30 октября 2008 года, четверг №204 (3171)
Чтобы не ругать дороги – вовремя плати налоги
В одном из выпусков нашей тематической страницы уже шла речь о транспортном налоге. Сегодня мы вновь возвращаемся к теме, по-прежнему не утратившей актуальности. Задолженность по этому налогу продолжает расти, а ведь он, напомним вновь, является одним из источников пополнения областного бюджета, из которого, в свою очередь, и выделяются немалые средства на содержание и ремонт дорог. Получается, ругая наши дороги, иной из автовладельцев в первую очередь должен адресовать упрек себе…
На заметку налогоплательщику
Сами себе шлагбаум
В самый разгар летних отпусков 15 островитян ждал неприятный сюрприз: служба судебных приставов вынесла постановления о временном ограничении выезда должников за границу Российской Федерации. Еще большие неприятности ждали одного из жителей Охи. На его имущество попросту наложили арест и заставили погасить задолженность по транспортному налогу, которая к этому времени составила внушительную сумму – 725 тыс. руб. На борьбу с должниками вышли сотрудники ГИБДД и налоговые инспектора. Вместе с судебными приставами они провели с начала года уже девять рейдов в Южно-Сахалинске, Невельске и других городах области. У обнаруженных в ходе проверок должников арестовывали имущество – начиная с сотовых телефонов и заканчивая самим автомобилем, а затем оформляли документы в суд на взыскание налога.
Казалось бы, жесткие меры должны заставить задуматься многих автовладельцев. Увы, общая задолженность по транспортному налогу у физических лиц достаточно большая. Причем речь здесь идет не только о долгах прошлых лет. После 31 января – а это последний день, когда можно было уплатить налог за 2007 год – «включился счетчик» для очередных должников, им стала начисляться пеня за каждый день просрочки. Итог для них также будет выглядеть печально. Только за последние девять месяцев к судебным приставам поступило свыше 4,9 тыс. исполнительных листов, по которым должны быть взысканы 31 млн. рублей транспортного налога.
Специалисты называют сразу несколько причин сложившейся ситуации. В их числе, например, несовершенство базы данных ГИБДД, а проще говоря – отсутствие полной информации по тем, кто обязан платить транспортный налог. Сказывается и задержка в доставке почтовых уведомлений на уплату налога, которые в инспекциях выписывают конкретным адресатам. Но есть и причина субъективная – низкая налоговая культура самих автовладельцев. Многих из них почему-то считают: нет уведомления – незачем и платить. А ведь такая позиция может привести к весьма неприятным последствиям…
Рекомендуют специалисты налоговой службы
Одну из наиболее распространенных ошибок сегодня допускают те налогоплательщики, которые не сняли с учета в ГИБДД принадлежащий им транспорт. Он не эксплуатируется долгое время, пришел в негодность, а то и вовсе разобран на запчасти. У владельца возникает иллюзия: раз техника не используется, значит, и налог платить не за что. А налог между тем и пеня за просрочку продолжают начисляться до тех пор, пока транспорт не снимут с учета. Рекомендация очевидна: представить в ГИБДД техпаспорт, регистрационные документы машины и знаки, которые и станут основанием для снятия с учета. Тогда, в соответствии с п.3 ст.362 Налогового кодекса, списанный автомобиль будет исключен из налоговой базы уже со следующего месяца.
Другая рекомендация пригодится законопослушным автовладельцам. Тщательно проверяйте реквизиты налогового органа при оформлении соответствующих денежных переводов. Помните также: налог и пеня на него не перечисляются по одной квитанции.
На заметку налогоплательщику
Ездить лучше на комбайне
Плохо платят транспортный налог не только частные владельцы авто. Есть должники среди различных предприятий и организаций области, индивидуальных предпринимателей.
Примечательно, что здесь зачастую причина кроется вовсе не в «забывчивости» владельца транспортного средства, а в ошибках, которые допускают руководитель, бухгалтер или иные ответственные лица. Например, если предприятие приобрело автомобили по лизингу, то в договоре должно быть точно указано, кто их регистрирует в ГИБДД. Пока же возникают вопросы, кто должен платить налог – лизингодатель либо лизингополучатель. Нередки ошибки и при определении категории транспортного средства, что напрямую влияет на ставку налога. Типичным примером здесь может послужить ситуация с «Газелями», которых немало бегает по нашим дорогам. Их владельцы нередко пытаются применить при расчете ставку для легкового автомобиля, ссылаясь на то, что «Газели» присвоена категория В. Сотрудникам же налоговой службы позже приходится их поправлять, потому что в техпаспорте тип этого автомобиля указан как грузовой, а значит, и уплата налога должна производиться по другой шкале. Немало вопросов возникает и у владельцев транспорта, используемого в сельском хозяйстве (за исключением рыболовецких артелей). Происходит это из-за того, что пользуясь особой льготой, сельхозпроизводители все же должны платить налог на обычный транспорт. А к спецтранспорту относятся лишь тракторы, самоходные комбайны, молоковозы, машины ветеринарной помощи и тому подобные специализированные транспортные средства.
Рекомендуют специалисты налоговой службы
Специализированный транспорт в сельском хозяйстве освобождается от налогообложения при соблюдении двух условий. Первое – он должен быть зарегистрирован на сельхозтоваропроизводителя, а второе - использоваться именно для производства сельхозпродукции. Рекомендуем также проверить, подпадает ли конкретное хозяйство под критерии сельхозпроизводителя. Согласно ст. 1 Федерального закона №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» таковыми признается юридическое лицо, выпускающее сельхозпродукцию, стоимость которой составляет более половины всего объема производства. В эту же категорию включены и рыболовецкая артель либо колхоз, выпускающие продукцию и имеющие объем вылова водных биоресурсов, стоимость которых превышает 70 процентов общего объема производства.
Для подтверждения своего статуса каждое из таких хозяйств должно представлять в налоговые органы соответствующие расчеты долей произведенной продукции за соответствующий налоговый период. При этом обращаем внимание на то, что по региональному законодательству транспортные средства рыболовецких артелей не освобождаются от уплаты налога.
На заметку налогоплательщику
А то будет как в Москве…
Во многих регионах страны сборы транспортного налога составляют всего 50 процентов от планируемых сумм. В правительстве уже обратили на это внимание. Здесь, например, обсуждается возможность возврата к старой схеме, когда при прохождении техосмотра собственник авто предъявлял квитанцию об уплате налога. С другой стороны, в Минфине готовят предложения по снижению ставок столь непопулярного налога и обещают льготы для владельцев автомобилей высокого экологического класса.
А вот у региональных органов власти свое мнение о том, как добиться высокой собираемости транспортного налога. С начала 2009 года его ставки увеличиваются, например, в Подмосковье. Плата за автомобиль с двигателем мощностью до 150 л.с. возрастет на 19 процентов, а на более мощные авто – на 30 процентов. В самой же Москве расширили систему налогообложения еще на три категории, а ставки установили даже выше, чем в Московской области. И это закономерно, ведь транспортный налог идет напрямую в областной бюджет.
В Сахалинской области ставки транспортного налога не пересматривались с 2005 года. Но если ситуация с его собираемостью не изменится, не исключено, что московский опыт будет востребован и нашими законодателями…
Рекомендуют специалисты налоговой службы
Транспортный налог не взимается с автовладельцев, пользующихся специальной льготой. В их числе, например, Герои Советского Союза и Российской Федерации, кавалеры ордена Славы всех трех степеней и другие. Для получения соответствующей льготы такой автовладелец должен представить подтверждающие его право документы в налоговую инспекцию. В нашей области от уплаты налога освобождены собственники более чем 15,4 тыс. транспортных средств. Однако надо помнить: для получения права на льготу необходимо представить соответствующие документы в налоговую инспекцию.
Подготовил
Сергей САКТАГАНОВ
(При содействии пресс-центра
УФНС России по Сахалинской области)
Начать дискуссию