Не секрет, что многие налогоплательщики в процессе своей деятельности используют те или иные способы "налоговой оптимизации" (налоговые схемы), позволяющие им значительно экономить на налогах.
Вопрос об оптимизации налоговых платежей, о тех легальных способах и приемах, которыми может воспользоваться налогоплательщик, чтобы впоследствии его не признали недобросовестным, в настоящее время достаточно острый.
В марте прошлого года Управлением ФНС России по Омской области в рамках открытого диалога налогоплательщикам впервые предложено протестировать свою деятельность по критериям риска налоговых нарушений.
Своевременность этого шага подтверждена Федеральной налоговой службой «Концепцией системы планирования налоговых проверок» (далее Концепция), (утв. 30 мая 2007 года), в рамках которой подготовлены «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков». В продолжение политики предупреждения налоговых нарушений в новой редакции Концепции, опубликованной на сайте ФНС России в октябре текущего года, введен дополнительный критерий - «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».
Необходимо отметить, что налогоплательщикам был предложен не только новый критерий риска, но раскрыты конкретные схемы ухода от налогообложения, составленные с учетом результатов контрольной работы налоговых органов, сложившейся арбитражной практики, наработок, полученных в ходе досудебного урегулирования споров, признаков возникновения необоснованной налоговой выгоды, обозначенных в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 № 53.
Хозяйствующим субъектам предложено оценить способы ведения предпринимательской деятельности и определить присутствуют ли признаки схем ухода от налогообложения, а при выявлении хозяйственных операций, соответствующих названному критерию, представить уточненную налоговую декларацию с приложением «Пояснительной записки», форма которой рекомендована ФНС России.
Важной особенностью камеральной проверки уточненной декларации с приложением «Пояснительной записки», является её проведение без истребования дополнительных документов у плательщика. Если камеральная проверка подтвердит, что уточненные декларации достоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность, этот факт будет учтен при отборе объектов выездного контроля, и, как правило, исключит вероятность проведения выездной налоговой проверки. Более того выездная проверка такого налогоплательщика проводится только по согласованию с ФНС России.
Подача уточненной декларации с приложением «Пояснительной записки» рассматривается налоговыми органами как фактор снижения налоговых рисков. В указанном приложении налогоплательщик подтверждает, что «данные факты не носят системного характера и не связаны с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду», и самостоятельно исключает налоговые риски «сомнительных» операций.
Только за 9 месяцев текущего года налогоплательщиками Омской области уточнены налоговые обязательства на сумму порядка 400 млн. руб. В отношении 859 хозяйствующих субъектов, попавших в зону риска, проведены выездные проверки, по их результатам доначислено 2 млрд. 259 млн. руб.
Представление уточненной декларации - право налогоплательщика, а не обязанность. Вместе с тем, налогоплательщики должны четко осознавать при выборе бизнес - решений, что обнаружение в ходе налоговой проверки фактов применения какой-либо из опубликованных схем и подтверждение признаков возникновения необоснованной налоговой выгоды, будет являться для налоговых органов дополнительным аргументом для квалификации действий налогоплательщика по минимизации налогов как умышленных. Ведь ФНС России проинформировала о налоговых рисках таких действий. А это помимо доначислений налогов и пени предполагает применение штрафа в двойном размере и возможную уголовную ответственность в связи с умышленным применением схем уклонения от налогов.
Шайханова С. А.,
зам. начальника отдела контрольной работы
УФНС России по Омской области
Начать дискуссию