Большинство представителей малого предпринимательства в целях налогообложения применяют специальные налоговые режимы. К их числу относятся - упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
С 2009 года вступает в силу новый Федеральный закон от 22.07.2008 №155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который вносит значительные изменения в порядок исчисления налогов, уплачиваемых в связи с применением данных режимов.
Новые нормы для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на основе патента
Возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента предусмотрена законодательством еще с 1 января 2006 года.
Решение о возможности применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Какие же изменения ожидают налогоплательщиков по применению УСН на основе патента с 1 января 2009 года?
С 2009 года отменяются ограничения по количеству видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальные предприниматели могут применять УСН на основе патента.
Перечень видов предпринимательской деятельности, по которым может применяться УСН на основе патента, расширен. В него включены, например, услуги общественного питания, услуги по переработке и сбыту сельхозпродукции, ведению охотничьего хозяйства и осуществлению охоты, осуществлению частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию, а также услуги, связанные с занятием частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
С 2009 года отменяется право субъектов РФ по определению законами конкретных перечней видов предпринимательской деятельности (в пределах, указанных в пункте 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ), по которым индивидуальным предпринимателям разрешено применять УСН на основе патента.
Указанным предпринимателям с 2009 года предоставлено право привлекать наемных работников, в том числе по гражданско-правовым договорам. Среднесписочная численность таких работников не должна превышать за налоговый период пяти человек.
Уточнены сроки, на которые выдается патент. В настоящее время это квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год. По новым правилам патент выдается по выбору налогоплательщика на период от 1 до 12 месяцев. Приводится определение налогового периода по данному налоговому режиму. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент.
Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет не позднее, чем за один месяц до начала применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.
С 2009 года для индивидуального предпринимателя, состоящего на учете в налоговом органе одного субъекта РФ и получающего патент в другом, введена обязанность - встать на учет в налоговом органе каждого из субъектов РФ, где он получает патент. Кроме того, налогоплательщики, применяющие УСН на основе патента, обязаны вести налоговый учет в Книге учета доходов и расходов только в части доходов. При этом налоговая декларация данными налогоплательщиками в налоговый орган не представляется.
Упрощенная система налогообложения на основе патента особенно удобна для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию мелких бытовых услуг, услуг репетитора, занимающихся ремесленничеством, извозом и осуществляющих другие виды микробизнеса.
Новое в применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
Значительные изменения, которые внес Федеральный закон №155-ФЗ, касаются и системы налогообложения в виде ЕНВД.
Так, закон в значительной степени ограничивает возможность перехода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В частности с 2009 года на уплату единого налога не переводятся:
1. Организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
2. Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом. Это ограничение также не распространяется на акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
3. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на ЕНВД.
4. Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной Налоговым кодексом, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями.
5. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а так же по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.
С 1 января 2009 г. для целей применения данного специального налогового режима к розничной торговли больше не будет относиться продажа углеводородного газа не только в баллонах, но газа реализуемого, через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции.
Новым федеральным законом также уточнены определения отдельных видов работ и услуг, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД. Так, «оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках» заменено на «оказание услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок)». Таким образом, независимо от того, какие договоры заключаются с владельцами автотранспортных средств — на хранение автотранспортных средств или на предоставление во временное владение и (или) пользование мест на платных автостоянках, указанные услуги могут быть переведены на уплату ЕНВД.
В статью 346.27 Налогового кодекса внесена поправка, уточняющая понятие «платные стоянки». Установлено, что к ним относятся не только места по оказанию услуг по хранению автотранспортных средств (кроме штрафных автостоянок), но и по оказанию платных услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автотранспортных средств.
Кроме того, согласно поправкам в статью 346.27 Налогового кодекса уточнен ряд и других основных понятий, используемых в целях главы 26.3 НК РФ. Так, с 2009 года к бытовым услугам не относятся услуги по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Эти виды предпринимательской деятельности со следующего года не переводятся на уплату ЕНВД.
Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях главы 26.3 Налогового кодекса к розничной торговле. Значит, любой торговый автомат независимо от того, какой товар или продукция через него реализуется, относится к объекту розничной торговли.
Что касается постановки на учет в налоговых органах, то с нового года не все плательщики единого налога будут обязаны встать на учет по месту осуществления предпринимательской деятельности. В частности те, кто занимается развозной и разносной розничной торговлей, оказанием автотранспортных услуг и размещением рекламы на автотранспортных средствах могут встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Кроме того упростилась постановка на налоговый учет для тех организаций или индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов. В данном случае встать на учет можно в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на налоговый учет.
Так же определен четкий порядок и сроки постановки и снятия с налогового учета плательщиков единого налога на вмененный доход.
Следует отметить, что в будущем году налогоплательщики утратят право на корректировку коэффициента К2 на фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности. Новый закон исключил из Налогового кодекса абзац, в котором была закреплена норма, позволяющая производить перерасчет коэффициента.
С будущего года вводится новый порядок определения коэффициента-дефлятора К1, используемого при исчислении налоговой базы по ЕНВД. В настоящее время он учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем налоговом периоде, то есть в календарном году. С 2009 года коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на календарный год, будет рассчитываться как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Управления ФНС России по Ярославской области
Начать дискуссию