Новости ФНС

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров. Информационное сообщение.
Информационное сообщение.  Досудебное урегулирование налоговых споров.

           В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщики вправе обжаловать акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц в административном или в судебном порядке (по личному усмотрению).

          Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи дела в суд.

          Для этого нужно подать жалобу должностному лицу вышестоящего налогового органа. При подаче жалобы об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов заявитель вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган. 

           К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы, а именно:
         - акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);
         - решение, вынесенное по результатам проведенной налоговой проверки;
         - первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
         - иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

          В соответствии со статьей 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. 

          В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

          Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

          Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

          Пунктом 3 ст. 140 НК РФ установлено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

          Таким образом, процедура по рассмотрению вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) жалоб налогоплательщиков включает следующие стадии: рассмотрение жалобы, принятие решения по ней и доведение принятого решения до сведения налогоплательщика.

          На практике налогоплательщики не всегда используют право на обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, а сразу подают иски в суды соответствующей компетенции. Однако досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд определенных преимуществ, таких как:
         - относительно простая процедура обращения;
         - свободная форма изложения жалобы;
         - при подаче апелляционной жалобы решение, вынесенное  по результатам проверки, не вступает в законную силу до момента утверждения его вышестоящим налоговым органом, следовательно, по нему не проводится взыскание начисленных налогов, пеней и штрафных санкций;
         - увеличенный срок для подачи жалобы на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
         - быстрые сроки рассмотрения жалобы;
         - жалоба не может быть оставлена без движения;
         - основания для возврата жалобы минимальны;
         - за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина. 
         - в случае обжалования в административном порядке налогоплательщик получает возможность узнать мнение вышестоящего органа по спорным вопросам налогового законодательства.
         Таким образом, преимущества разрешения налоговых споров в досудебном порядке вполне очевидны.

          Кроме того, изменения в ст. 101.2 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ и вступающие в силу с 01.01.2009 г. предусматривают, что обжалование решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке производится только после обжалования этих решений в вышестоящем налоговом органе.

Отдел налогового аудита
МИ ФНС России №1 по Республике Хакасия

Начать дискуссию