Интервью

"Вчера и сегодня налоговой отчетности"

"Вчера и сегодня налоговой отчетности". Интервью заместителя руководителя УФНС России по Томской области Л.В. Федяевой журналу "Приходный ордер".
Вчера и сегодня налоговой отчетности

Вчера
     Если бы лет десять назад меня попросили описать образ  бухгалтера, перед глазами непременно бы возник образ человека, склонившегося над декларациями и счетами (микрокалькулятором), в «нарукавниках» и очках. На голове взъерошены волосы, а за ухом торчит «огрызок» карандаша. Весь его внешний вид так и кричит: «Господи, ну когда же окончится это испытание – отчетность?». Но испытания бедного бухгалтера с заполнения деклараций только начинаются, впереди его ждет поход в налоговую инспекцию, где сотни таких же измученных бухгалтеров толпятся в очереди к инспектору. Ситуация, которая изводит не только сдающую, но и принимающую стороны.

Сегодня
     Сегодня образ бухгалтера рисуется совсем иначе: внешне успешная барышня, гордо восседая за компьютерным столиком, стучит по клавишам «напомаженными» пальчиками. Лицо украшают очки в модной оправе, водруженные на носик больше для придания  стиля, нежели по прямому назначению. Никакие счеты – карандаши под рукой не мешаются, перед глазами разве что налоговый календарик с датами сдачи отчетности. «Стук-стук», «щелк» на «отправить» и готово … . Издала облегченный выдох, потянулась на кресле, крутанулась пару раз по часовой стрелке – все, готово!
     С того времени, как налоговые органы осознали, что не всегда в состоянии справляться с возрастающим потоком налогоплательщиков и вручную осуществлять ввод информации в систему,  разработаны  системы, позволяющие передавать налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде без дублирования на бумаге. Более того, соответствующие новшества закреплены законодательно, а на правительственном уровне утверждена концепция развития информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков до 2010 года, в том числе предусматривающая прием деклараций по телекоммуникационным каналам связи и через Интернет. На сегодняшний день  это одно из самых приоритетных направлений деятельности налоговых органов.

     О том, как электронный документооборот «прижился» на томской земле, расскажет Любовь Федяева - заместитель руководителя Управления ФНС России по Томской области.

Любовь Викторовна, уже несколько лет налоговики популяризируют бесконтактный способ налоговой и бухгалтерской отчетности и, насколько известно, налогоплательщики охотно к нему подключаются. Какие плоды принесла эта работа?

Плоды, конечно же, есть - эффективность деятельности налоговых инспекций повысилась, при этом значительно облегчилась  жизнь налогоплательщиков. Уверенно об этом говорю, потому что буквально на днях мы проводили опрос среди томских бухгалтеров, отчитывающихся в электронном виде по ТКС. 100% опрошенных подтвердили, что у бесконтактного документооборота с нами масса преимуществ.

Чем отличается способ передачи отчетности в электронном виде по каналам связи от других способов? В чем преимущества?

Эта технология действительно дает преимущества, как налогоплательщику, так и налоговым органам. Ее применение «в чистом виде» не требует присутствия  налогоплательщика в налоговой инспекции. Он может спокойно, сидя в кресле своего офиса, отправить документ по электронной почте в налоговую инспекцию и в обратном порядке получить подтверждение о том, что он принят на рассмотрение и о том, что он прошел проверку. Отправленная информация  автоматически загружается в программные системы, в результате чего   ускоряется процесс ее ввода и обработки. При этом налогоплательщику уже не нужно предоставлять декларации на бумажных носителях и отстаивать очереди в инспекции. Он может отправить декларацию в любой день, и не до 18-00, а до 24-00ч. Кроме того, в этой работе задействованы программные системы, облегчающие заполнение налоговых деклараций и позволяющие выполнить частичный контроль правильности их заполнения. Еще эта технология хороша тем, что предполагает обратный поток информации – из инспекции к налогоплательщику.

О каком информационном обмене идет речь?

Это могут быть выписки из лицевого счета для сверки расчетов с бюджетом, акты сверки, текущая информация о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетами разных уровней, налоговые новости - то есть любая информация, интересная нашим плательщикам. Информационное обслуживание налогоплательщиков осуществляется на сегодняшний день в двух режимах: «off-line» и более современном сервисе «on-line» - предоставление информации в интерактивном режиме в течение всего нескольких минут. Однако для подключения к этому сервису («on-line») налогоплательщики должны оформить со специализированным оператором связи договор либо дополнительное соглашение.

А сколько налогоплательщиков области оценили все эти преимущества на себе?

Есть данные по состоянию на 1 июля текущего года, согласно им в регионе почти 39% организаций и более 33% индивидуальных предпринимателей отчитываются перед налоговыми инспекциями в электронном виде по ТКС. Остальные пока не стремятся идти «в ногу со временем».

Проценты не очень большие, получается, что меньше половины налогоплательщиков вовлечены в электронный документооборот. А как мы выглядим в сравнении с другими регионами?

По организациям, отчитывающимся в электронном виде, наш показатель немного ниже общероссийского (39.4%), однако если сравнивать его с процентами налогоплательщиков, которых привлекли к такой форме отчетности наши ближайшие соседи, то мы выглядим выигрышно. Например, в Новосибирской области по ТКС отчитываются лишь 37%, в Красноярском крае – 36.7%, а в Тюменской области и того меньше – 29.3%. В этом показателе нас опережает только Кемеровская область, у них 45.3%, но они сильно отстают от нас по Индивидуальным предпринимателям. Здесь нас опередила только Новосибирская область, хотя и наш показатель выше общероссийского на 3.3%, мы выполнили плановый показатель 2009 года.

На какой срок рассчитан процесс внедрения этой системы?

Законодательно эти сроки, конечно же, не определены. Обязательства отчитываться по ТКС пока есть только у организаций численностью свыше 100 человек (ст. 80 Налогового кодекса РФ). Однако ФНС ежегодно увеличивает плановые показатели, к которым регионы должны стремиться, поэтому мы не прекращаем пропагандистские мероприятия, направленные на привлечение наших налогоплательщиков к отчетности в электронном виде: проводим семинары, распространяем печатную агитационную продукцию. Помогают нам в этом и операторы связи, без которых реализация электронного документооборота была бы невозможной, они молодцы, постоянно расширяют возможности своих клиентов, развивают сервис, учитывая при этом их мнение.

А возможен ли какой-то технический сбой в системе, если да, то страдает ли от этого налогоплательщик?

Сбои в транспортном сообщении, конечно же, случаются, хотя и довольно редко. Другое дело, что не один такой факт не остается без нашего внимания. В каждом таком случае мы разбираемся в тесном контакте с операторами связи. Налогоплательщик, если он все сделал вовремя и правильно, не страдает. Если и случаются какие-то технические сбои, операторы связи в буквальном смысле спешат своим клиентам на помощь. Случай из жизни: одна из бухгалтеров рассказала нам, что однажды, когда отсутствовала техническая возможность отправить с ее компьютера декларацию, а это был последний день сдачи отчетности, оператор связи отправил за ней автомобиль. Женщину привезли в офис оператора связи, и она прямо оттуда совершила операцию по заполнению и отправке отчетности.

Предпринимаются ли еще какие-нибудь меры со стороны налоговиков, чтобы привлечь к этой системе как можно больше налогоплательщиков, чтобы наш грамотный и «продвинутый» в сфере новых технологий регион в сравнении с другими смотрелся лучше всех?

Сейчас мы надеемся на сотрудничество с Областным центром поддержки предпринимательства. Недавно мы обратились к ним с просьбой оказать нам содействие в организации Пунктов для сдачи отчетности в электронном виде. Надеемся, что наши совместные усилия по расширению системы представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи и предоставления электронных информационных сервисов позволят также достойно представить наш регион в реализации Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Возможно, прочитав эту статью, кое-кто из налогоплательщиков решит перейти на электронную форму отчетности. Что нужно предпринять, к кому обратиться?

Для того чтобы пользоваться преимуществами электронного документооборота с налоговыми органами, налогоплательщику необходимо выбрать один из двух возможных вариантов:

1. стать абонентом одного из специализированных операторов связи, осуществляющих свою деятельность на территории Томской области;
2. через удостоверяющий центр подключиться к системе «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион».

Можно подробнее о втором варианте, до недавнего времени  было известно только об одном способе подключения к отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Эту систему в 2007 году разработал и внедрил в эксплуатацию Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России. Главная изюминка этой системы в том, что  прием, хранение и первичная обработка документов налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности осуществляется без участия специализированных операторов связи – через сервер Управления ФНС России с последующей передачей в территориальные налоговые органы. Однако и в этой системе между налоговиками и налогоплательщиками посредник тоже есть. В данном случае для обеспечения функционирования этой системы создана сеть доверенных удостоверяющих центров (УЦ). В нашем регионе уже есть операторы связи, которые аккредитовались в ФНС и являются УЦ.

Существуют ли какие-то особые условия для подключения к бесконтактному документообороту?

Что первый, что второй варианты подключения к отчетности по ТКС или через Интернет потребуют от налогоплательщиков некоторых финансовых затрат, поскольку эта услуга осуществляется при наличии у налогоплательщика соответствующего программного обеспечения и технических средств, совместимых с техническими средствами налогового органа. Однако операторы связи разработали всевозможные выгодные предложения для привлечения клиентов, более того, периодически проводят акции по предоставлению скидок. Информацию об операторах связи и удостоверяющих центрах можно узнать на информационных стендах в налоговых инспекциях области, на Интернет-сайте Управления ФНС России  по Томской области http://www.r70.nalog.ru, или по телефонам «горячей линии» 280-217, 280-235.

А что завтра?

Идеал - полностью исключить присутствие налогоплательщика в инспекции, либо свести его присутствие к минимуму. Поэтому переход на электронную форму отчетности по телекоммуникационным каналам связи - неотъемлемая часть политики Федеральной налоговой службы России, которая направлена на совершенствование взаимодействия с налогоплательщиками.
Использование этой системы значительно сэкономит время и силы, которые можно направить на развитие бизнеса.

Мнения налогоплательщиков

Людмила Хмельницкая – аудитор фирмы ОАО ИКЦ «Таирс Эрудит»:

«Отчетность в электронном виде не требует присутствия  в налоговой инспекции, а если контакты и случаются, то они сведены к конструктивным переговорам. Эта технология хороша еще тем, что предполагает обратный поток информации – из инспекции к налогоплательщику. Радует также, что система постоянно развивается, появляются все новые и новые функции. Удобнее и легче стало работать, даже несмотря на то, что я обслуживаю 50 предпринимателей».

Лариса Лебедь - заместитель главного бухгалтера ЗАО «РегионМарт - Томск»:

«Когда непосредственно в налоговую инспекцию приносили отчетность, то были большие очереди, приходилось долго в них простаивать, ведь наш российский менталитет устроен так, что все откладываем на последний день. Отсюда и нервозность, и взаимный негатив. С тех пор, как стали отчитываться по ТКС, экономим массу времени, все, что нужно, направляем в налоговую инспекцию прямо из офиса, в любое удобное время. Кроме того, теперь мы готовим отчетность в стандартном формате, который предусматривает контроль правильности заполнения.  И, во-вторых, это ведь не просто односторонняя связь по передаче отчетности, здесь и обратная связь есть. Например, нас информируют обо всех изменениях в налоговом законодательстве. Можно написать письмо, сделать запрос, например, на акт сверки. Ответ обязательно приходит.  И еще, такая форма отчетности очень удобна организациям, имеющим обособленные предприятия».

Анна Азовцева – бухгалтер ИП Марченко Н.И.:

«Я обслуживаю несколько индивидуальных предпринимателей и очень довольна, что появилась возможность не ходить в дни отчетности в налоговую инспекцию. Ведь новый принцип работы лишил всякого смысла личное представление деклараций «своему» инспектору. Программа, с помощью которой формируется отчетность, автоматически проверяет внесенную в отчетность информацию, контролирует технические ошибки, на что раньше требовалось немало времени инспектора. И, кроме того, всегда есть доступ к счетам, таким сведениям, как например, состояние расчетов с бюджетом, наличие задолженности. Выгода для налогоплательщиков очевидна».

Елена Тюменцева – главный  бухгалтер ООО «Браво-М»:

«Я очень консервативный бухгалтер и была категорически против подключения к электронной форме отчетности. Мне нравилось, приходя в налоговую, общаться с инспектором, нравилось живое общение.  Однако по истечении времени признаю – отчетность через Интернет – это просто здорово. Во-первых, меня сейчас совершенно не беспокоит, какой формы бланк декларации нужно использовать,  я всегда уверена, что заполняю новую версию. Во-вторых, не требуется дублировать документы на бумагу. И, в-третьих, отчетность по ТКС дает возможность отправить налоговую или бухгалтерскую отчетность после окончания работы налоговой инспекции. При этом мне гарантировано получение подтверждения в ее получении, что в спорной ситуации имеет юридическую силу. И, что самое главное, техническая поддержка оператора связи, кажется, тоже работает круглосуточно. Если случались какие-то технические сбои, звонила в офис оператора, не важно, сколько было времени, ребята были на месте».

"Приходный ордер", № 9-10, сентябрь-октябрь 2008 года

Начать дискуссию