Налоговые проверки

О работе по легализации «теневой» зарплаты

О работе ИФНС России по г. Мурманску по легализации «теневой» заработной платы.
О работе  ИФНС  России по г. Мурманску  по легализации «теневой» заработной платы

На основании проводимого анализа налоговой отчетности по единому социальному налогу и отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование можно сказать, что в г. Мурманске  наблюдается  экономическая бедность. Характерной ее особенностью является высокая доля бедных среди трудоспособных граждан, что определяется низким уровнем оплаты труда. Ситуацию с бедностью искажает существование незаконных форм оплаты труда, что существенно уменьшает доходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов.

Инспекция  Федеральной налоговой службы по г. Мурманску продолжает работу по легализацию «теневой» заработной платы. Выявляются работодатели, выплачивающие зарплату ниже среднего отраслевого уровня. Большая часть работодателей приходится на организации оптовой и розничной торговли. Все  работодатели  приглашаются на заседания  комиссии  по легализации  объектов налогообложения в назначенное в приглашении время. 

На данных комиссиях происходит конструктивный  диалог между руководителями инспекции и организации. Зачастую руководители не понимают, что если организация находится на общем режиме налогообложения или на упрощенной системе налогообложения (доходы минус расходы), то им нет смысла не показывать в полном объеме заработную плату, так как заработная плата входит в расходы и уменьшает налог на прибыль. Иной раз  руководители впервые слышат о премиальном положении, которое можно ввести в организации и необязательно премию выплачивать каждому сотруднику - только тому, кто заработал. Таким образом, ввести в коллективе конкуренцию между сотрудниками. Те, кто получит премию, будут еще больше стараться, а тот, кто не получил, задумается.

Также разъясняется, что оплата труда является  основной составляющей  налоговой базы по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, а также базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.  Выплачивая заработную плату в «конвертах» работодатели  уклоняются  от уплаты этих налогов и взносов. Они не только обманывают государство, но и ухудшают  социальное обеспечение своих сотрудников. Работник, получающий по документам заработную плату ниже фактической, лишается выплат пособий за счет средств социального страхования (оплаты больничных листов, путевок), а также существенной части пенсионных накоплений, которые в будущем могли бы увеличить размер его пенсии. Кроме того, у граждан отсутствует возможность  официально подтвердить  размер получаемых ими доходов в случае обращения за получением кредита, они теряют право на получение в полном объеме   социальных и имущественных вычетов в части произведенных расходов на приобретение (строительство) жилья, обучение и лечение.

В Инспекции имеется положительный опыт по легализации «теневой» заработной платы.

Так, руководитель одной организации, получив приглашение на комиссию, не явился   в Инспекцию в назначенное время, но  представил пояснительное письмо о причине неявки с приложением к нему  запрошенных документов (расчетных ведомостей за 1 квартал 2008 года). Однако при камеральной проверке налоговой отчетности по единому социальному налогу и отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное

страхование за 1 квартал 2008 года выявлено, что налоговая отчетность представлена с нулевыми показателями. Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено уведомление о вызове налогоплательщика с предложением представить пояснение по вопросу представления отчетности с нулевыми показателями и расчетными ведомостями с суммами начислений за 1 квартал 2008 года.  После получения уведомления налогоплательщик представил уточненный расчет по ЕСН за 1 квартал 2008год, где легализовал налоговую базу на  660 тыс. руб. и уточненный расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2008 года на такую же сумму.

В отношении  другой организации также  было направлено приглашение на комиссию. Руководитель данной организации не явился и не представил запрашиваемые документы.  Также с 01.01.2008г. представлена налоговая отчетность по ЕСН и отчетность по СВ на ОПС с нулевыми показателями. Инспекцией направлен запрос в АКБ на представление выписки по счету организации.  По результатам проведенного анализа представленной выписки выявлено, что  с 01.01.2008 года организация осуществляет бурную финансово-хозяйственную деятельность, в том числе и выплаты на лицевой счет руководителя. Проанализировав таким образом и выписку банку за 2007 год, выявлено, что на лицевой счет руководителя поступило денежных средств в 55 раз больше, чем отражено в сведениях по форме 2-НДФЛ за 2007г., представленных в Инспекцию. Налогоплательщику направлено требование о представление пояснений (внесении исправлений в налоговую отчетность). Уточненная налоговая отчетность и пояснение до настоящего времени не представлены в Инспекцию. Материалы камеральной проверки направлены в правоохранительные органы.

В настоящее время работа налоговых органов построена на том, чтобы налогоплательщик самостоятельно уточнял свои налоговые обязательства. Не зря  в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков официально опубликован Приказ ФНС России   от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» в редакции Приказа ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467 @/, в которой отражены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным 12 критериям. Одними из 12 критериев  является выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации и непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Таким образом, налогоплательщик может самостоятельно оценить риски по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности и сделать вывод «интересна» его организация налоговым органам или нет, а также своевременно уточнить свои налоговые обязательства.

На комиссиях нередко приходится слышать от работодателей, что его сотрудники помимо того, что трудятся  в его организации, еще работают и в других местах. Так и хочется сказать руководителям, что сотрудники  ищут дополнительную работу из-за низкого уровня оплаты труда на основном месте работы, вынуждены трудиться с повышенной нагрузкой по  совместительству в других организациях, нередко в ущерб качеству работы. Особенно трудно приходится молодым специалистам, не успевшим заработать надбавки за стаж работы.

Данный пример свидетельствует о низкой заинтересованности к своему бизнесу. Приходится убеждать  таких работодателей быть заинтересованными в своих сотрудниках, приложить усилия, чтобы сотрудник хотел работать именно в его организации. А какие усилия для этого надо приложить обсуждается  как раз на таких комиссиях. Здесь и достойная заработная плата, и социальный пакет, и дополнительное обучение, и возможность роста по карьерной лестнице. Надо «выращивать» своих сотрудников. Ведь согласитесь, что финансовое благополучие организации зависит не только от руководителя, но и от тех людей, которым оказано доверие работать в организации.

Так, за прошедший с начала года период  2008 года на заседаниях  комиссии  по легализации  объектов налогообложения в Инспекции было заслушано 940 из 1336 налогоплательщиков,   выплачивающих  заработную плату по основному виду экономической деятельности (ВЭД) ниже среднего уровня ВЭД, установленного в регионе.  В результате  принятых мер  все 940  работодателя  повысили заработную плату своим сотрудникам до среднего уровня по видам экономической деятельности региона. 

     В выявлении недобросовестных работодателей большую помощь налоговым органам могут оказать граждане. Позвонив по  телефону  «доверия» они могут оставить сообщения о выдаче  заработной платы “в конвертах“, ведения двойных ведомостей на выдачу зарплаты в целях ухода от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.   Ни  одно из таких обращений не останется без внимания.

   Инспекция  напоминает телефон «доверия», по которому граждане могут сообщить о фактах выплаты работодателем зарплаты  «в конвертах»: 68- 04- 04 (по рабочим дням с 8-30 до 16-45). Конфиденциальность получения сведений и защита интересов позвонившего гарантируются.

ИФНС России по г. Мурманску

Начать дискуссию