Стандартные налоговые вычеты
Федеральным законом от 22.07.2008 N 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" несколько уточнены размеры и порядок применения стандартных налоговых вычетов по НДФЛ.
Изменения коснулись двух элементов.
Во-первых, изменен размер дохода, при получении которого налогоплательщик теряет право на стандартный налоговый вычет, - с 20 тыс. до 40 тыс. руб.
Собственно размер налогового вычета остался прежним - 400 руб. в месяц (что соответствует уменьшению налога на 52 руб.).
Во-вторых, ряд изменений внесен в порядок осуществления налогового вычета по НДФЛ налогоплательщиками, имеющими несовершеннолетних детей.
Увеличен размер налогового вычета - с 600 до 1000 руб. в месяц. Таким образом, налоговая нагрузка налогоплательщиков, имеющих детей, уменьшится на 52 руб. в месяц на каждого ребенка.
Значительно - с 40 тыс. до 280 тыс. руб. - увеличен размер дохода налогоплательщика, при превышении которого он теряет право на данный налоговый вычет. Уточнен состав налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет. Теперь на него имеют право не только мужья, но и жены родителей и приемных родителей.
Абсолютной новацией является норма, в соответствии с которой налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
Термин "одинокий родитель" заменен на "единственный родитель".
Доходы, полученные в виде материальной выгоды
В подпункте 1 п. 2 ст. 212 "Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды" НК РФ слова "трех четвертых" заменены словами "двух третьих".
Таким образом, начиная с 2009 г. при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, налоговая база будет определяться как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих (а не трех четвертых, как ранее) действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
То есть если, например, с 2009 г. действует ставка рефинансирования на уровне 12%, организации (или индивидуальные предприниматели), которые будут выдавать работникам займы под 8% годовых и более, не обязаны осуществлять перерасчет налоговой базы на суммы материальной выгоды.
Налоговая база возникнет, если размер процентов будет меньше указанной величины.
В случае если налогоплательщик получает заемные средства от займодателя (кредитора), не являющегося налоговым агентом по суммам других доходов (в частности, когда заем получен не от той организации, где налогоплательщик работает), налогоплательщик вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.
При этом отношения между налогоплательщиком и его уполномоченным представителем регулируются статьями 26 и 29 НК РФ.
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Напомним: объект налогообложения не возникает при получении материальной выгоды в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты, и материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 214.2 "Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках" НК РФ, начиная с 2009 г. налоговая база будет определяться как превышение суммы процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 процентных пунктов.
То есть если, например, ставка рефинансирования будет повышена до 12%, налоговая база по данному основанию возникнет при условии, что банк станет начислять проценты по вкладам в размере, превышающем 17% годовых.
Заметим, что при начислении процентов на валютные вклады порядок определения налоговой базы остался прежним: объект налогообложения возникает в случае, если процент по вкладам превышает 9% годовых.
Доходы, не подлежащие налогообложению
В статью 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" НК РФ Законом N 158-ФЗ внесены следующие изменения: п. 21 изложен в новой редакции, п. 36 изменен и п. 40 введен дополнительно.
Во всех этих случаях речь идет о расширении перечня налоговых льгот, предоставляемых плательщикам НДФЛ.
С 2009 г. в соответствии с новой редакцией п. 21 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, за его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.
Прежняя редакция п. 21 освобождала от налогообложения суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям.
В то же время ужесточены требования для получения права на освобождение указанных сумм от налогообложения. Если раньше достаточно было, чтобы образовательное учреждение имело соответствующую лицензию, то теперь дополнительным условием является обучение по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, а для иностранных образовательных учреждений - еще и наличие соответствующего статуса.
С 2009 г. в соответствии с изменениями, внесенными в абзацы второй и четвертый п. 27 ст. 217 НК РФ, с 2009 г. не облагаются доходы в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по рублевым вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, из расчета ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 процентных пунктов.
Это же правило распространено на случаи, когда процентная ставка по рублевому вкладу (первоначально не превышавшая ставку рефинансирования) превысила ставку рефинансирования Банка России, а с момента превышения прошло не более трех лет.
Новым пунктом 40 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождаются суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В данном случае фактически речь идет о целевых кредитах, порядок налогообложения процентов по которым и ранее регулировался особо. С 2009 г. все проценты по таким кредитам из-под налогообложения выводятся.
Обратите внимание! Действие данной льготы ограничено 2012 годом (ст. 7 Закона N 158-ФЗ).
Кроме того, непосредственно к вопросам исчисления НДФЛ и применения льгот по данному налогу относится норма, установленная ст. 3 Закона N 158-ФЗ, которой внесены изменения в ст. 3 Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
При этом изменения нормы п. 36 ст. 217 НК РФ, введенной Законом N 158-ФЗ (а также п. 35 той же статьи), распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Одновременно установлено, что положения подпунктов 35 и 36 ст. 217 НК РФ (в соответствии с которыми от налогообложения освобождаются соответственно суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам), и суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов) не применяются в отношении налогоплательщиков, которые с сумм средств на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, уплатили налог и получили имущественный налоговый вычет до 1 января 2008 г.
Начать дискуссию