Обзор новостей за 17-21 ноября 2008 года
21 ноября 2008 года
Госдума приняла поправки по налогу на прибыль и НДС
Сегодня Государственная дума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, совершенствующий налоговое администрирование и порядок уплаты НДС, о котором журнал «Российский налоговый курьер» рассказывал 17 ноября. Однако текст законопроекта к этому времени существенно изменился. В него были включены в форме поправок налоговые инициативы, озвученные премьером В.В. Путиным вчера на съезде «Единой России».
Напомним, глава правительства предложил с 1 января 2009 года снизить налог на прибыль с 24 до 20% и уже с 28 ноября текущего года изменить порядок его уплаты. Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы«», тоже могут рассчитывать на снижение налоговой нагрузки с 1 января 2009 года. Так как регионы в соответствии со своими новыми полномочиями вправе снижать для них ставку налога с 15% до 5%. Новая редакция Налогового кодекса меняет порядок действия норм, улучшающих положение налогоплательщика, — теперь они будут вступать в силу не по истечении месячного срока со дня опубликования, а со дня опубликования.
Кроме того, поправки закрепляют за министром финансов право предоставлять рассрочку по уплате налогов на сумму, превышающую 10 млрд. руб., если единовременная уплата суммы может привести к угрозе существования предприятия или серьезным социально-экономическим последствиям. Еще одно налоговое нововведение адресовано гражданам — оно увеличивает сумму имущественного вычета с 1 млн. до 2 млн. руб. и имеет обратную силу, то есть распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
21 ноября 2008 года
В.В. Путин: ставка налога на прибыль с 1 января 2009 года будет снижена на 4%
Премьер-министр России В.В. Путин предложил установить с 1 января 2009 года ставку налога на прибыль в размере 20%, причем сделать это полностью за счет федеральной части налога. Таким образом, если соответствующий законопроект поддержит Госдума и подпишет президент, уже со следующего года организации будут уплачивать налог на прибыль по ставке на 4% меньше, чем сейчас.
Напомним, в настоящее время предприятия уплачивают налог на прибыль по ставке 24%, причем 6,5% из них уходят в федеральный бюджет. То есть начиная со следующего года федеральная часть налога будет составлять 2,5%. Более того, региональные власти, по словам премьера, смогут разрешать малому бизнесу уплачивать единый налог в рамках упрощенной системы налогообложения (доходы минус расходы) по пониженным ставкам (снизить полностью налог они смогут для данной категории налогоплательщиков с 15 до 5%).
И еще одно льготное изменение по налогу на прибыль, о котором упомянул премьер-министр. «С учетом особой ситуации, складывающейся с прибылью предприятий в четвертом квартале, — предлагаю дать им право уплачивать налог на прибыль на основе фактической прибыли, полученной с начала года» — заявил он. Это решение позволит не платить налог с прибыли, существующей пока только «на бумаге». Таким образом, бизнесу не придется заниматься по факту бесплатным кредитованием государства. А регионам, региональным бюджетам — возмещать излишне уплаченные налоги в начале следующего года. В.В. Путин попросил Госдуму незамедлительно принять необходимые поправки в Налоговый кодекс. Эта норма должна заработать уже через неделю — с 28 ноября (в этот срок организации должны платить налог на прибыль).
21 ноября 2008 года
Уплачивать НДФЛ с подарков организация не должна
Минфин России в письме от 08.10.2008 № 03-04-06-01/295 сообщил, что организации не являются налоговыми агентами по НДФЛ в отношении подарков своим работникам или клиентам.
Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ пункт 1 статьи 228 НК РФ дополнен новой нормой, согласно которой с 1 января 2008 года физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, должны самостоятельно исчислить и уплатить с них НДФЛ. Из этой нормы следует, что гражданин должен самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ и представить налоговую декларацию.
20 ноября 2008 года
В.В. Путин предложил cкорректировать налоговую политику
Премьер-министр России В.В. Путин заявил, что с 1 января следующего года должен быть оптимизирован порядок начисления НДС и увеличен размер амортизационной премии, передает «РИА Новости».
«С 2009 года должен быть оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам, а начиная с 2010 года — предполагалось увеличить размер аммортизационой премии с 10% до 30%», — сказал В.В. Путин на Х съезде «Единой России». Он отметил, что обе эти новации должны вступить в силу одновременно и уже с 1 января будущего года.
«Сейчас нужно вплотную заняться эффективностью экономики, улучшением ее инфраструктуры, научиться развиваться в новых условиях, когда цены сырьевых ресурсов больше не будут расти столь быстрыми темпами. Нам необходимо избавиться от неоправданных издержек, в том числе всерьез разработать систему энергосбережения», — сказал В.В. Путин. Он добавил, что необходимо сохранить высокий уровень деловой активности, поддержать его за счет системных решений. «Нам потребуется корректировка налоговой политики, принятие мер, которые бы стимулировали развитие экономики», — отметил премьер-министр.
20 ноября 2008 года
В каких случаях материальная выгода не облагается НДФЛ
Суммы материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом на приобретение жилья, не облагается НДФЛ при условии представления физическим лицом подтверждения права на имущественный налоговый вычет. Об этом сказано в письме Минфина России от 15.10.2008 № 03-04-07-01/201.
Указанное подтверждение может выдаваться налоговым органом неоднократно в каждом из налоговых периодов, в течение которых налогоплательщик осуществляет возврат заемных средств, полученных им для приобретения жилья.
20 ноября 2008 года
Расторжение «пенсионного» договора повлияет на уплату налога на прибыль
Минфин России рассмотрел ситуацию, когда организация по договору негосударственного пенсионного обеспечения уплачивает за работников пенсионные взносы на их именные счета. Взносы признаются расходами на оплату труда, учитываемыми при исчислении налога на прибыль. В письме от 14.10.2008 № 03-03-06/2/143 рассказано, как поступать организации при увольнении работников.
В данном случае пенсионные взносы, ранее включенные в состав расходов, облагаются налогом на прибыль с даты расторжения договоров. Исключение: случаи досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).
20 ноября 2008 года
Счета-фактуры по товарам, реализованным за границей, не выставляются
Если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится за пределами России, а значит, местом реализации товаров не признается территория РФ, объект обложения НДС отсутствует (подп. 1 п. 1 ст. 146 и ст. 147 НК РФ). Следовательно, налог не исчисляется и по ставке 0%. Об этом Минфин России проинформировал в письме от 21.10.2008 № 03-07-08/243.
Более того, на основании пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса в данном случае организация не должна выписывать счета-фактуры. Нет необходимости и в применении нормы статьи 167 НК РФ, согласно которой день получения авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров является моментом определения налоговой базы по НДС. Иными словами, сумма предоплаты, полученная по товарам, которые будут реализованы за пределами территории РФ, налогом не облагается. Но данное правило действует не всегда.
Так, по мнению финансового ведомства, если при получении предварительной оплаты у поставщика отсутствует информация о количестве и стоимости товаров, подлежащих продаже за пределами РФ, то сумму предоплаты нужно включить в налоговую базу в полном объеме. После получения подобной информации в налоговые органы представляется уточненная декларация по НДС. Она подается за тот налоговый период, в котором поступили суммы аванса за товары, впоследствии реализованные за границей.
19 ноября 2008 года
Налог на прибыль: расходы на рекламу среди «своих» не учитываются
Для целей налогообложения прибыли Минфин России рекомендует учитывать в расходах на рекламу затраты на распространение рекламных материалов только при условии, что данные материалы предназначены для неопределенного круга лиц. Какой смысл скрывается за данной формулировкой, финансовое ведомство пояснило в письме от 08.10.2008 № 03-03-06/1/567 (со ссылкой на разъяснения Федеральной антимонопольной службы).
Предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламных материалах указания на конкретные лица, для которых реклама создана и на восприятие которыми она направлена. Данному признаку соответствует, например, распространение в качестве подарков сувенирной продукции с логотипом организации, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.
Иная ситуация складывается, когда компания проводит рекламную акцию среди юридических лиц, реализующих ее продукцию (допустим, по правилам акции при выполнении определенных условий, указанных в рекламных листовках, компании-продавцы смогут получить приз). В данном случае перечень лиц, участвующих в акции, заранее известен. Следовательно, расходы на проведение подобных акций нельзя отнести к рекламным. Однако это не означает, что их вообще нельзя включить в затраты, уменьшающие базу по налогу на прибыль. В этой ситуации Минфин России предлагает организациям руководствоваться иными нормами Налогового кодекса.
19 ноября 2008 года
При ликвидации имущества образуются расходы
Минфин России в письме от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592 рассказал о порядке учета расходов по налогу на прибыль при ликвидации не полностью самортизированного имущества в связи с его непригодностью для дальнейшего использования в производстве.
Во-первых, списание основного средства (в случае морального или физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и т. п.) оформляется приказом руководителя организации и актом о списании (ликвидации) основных средств (формы № ОС-4, ОС-4а и ОС-4б). А акт с отражением финансового результата от ликвидации можно составить только после завершения процесса ликвидации объекта основных средств.
Во-вторых, затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (в том числе суммы недоначисленной амортизации) включаются в состав внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Таким образом, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ указанные суммы учитываются при определении базы по налогу на прибыль единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации. Из этого также следует, что при длительном процессе ликвидации (начался в одном налоговом периоде, закончился в другом) соответствующие расходы можно списать лишь по окончании всего процесса.
19 ноября 2008 года
Расходы по займам и кредитам будем учитывать по-новому
Утверждена новая редакция Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), которой организации будут руководствоваться с 2009 года. Соответствующий приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н зарегистрирован в Минюсте России 27 октября.
В данном ПБУ установлены особенности формирования информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим). Документ могут применять все юридические лица, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений.
К расходам, связанным с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, на основании ПБУ относятся проценты заимодавцу (кредитору), а также сумма оплаты информационных и консультационных услуг, стоимость экспертизы договора займа (кредитного договора). При этом перечень затрат является открытым.
Расходы отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся и признаются прочими расходами (за исключением их части, включаемой в стоимость инвестиционного актива).
Главное новшество ПБУ 15/2008 по сравнению в действующим ПБУ 15/01 — раскрытие понятия инвестиционных активов. К ним относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов. Для наглядности в ПБУ 15/2008 приведен пример расчета доли процентов, уплачиваемых заимодавцу (кредитору) и включаемых в стоимость инвестиционного актива.
19 ноября 2008 года
ПБУ: утверждены «Учетная политика организации» и «Изменения оценочных значений»
В Минюсте России 27 октября зарегистрирован приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н, которым утверждены положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) и «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008). Применять указанные ПБУ следует с 1 января 2009 года.
Новая редакция ПБУ «Учетная политика организации» отличается от действующего в настоящий момент ПБУ 1/98. В частности, с 2009 года формировать учетную политику вправе не только главный бухгалтер, но и иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухучета. Кроме того, налогоплательщики смогут изменять учетную политику в любое время, если на это будут соответствующие причины (до 2009 года — только с начала года). А самое важное — это подход к формированию учетной политики. Например, в случаях, когда в нормативно-правовых актах не установлены конкретные способы ведения бухучета, организация вправе исходить из МСФО. Кроме того, уточнено, какую информацию должна раскрывать организация при изменении своей учетной политики (причину и содержание изменения, порядок отражения последствий изменения в бухгалтерской отчетности, суммы корректировок).
В новом ПБУ 21/2008 впервые введено понятие «изменение оценочного значения», а также установлены правила признания и раскрытия организациями информации о таких изменениях в бухгалтерской отчетности. Так, изменениями оценочных значений считается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, если такая корректировка обусловлена появлением новой информации исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств. В учете используются различные оценочные значения (к примеру, величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов), но правил учета изменений в оценочных значениях еще не было.
18 ноября 2008 года
Эксперимент по внедрению электронных счетов-фактур будет проведен в 2009 году
Минфин России планирует в следующем году провести эксперимент по внедрению электронного документооборота по счетам-фактурам. Об этом сообщил сегодня заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин на II Всероссийском налоговом конгрессе.
По его словам, начало эксперимента запланировано на I-II квартал 2009-го в Москве (ранее сообщалось, что эксперимент пройдет в конце 2008 года). Участники эксперимента в добровольном порядке смогут вести счета-фактуры в электронном виде с электронной цифровой подписью (ЭЦП), дублируя их бумажными счетами-фактурами.
В случае, если опыт окажется удачным, в Налоговый кодекс внесут изменения, разрешающие применение электронных счетов-фактур, подписанных ЭЦП.
Остается напомнить, что сейчас налогоплательщики, выставляющие счета-фактуры в электром виде, не могут получить вычет по НДС. Это связано с тем, что Налоговый кодекс не предусматривает ведение электронного документооборота по счетам-фактурам.
18 ноября 2008 года
Компьютер для формирования БСО использовать нельзя
Организации и индивидуальные предприниматели могут применять бланки строгой отчетности, изготовленные не только типографским способом, но и автоматизированным. Такое право им дает Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. В письме от 07.11.2008 № 03-01-15/11-353 Минфин России поясняет, что простой компьютер не может быть использован для формирования бланков строгой отчетности автоматизированным способом. Поскольку компьютер не является системой, обеспечивающей защиту, фиксацию и хранение сведений о бланках документов.
18 ноября 2008 года
Ставки налогов и сборов в сфере природопользования должны быть дифференцированными
К такому выводу пришли участники круглого стола, который 17 ноября провел Комитет Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
В июле этого года Государственная дума уже приняла закон, касающийся дифференцированного налогообложения нефтедобывающей отрасли. В соответствии с ним с 1 января 2009 года увеличится необлагаемый налогом на добычу полезных ископаемых минимум цены нефти с 9 долларов до 15 долларов за баррель, а также будет расширен перечень месторождений нефти, на который действует нулевая ставка НДПИ. Однако этого, по мнению парламентариев, недостаточно. Как отмечает председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова, сегодня не применяется дифференциация ставок в отношении остальных полезных ископаемых, используются не все возможные критерии дифференциации НДПИ.
По мнению Натальи Комаровой, дифференцированный подход при установлении налогов и сборов необходимо распространить на всю сферу природопользования. Например, установить разлиные ставки сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, добываемых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, в зависимости от рынка сбыта рыбной продукции, то есть, в зависимости от того, идет ли продукция на экспорт или поставляется на внутренний рынок. А также рассмотреть вопрос о более гибких принципах установления платежей за лесные ресурсы, включая использование рентного подхода при установлении величины арендной платы, а также учета затрат на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
17 ноября 2008 года
Госдума рассмотрит поправки по НДС
В Государственную думу поступил законопроект, совершенствующий отдельные вопросы налогового администрирования. По большей части, поправки касаются порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Но есть и общие нормы. Например, этим законопроектом предлагается обязать налоговые органы уведомлять прокурора о каждом вынесенном решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, ввести норму о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением налогового законодательства, и четко указать, что исчисление трехмесячного срока проведения камеральной проверки начинается с момента представления декларации.
Также предлагается: освободить от обложения НДС выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввести уплату НДС с ввозимого технологического оборудования, аналоги которого производятся в России, отменить денежное перечисление НДС при безденежных формах расчетов и уточнить порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) от имени иностранных организаций на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров. На покупателей федерального, регионального и муниципального имущества и имущественных прав, продавцом которых выступают органы государственной власти, в соответствии с этими поправками возлагается обязанность налогового агента по перечислению НДС в бюджет. А всем экспортерам разрешается для подтверждения права на получение возмещения при применении нулевой ставки НДС представлять не таможенные декларации, как сейчас, а реестр таможенных деклараций, заверенный таможенным органом. При этом срок подачи декларации по НДС предполагается унифицировать со сроком представления декларации по налогу на прибыль и установить его 28-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.
Еще одна поправка закрепляет за налоговым органом право выносить два самостоятельных решения по итогам проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. Одно решение будет приниматься в отношении той суммы, по которой у налогоплательщика и налогового органа нет спора, другое – в отношении суммы, по которой у сторон есть разногласия. Таким образом, это даст налогоплательщикам возможность своевременно получать возмещение налога по суммам, не вызывающих вопросов у налоговых органов.
Правительство РФ поддержало законопроект с условием доработки его отдельных положений. Принципиальное возражение вызвала лишь норма, которая освобождает от уплаты НДС со строительно-монтажных работ для собственного потребления. В качестве альтернативного варианта Правительство рекомендует рассмотреть вопрос о том, чтобы при выполнении таких работ установить порядок исчисления и возмещения налога в одном налоговом периоде.
Предполагается, что Государственная дума рассмотрит законопроект уже 19 ноября.
17 ноября 2008 года
ЕНВД: для перевода на спецрежим в 2009 году есть ограничения
Если численность работников организации по итогам 2008 года составляет более 100 человек и (или) доля участия других организаций в ее уставном капитале составляет более 25%, то она с 1 января 2009 года не вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД. Так сказано в письме Минфина России от 22.10.2008 № 03-11-04/3/465.
17 ноября 2008 года
Какие документы нужны для подтверждения расходов на аренду имущества
Минфин России рассказал, какими документами можно подтвердить правомерность отнесения арендной платы за арендованное имущество в расходы, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
В письме от 06.10.2008 № 03-03-06/1/559 сказано, что для подтверждения указанных расходов необходимы в том числе заключенный договор аренды (субаренды), график арендных платежей, документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества. При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для подтверждения данных затрат не требуется.
В базе по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), при условии использования объекта аренды в предпринимательской деятельности (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Начать дискуссию