Налоговые проверки

Кому грозит выездная налоговая проверка?

Чего больше всего опасаются налогоплательщики? Безусловно, выездной налоговой проверки, которая может вскрыть все их нарушения в исчислении и уплате налогов.

Чего больше всего опасаются налогоплательщики? Безусловно, выездной налоговой проверки, которая может вскрыть все их нарушения в исчислении и уплате налогов. В результате им грозит привлечение к налоговой, административной и даже уголовной ответственности.

Ранее процесс планирования выездных налоговых проверок был сугубо внутренним конфиденциальным делом налоговых органов. В настоящее время политика отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок в корне изменилась.

Приказом от 30 мая 2007 года Федеральная налоговая служба утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, а 14 октября этого года Приказом № ММ-3-2/467 приняла новую редакцию указанной Концепции. Согласно этой Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Он основан на всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений. При этом  Концепцией установлены критерии, по которым налоговые органы будут осуществлять отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, являются следующие:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам  в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности). При этом налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным  Росстата.

2. В бухгалтерской или в налоговой отчетности налогоплательщик показывает убытки на протяжении нескольких налоговых периодов, осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с убытками в течение 2-х и более календарных лет.

3. В налоговой отчетности отражаются значительные суммы налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой  базы  налога равна либо превышает 89 процентов за период 12 месяцев.

4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщиками специальные налоговые режимы. Например, при применении упрощенной системы налогообложения неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса РФ показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения.

7. Индивидуальный предприниматель отражает сумму расхода, максимально приближенную к сумме его дохода, полученного за календарный год. В частности, по налогу на доходы физических лиц доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ, заявленных индивидуальным предпринимателем в налоговых декларациях, в общей сумме его доходов превышает 83 процента.

8. Финансово-хозяйственная деятельность у налогоплательщика построена на основе договоров, заключенных с контрагентами – перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Наличие обстоятельств, указанных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда от 12.10.2006 № 53, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

9. Налогоплательщик не представляет пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия между показателями его  деятельности.

Без объективных причин налогоплательщик не дает пояснений по установленным в ходе камеральной проверки ошибкам в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах либо по выявленным несоответствиям между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями в документах, имеющихся у налогового органа, полученных в ходе налогового контроля.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для конкретной сферы деятельности по данным статистики. В части налога на прибыль организаций – это отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10 процентов и более.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. На официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков» данная информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещена. 

Федеральная налоговая служба не случайно обнародовала критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок. Теперь каждый налогоплательщик может узнать о том, в каких случаях он может быть включен в такой план.

Каждый налогоплательщик может самостоятельно на основе этих критериев определить риск возможного проведения у него налоговой проверки.

Если налогоплательщик будет систематически проводить самостоятельную оценку рисков, то он сможет своевременно скорректировать налоговые обязательства (например, пересмотреть налоговую базу по налогу на прибыль, повысить зарплату, а значит, доначислить зарплатные налоги, уменьшить налоговые вычеты по НДС).

 В этой связи, налоговые органы  на постоянной основе отслеживают суммы налоговых обязательств, самостоятельно уточненных налогоплательщиками исходя из критериев оценки рисков, в целях их учета при отборе налогоплательщиков для включения в План проведения выездных проверок.

Отдел работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области

Начать дискуссию