Мероприятиям, направленным на легализацию "теневой" заработной платы, в деятельности налоговых органов Красноярского края уделяется особое внимание.
В течение 2008 года число налогоплательщиков, отобранных для заслушивания на комиссиях, сократилось с 6272 до 5987, т.е. на 285, в том числе за август-октябрь на 255 плательщиков, из них 21 – по причине снятия с учета в связи с ликвидацией, 59 – утратили статус «работодателя», т.к. уволили всех работников, 76 - прекратили финансово-хозяйственную деятельность, 76 – сократили работников до 1 человека, 23- сняты с учета в налоговом органе.
Количество налогоплательщиков, отобранных для заслушивания с численностью наемных работников свыше 100 человек, снизилось к уровню 2007 года в 3 раза (с 218 до 66 налогоплательщиков), с численностью от 50 до 100 человек – в 2 раза (с 346 до 165 налогоплательщиков), с численностью до 50 человек – на 12,3% (с 6561 до 5756 плательщиков).
Среди работодателей, отобранных для заслушивания, в 2008 году преобладают налогоплательщики малого бизнеса с численностью до 50 человек – 5756 или 96% (3025 организаций и 2731 индивидуальный предприниматель-работодатель), а также налогоплательщики, находящиеся на специальных режимах налогообложения – 4210 или 70%.
Наибольший масштаб выплат заработной платы ниже среднего уровня по ВЭД характерен для розничной торговли (2600 налогоплательщиков или 43,4 от общего количества работодателей, отобранных для заслушивания), оптовой торговле (696 налогоплательщиков или 11,6%), операций с недвижимым имуществом, аренде и представлению услуг (566 налогоплательщиков или 9,5%).
За 10 месяцев 2008 года на заседаниях комиссий по легализации «теневой» заработной платы в крае заслушаны 5844 налогоплательщика (97,6 % от общего количества отобранных налогоплательщиков), в том числе комиссиями в налоговых органах - 4534 налогоплательщика (или 75,7 %). С учетом резонансной группы не заслушанными по состоянию на 01.11.2008 остались 12 налогоплательщиков (или 0,2%), являющиеся «проблемными» (не явились на комиссию без объяснения причин, отсутствуют по заявленным адресам).
Не дожидаясь приглашения на комиссию (т.е. после получения письменных обращений налоговых органов и в связи с широким общественным резонансом деятельности комиссий в средствах массовой информации) обеспечил указанное повышение заработной платы 131 налогоплательщик.
За 10 месяцев 2008 года работы по легализации налоговой базы повысили заработную плату 5772 налогоплательщика (или 96,4% от числа отобранных для заслушивания), в том числе 2721(45,4%) – до среднего уровня по ВЭД и 3051(51%) – ниже указанного уровня.
Максимальный результат достигнут с плательщиками, занятыми в сфере гостиниц и ресторанов, где повысили заработную плату до среднего уровня по ВЭД и выше 53,2% (83) плательщиков от числа отобранных для заслушивания, а также в оптовой торговле -50,6% (352), но в абсолютном выражении, наибольшее количество налогоплательщиков, повысивших заработную плату до среднего уровня по ВЭД и выше, занято в розничной торговле – 1253 или 48,2%.
По результатам указанной работы за 9 месяцев 2008 года дополнительно поступило «зарплатных» налогов на общую сумму 175 млн. рублей, в том числе ЕСН – 36,5 млн. рублей, страховых взносов на ОПС – 81,7 млн. рублей и НДФЛ – 56,8 млн. рублей.
Наибольшая эффективность работы комиссий по легализации «теневой» заработной платы при органах местного самоуправления и в налоговых органах отмечается в городах Железногорск, Шарыпово, Заозерный, а также в Шарыповском, Кежемском, Богучанском, Ужурском районах, в Свердловском, Кировском и Ленинском районах г. Красноярска.
По 100 налогоплательщикам, допустившим случаи неявки на комиссию без уважительных причин, материалы были направлены мировым судьям для привлечения их к административной ответственности по статье 19.4 КоАП РФ.
По 8 налогоплательщикам, отсутствовавшим по заявленным адресам, материалы направлены в органы милиции для их розыска.
По материалам 32 налогоплательщиков, направленным налоговыми инспекциями в органы прокуратуры, были вынесены постановления о возбуждении производства по административному правонарушению по статье 5.27 КоАП РФ и предъявлено штрафных санкций на общую сумму 60 тыс.рублей, по 40 налогоплательщикам вынесены постановления об устранении нарушений трудового законодательства, а по 28 налогоплательщикам приняты другие меры прокурорского реагирования.
По 474 налогоплательщикам, допустившим факты выплаты заработной платы ниже уровня российского минимального размера оплаты труда (МРОТ) или МРОТ по Региональному соглашению от 26.11.2007, а также по 6 налогоплательщикам, у которых отсутствовали трудовые договора, материалы были направлены в органы прокуратуры и инспекцию труда.
За 9 месяцев 2008 года была проведена выездная налоговая проверка 151 налогоплательщика, из числа продолжавших выплачивать низкую заработную плату после их заслушивания на комиссиях, доначислено "зарплатных" налогов на общую сумму 33,4 млн. рублей.
В поле зрения налоговых органов находятся индивидуальные предприниматели, имеющие более 2-х единиц контрольно - кассовых машин, но не представляющие налоговую отчетность как работодатели и не уплачивающие "зарплатные" налоги.
После проведения налоговыми органами за 9 месяцев 2008 года контрольных мероприятий 130 (36,3%) такими предпринимателями представлена отчетность по страховым взносам на ОПС и 12 (85,7%) – по ЕСН.
Начислено страховых взносов на ОПС и ЕСН в сумме 1874,1 тыс. рублей и 217,9 тыс. рублей соответственно. В результате, заработная плата была легализована по 749 работникам 97 предпринимателей.
В крае проводится информационно- разъяснительная работа по тематике легализация "теневой" заработной платы, которая осуществляется не только в периоды проведения семинаров по вопросам налогообложения (за 9 месяцев 2008 года проведено 175 семинаров с охватом 5910 налогоплательщиков), но и в периоды принятия налоговой отчетности.
По телефонам доверия, имеющимся в налоговых органах и в Управлении, поступила информация о выплатах заработной платы в «конвертах» 67 работодателями, по результатам выездных проверок 4-х из них доначислено "зарплатных" налогов на общую сумму 9,9 млн. рублей.
Работа по легализации "теневой" заработной платы – это не только дополнительные поступления платежей в бюджет и внебюджетные фонды, это, прежде всего, легализация трудовых отношений, социальные гарантии граждан, возможность заявить социальные или имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение в полном объеме.
Начать дискуссию