Интервью

"Вчера и сегодня налоговой отчетности"

"Вчера и сегодня налоговой отчетности". Интервью заместителя руководителя УФНС России по Томской области Л.В. Федяевой журналу "Приходный ордер".
Вчера и сегодня налоговой отчетности

Вчера
     Если бы лет десять назад меня попросили описать образ  бухгалтера, перед глазами непременно бы возник образ человека, склонившегося над декларациями и счетами (микрокалькулятором), в «нарукавниках» и очках. На голове взъерошены волосы, а за ухом торчит «огрызок» карандаша. Весь его внешний вид так и кричит: «Господи, ну когда же окончится это испытание – отчетность?». Но испытания бедного бухгалтера с заполнения деклараций только начинаются, впереди его ждет поход в налоговую инспекцию, где сотни таких же измученных бухгалтеров толпятся в очереди к инспектору. Ситуация, которая изводит не только сдающую, но и принимающую стороны.

Сегодня
     Сегодня образ бухгалтера рисуется совсем иначе: внешне успешная барышня, гордо восседая за компьютерным столиком, стучит по клавишам «напомаженными» пальчиками. Лицо украшают очки в модной оправе, водруженные на носик больше для придания  стиля, нежели по прямому назначению. Никакие счеты – карандаши под рукой не мешаются, перед глазами разве что налоговый календарик с датами сдачи отчетности. «Стук-стук», «щелк» на «отправить» и готово … . Издала облегченный выдох, потянулась на кресле, крутанулась пару раз по часовой стрелке – все, готово!
     С того времени, как налоговые органы осознали, что не всегда в состоянии справляться с возрастающим потоком налогоплательщиков и вручную осуществлять ввод информации в систему,  разработаны  системы, позволяющие передавать налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде без дублирования на бумаге. Более того, соответствующие новшества закреплены законодательно, а на правительственном уровне утверждена концепция развития информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков до 2010 года, в том числе предусматривающая прием деклараций по телекоммуникационным каналам связи и через Интернет. На сегодняшний день  это одно из самых приоритетных направлений деятельности налоговых органов.

     О том, как электронный документооборот «прижился» на томской земле, расскажет Любовь Федяева - заместитель руководителя Управления ФНС России по Томской области.

Любовь Викторовна, уже несколько лет налоговики популяризируют бесконтактный способ налоговой и бухгалтерской отчетности и, насколько известно, налогоплательщики охотно к нему подключаются. Какие плоды принесла эта работа?

Плоды, конечно же, есть - эффективность деятельности налоговых инспекций повысилась, при этом значительно облегчилась  жизнь налогоплательщиков. Уверенно об этом говорю, потому что буквально на днях мы проводили опрос среди томских бухгалтеров, отчитывающихся в электронном виде по ТКС. 100% опрошенных подтвердили, что у бесконтактного документооборота с нами масса преимуществ.

Чем отличается способ передачи отчетности в электронном виде по каналам связи от других способов? В чем преимущества?

Эта технология действительно дает преимущества, как налогоплательщику, так и налоговым органам. Ее применение «в чистом виде» не требует присутствия  налогоплательщика в налоговой инспекции. Он может спокойно, сидя в кресле своего офиса, отправить документ по электронной почте в налоговую инспекцию и в обратном порядке получить подтверждение о том, что он принят на рассмотрение и о том, что он прошел проверку. Отправленная информация  автоматически загружается в программные системы, в результате чего   ускоряется процесс ее ввода и обработки. При этом налогоплательщику уже не нужно предоставлять декларации на бумажных носителях и отстаивать очереди в инспекции. Он может отправить декларацию в любой день, и не до 18-00, а до 24-00ч. Кроме того, в этой работе задействованы программные системы, облегчающие заполнение налоговых деклараций и позволяющие выполнить частичный контроль правильности их заполнения. Еще эта технология хороша тем, что предполагает обратный поток информации – из инспекции к налогоплательщику.

О каком информационном обмене идет речь?

Это могут быть выписки из лицевого счета для сверки расчетов с бюджетом, акты сверки, текущая информация о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетами разных уровней, налоговые новости - то есть любая информация, интересная нашим плательщикам. Информационное обслуживание налогоплательщиков осуществляется на сегодняшний день в двух режимах: «off-line» и более современном сервисе «on-line» - предоставление информации в интерактивном режиме в течение всего нескольких минут. Однако для подключения к этому сервису («on-line») налогоплательщики должны оформить со специализированным оператором связи договор либо дополнительное соглашение.

А сколько налогоплательщиков области оценили все эти преимущества на себе?

Есть данные по состоянию на 1 июля текущего года, согласно им в регионе почти 39% организаций и более 33% индивидуальных предпринимателей отчитываются перед налоговыми инспекциями в электронном виде по ТКС. Остальные пока не стремятся идти «в ногу со временем».

Проценты не очень большие, получается, что меньше половины налогоплательщиков вовлечены в электронный документооборот. А как мы выглядим в сравнении с другими регионами?

По организациям, отчитывающимся в электронном виде, наш показатель немного ниже общероссийского (39.4%), однако если сравнивать его с процентами налогоплательщиков, которых привлекли к такой форме отчетности наши ближайшие соседи, то мы выглядим выигрышно. Например, в Новосибирской области по ТКС отчитываются лишь 37%, в Красноярском крае – 36.7%, а в Тюменской области и того меньше – 29.3%. В этом показателе нас опережает только Кемеровская область, у них 45.3%, но они сильно отстают от нас по Индивидуальным предпринимателям. Здесь нас опередила только Новосибирская область, хотя и наш показатель выше общероссийского на 3.3%, мы выполнили плановый показатель 2009 года.

На какой срок рассчитан процесс внедрения этой системы?

Законодательно эти сроки, конечно же, не определены. Обязательства отчитываться по ТКС пока есть только у организаций численностью свыше 100 человек (ст. 80 Налогового кодекса РФ). Однако ФНС ежегодно увеличивает плановые показатели, к которым регионы должны стремиться, поэтому мы не прекращаем пропагандистские мероприятия, направленные на привлечение наших налогоплательщиков к отчетности в электронном виде: проводим семинары, распространяем печатную агитационную продукцию. Помогают нам в этом и операторы связи, без которых реализация электронного документооборота была бы невозможной, они молодцы, постоянно расширяют возможности своих клиентов, развивают сервис, учитывая при этом их мнение.

А возможен ли какой-то технический сбой в системе, если да, то страдает ли от этого налогоплательщик?

Сбои в транспортном сообщении, конечно же, случаются, хотя и довольно редко. Другое дело, что не один такой факт не остается без нашего внимания. В каждом таком случае мы разбираемся в тесном контакте с операторами связи. Налогоплательщик, если он все сделал вовремя и правильно, не страдает. Если и случаются какие-то технические сбои, операторы связи в буквальном смысле спешат своим клиентам на помощь. Случай из жизни: одна из бухгалтеров рассказала нам, что однажды, когда отсутствовала техническая возможность отправить с ее компьютера декларацию, а это был последний день сдачи отчетности, оператор связи отправил за ней автомобиль. Женщину привезли в офис оператора связи, и она прямо оттуда совершила операцию по заполнению и отправке отчетности.

Предпринимаются ли еще какие-нибудь меры со стороны налоговиков, чтобы привлечь к этой системе как можно больше налогоплательщиков, чтобы наш грамотный и «продвинутый» в сфере новых технологий регион в сравнении с другими смотрелся лучше всех?

Сейчас мы надеемся на сотрудничество с Областным центром поддержки предпринимательства. Недавно мы обратились к ним с просьбой оказать нам содействие в организации Пунктов для сдачи отчетности в электронном виде. Надеемся, что наши совместные усилия по расширению системы представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи и предоставления электронных информационных сервисов позволят также достойно представить наш регион в реализации Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Возможно, прочитав эту статью, кое-кто из налогоплательщиков решит перейти на электронную форму отчетности. Что нужно предпринять, к кому обратиться?

Для того чтобы пользоваться преимуществами электронного документооборота с налоговыми органами, налогоплательщику необходимо выбрать один из двух возможных вариантов:

1. стать абонентом одного из специализированных операторов связи, осуществляющих свою деятельность на территории Томской области;
2. через удостоверяющий центр подключиться к системе «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион».

Можно подробнее о втором варианте, до недавнего времени  было известно только об одном способе подключения к отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Эту систему в 2007 году разработал и внедрил в эксплуатацию Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России. Главная изюминка этой системы в том, что  прием, хранение и первичная обработка документов налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности осуществляется без участия специализированных операторов связи – через сервер Управления ФНС России с последующей передачей в территориальные налоговые органы. Однако и в этой системе между налоговиками и налогоплательщиками посредник тоже есть. В данном случае для обеспечения функционирования этой системы создана сеть доверенных удостоверяющих центров (УЦ). В нашем регионе уже есть операторы связи, которые аккредитовались в ФНС и являются УЦ.

Существуют ли какие-то особые условия для подключения к бесконтактному документообороту?

Что первый, что второй варианты подключения к отчетности по ТКС или через Интернет потребуют от налогоплательщиков некоторых финансовых затрат, поскольку эта услуга осуществляется при наличии у налогоплательщика соответствующего программного обеспечения и технических средств, совместимых с техническими средствами налогового органа. Однако операторы связи разработали всевозможные выгодные предложения для привлечения клиентов, более того, периодически проводят акции по предоставлению скидок. Информацию об операторах связи и удостоверяющих центрах можно узнать на информационных стендах в налоговых инспекциях области, на Интернет-сайте Управления ФНС России  по Томской области http://www.r70.nalog.ru, или по телефонам «горячей линии» 280-217, 280-235.

А что завтра?

Идеал - полностью исключить присутствие налогоплательщика в инспекции, либо свести его присутствие к минимуму. Поэтому переход на электронную форму отчетности по телекоммуникационным каналам связи - неотъемлемая часть политики Федеральной налоговой службы России, которая направлена на совершенствование взаимодействия с налогоплательщиками.
Использование этой системы значительно сэкономит время и силы, которые можно направить на развитие бизнеса.

Мнения налогоплательщиков

Людмила Хмельницкая – аудитор фирмы ОАО ИКЦ «Таирс Эрудит»:

«Отчетность в электронном виде не требует присутствия  в налоговой инспекции, а если контакты и случаются, то они сведены к конструктивным переговорам. Эта технология хороша еще тем, что предполагает обратный поток информации – из инспекции к налогоплательщику. Радует также, что система постоянно развивается, появляются все новые и новые функции. Удобнее и легче стало работать, даже несмотря на то, что я обслуживаю 50 предпринимателей».

Лариса Лебедь - заместитель главного бухгалтера ЗАО «РегионМарт - Томск»:

«Когда непосредственно в налоговую инспекцию приносили отчетность, то были большие очереди, приходилось долго в них простаивать, ведь наш российский менталитет устроен так, что все откладываем на последний день. Отсюда и нервозность, и взаимный негатив. С тех пор, как стали отчитываться по ТКС, экономим массу времени, все, что нужно, направляем в налоговую инспекцию прямо из офиса, в любое удобное время. Кроме того, теперь мы готовим отчетность в стандартном формате, который предусматривает контроль правильности заполнения.  И, во-вторых, это ведь не просто односторонняя связь по передаче отчетности, здесь и обратная связь есть. Например, нас информируют обо всех изменениях в налоговом законодательстве. Можно написать письмо, сделать запрос, например, на акт сверки. Ответ обязательно приходит.  И еще, такая форма отчетности очень удобна организациям, имеющим обособленные предприятия».

Анна Азовцева – бухгалтер ИП Марченко Н.И.:

«Я обслуживаю несколько индивидуальных предпринимателей и очень довольна, что появилась возможность не ходить в дни отчетности в налоговую инспекцию. Ведь новый принцип работы лишил всякого смысла личное представление деклараций «своему» инспектору. Программа, с помощью которой формируется отчетность, автоматически проверяет внесенную в отчетность информацию, контролирует технические ошибки, на что раньше требовалось немало времени инспектора. И, кроме того, всегда есть доступ к счетам, таким сведениям, как например, состояние расчетов с бюджетом, наличие задолженности. Выгода для налогоплательщиков очевидна».

Елена Тюменцева – главный  бухгалтер ООО «Браво-М»:

«Я очень консервативный бухгалтер и была категорически против подключения к электронной форме отчетности. Мне нравилось, приходя в налоговую, общаться с инспектором, нравилось живое общение.  Однако по истечении времени признаю – отчетность через Интернет – это просто здорово. Во-первых, меня сейчас совершенно не беспокоит, какой формы бланк декларации нужно использовать,  я всегда уверена, что заполняю новую версию. Во-вторых, не требуется дублировать документы на бумагу. И, в-третьих, отчетность по ТКС дает возможность отправить налоговую или бухгалтерскую отчетность после окончания работы налоговой инспекции. При этом мне гарантировано получение подтверждения в ее получении, что в спорной ситуации имеет юридическую силу. И, что самое главное, техническая поддержка оператора связи, кажется, тоже работает круглосуточно. Если случались какие-то технические сбои, звонила в офис оператора, не важно, сколько было времени, ребята были на месте».

"Приходный ордер", № 9-10, сентябрь-октябрь 2008 года

Начать дискуссию

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Интересные материалы

Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру