган (п. 5).

В соответствии с пунктом 16 статьи 7 названного закона данная новация вступит в силу с 1 января 2009 года.

Таким образом, указанной нормой установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым органом.

Законодатель предусмотрел обязательную стадию рассмотрения указанных споров для ограниченного перечня ненормативных правовых актов:

1) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Иные ненормативные правовые акты налоговых органов (например, решения об отказе в возмещении НДС, о взыскании, о приостановлении операций по счетам и др.), а также действия (бездействие) их должностных лиц могут быть оспорены в судебном порядке без предварительного досудебного обжалования либо обжалованы одновременно – и в суд, и в вышестоящий налоговый орган.

Порядок и сроки обжалования указанных ненормативных правовых актов налоговых органов,  действий (бездействия) должностных лиц остаются прежними.

В соответствии с п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Соответственно, апелляционная жалоба на эти решения может быть подана до вступления их в силу. Подается она в налоговый орган вынесший решение, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

До рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом оспариваемое решение налогового органа не исполняется, никакие суммы по нему не взыскиваются.

 Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные ненормативные акты, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов подается в вышестоящий налоговый орган  (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров в 2006-2008 годах свидетельствуют о том, что все больше налогоплательщиков отдают предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора, а не обращаются сразу в суд.

За 9 месяцев текущего года  Управлением ФНС России по Курской области уже рассмотрено 480 жалоб, что на 155 жалоб больше по сравнению с прошлым годом. Из рассмотренных жалоб удовлетворено полностью или частично около 45%.

Преимуществами именно досудебного порядка обжалования, т.е. обжалования в вышестоящий налоговый орган, по сравнению с судебным порядком обжалования, являются простота оформления и подачи жалоб, оперативность рассмотрения, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины.

Введение обязанности по обжалованию решений в налоговых органах перед обращением в суд призвано создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров, разгрузить арбитражные суды и способствовать развитию эффективного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.»

Назаров П.Н.,
начальник отдела налогового аудита

Начать дискуссию