20 октября Президент Чувашии Николай Федоров на расширенном совещании с членами Правительства, руководителями ряда территориальных органов федеральных ведомств, главами администраций районов и городов Чувашии высказал резкую критику в адрес глав муниципалитетов, из-за бездействия которых местные бюджеты недополучают миллионы рублей. Николай Федоров отметил необходимость применения жестких мер, направленных на улучшение собираемости налогов на местах. «Нужно взять под особый контроль поселения, где доходы жителей растут как на дрожжах, а уровень поступления налогов падает», — подчеркнул Президент.
Взять на контроль. Естественно, сие поручение было дано руководителю Управления Федеральной налоговой службы России по Чувашской Республике Аркадию Дергачеву. Работа началась. Не контрольная, а практическая. Ведь самое неприятное — в том, что, например, сельским поселениям передали компьютеры, установили программы для того, чтобы специалисты в кратчайшее время смогли сделать электронную версию похозяйственной книги. А это позволило бы более оперативно решать вопросы учета имущества, земли, транспортных средств и, в свою очередь, сбора налогов. Именно об этом и говорил на октябрьском совещании Президент Чувашии, подчеркнув, что в этом вопросе должны участвовать все органы власти – федеральные, республиканские и муниципальные. «Это вопросы состоятельности власти», — подчеркнул Николай Федоров.
Группа, которую возглавил Аркадий Аверкиевич, в этот раз выехала в сторону Вурнарского района. Зная о передовиках, к примеру, Ядринского района, таких, как Сергей Бандурин, руководитель налогового управления республики решил сам побывать в сельских поселениях. Выполнять поручение Президента ЧР необходимо конкретными делами, а тем более, что в ряде муниципальных образований допущено снижение запланированных показателей.
— Аркадий Аверкиевич, в сельских поселениях Чувашии вначале прохладно отнеслись к электронной версии похозяйственных книг. На Ваш взгляд, в чем причина?
— Во-первых, стереотип – работали старым способом, обслуживая население в час по человеку и будем работать. Не исключаю и того что специалисты, принятые на работу по принципу «кум, сват, брат», были далеки от компьютерных технологий. И вставал вопрос об их замене. Но ведь этого не каждый глава поселения хочет.
И что в итоге? При формировании баз данных о земельных участках и их владельцах специалисты, работая по старинке, упускали, а если быть более точным, не пополняли базы данных по земельным участкам. Порой получалось так, что владелец земельной доли умирал, а этими гектарами начинали пользоваться родственники, не оформляя их в собственность. А в итоге – одни платили налоги, другие, получая прибыль, уходили от налогообложения в сторону.
— Мы — в Калининском сельском поселении. Здесь, судя по Вашему настроению, дела обстоят не так уж и плохо?
— Да, действительно. В этом поселении специалисты потрудились на славу. Не зная выходных, они выполнили поставленную задачу практически на 95%.
К слову, о земле. Сегодня на территории сельского поселения числится 3732 земельных участка. Работники администрации проделали огромную работу, ведь в число этих участков входят новые, которые удалось выявить специалистам. Они продолжают работать и по привлечению наследников к вступлению в наследство после умерших родственников. За 2007-2008 годы администрацией выслано более 300 писем с извещением о необходимости оформления наследственных прав. Через администрацию было оформлено 185 групповых заявок по льготной цене на межевание земель и техническую инвентаризацию объектов.
Глава Калининского сельского поселения Людмила Николаевна Иванова подтвердила слова руководителя налоговой службы республики. Больше того, она согласилась с Аркадием Аверкиевичем в том, что при такой работе ожидается увеличение средств, поступающих в бюджет сельского поселения, в пределах 80%.
Как видим, специалисты поселения не зря трудились в две смены, чтобы как можно быстрее внедрить программу.
— Сегодня мы забываем о том времени, когда основным инструментом была ручка, — говорит Людмила Иванова. – Справки жителям выдаем в течение нескольких минут, отчетность в вышестоящие контролирующие органы отправляем буквально за 2-3 минуты.
Как бы подтверждая слова главы сельского поселения, специалист буквально за 2 минуты отправил сведения в ИФНС России № 3 по Чувашской Республике в Вурнарском районе. А начальник этого подразделения налоговой службы Чувашии Зинаида Афанасьева подтвердила:
— У нас с ними нет проблем. Это могут подтвердить и представители Роснедвижимости, ГИБДД, которые получают сведения от поселения.
В Апнерском сельском поселении навстречу Аркадию Дергачеву вышел глава сельского поселения Николай Арбузов. Здесь также налажена работа по использованию компьютерной программы, а похозяйственная книга служит как бы напоминанием тех лет, когда была основным инструментом в работе специалистов поселения.
Поездка в район завершалась. Позади — встречи в главой администрации Вурнарского района Анатолием Кузьминым, начальником РОВД района Федором Тимофеевым. Но точку в этой поездке, на наш взгляд, должен был поставить Аркадий Дергачев, что он и сделал.
— Приятно осознавать, что большинство глав сельских поселений правильно поняли нововведения. Они стали контролировать исполнение доходной части собственных бюджетов и их пополнение за счет дополнительных источников дохода, не рассчитывая на дотации.
Но ведь есть и такие, которые не задумываются над пополнением бюджетных поступлений, надеясь на верхние эшелоны власти. Итоги девяти месяцев текущего года выявили те сельские поселения, которые недорабатывают в этом вопросе — налог на имущество физических лиц у них ниже уровня поступлений за аналогичный период 2007 года.
Уверен, что большинство руководителей сельских поселений сделает правильные выводы после наших выездов. А тем, кто так и будет уповать на Всевышнего, оценку даст народ.
Сергей КАРПОВ.
Начать дискуссию