Налоговые проверки

Порядок обжалования актов налоговых органов

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц во внесудебном порядке. Управление ФНС России по Тамбовской области информирует.
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц во внесудебном порядке

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

Порядок обжалования актов налоговых органов регулируется, в первую очередь, ст. 101.2, 139-141 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

НК РФ установил для плательщиков два вида документов, в которых может быть выражено несогласие с актами, действиями (бездействием) налоговых органов и их должностных лиц - это апелляционная жалоба и жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица (далее – жалоба).

Согласно ст. 101, 101.2, 139 НК РФ апелляционная жалоба может быть подана только на два вида решений налогового органа:

- на решение о привлечении плательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- на решение об отказе в привлечении плательщика к налоговой ответственности.

На другие виды актов и на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов подается жалоба.

Это отличие принципиально, в первую очередь, с точки зрения исчисления сроков на соответствующее обжалование.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ апелляционная жалоба должна быть подана до момента вступления в силу решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности (абзац третий п. 2 ст. 139 НК РФ), то есть в течение 10 рабочих дней со дня вручения его соответствующему лицу.

Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (абзац первый п. 2 ст. 139 НК РФ), если иной срок не установлен НК РФ.

Как видим, разница в сроках для подготовки плательщиками своих аргументов весьма существенная.

Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности, не вступившие в силу, могут быть обжалованы плательщиками в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего, последнее вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Если вышестоящая инстанция, рассматривающая апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящей, такое измененное решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с момента принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

При этом по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящая инстанция вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права плательщика на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке, вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается, соответственно, в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) должна быть подана, по общему правилу, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы, этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом или его должностным лицом.

Жалоба подается в письменной форме в соответствующий налоговый орган или должностному лицу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган (его вышестоящему должностному лицу), до принятия решения по ней может отозвать жалобу на основании своего письменного заявления (п. 4 ст. 139 НК РФ).

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в те же сроки, что и первоначальная.

На решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана жалоба в течение одного года с момента его вынесения.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа должна быть подана до момента вступления в силу обжалуемого решения.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении плательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Согласно ст. 6.1 НК РФ в этом случае применяется общий срок – 10 рабочих дней.

Таким образом, срок на подготовку и подачу апелляционной жалобы для плательщика не превышает 10 рабочих дней со дня вручения ему решения о привлечении к ответственности либо решения об отказе в привлечении к ответственности.

В случае отправления апелляционной жалобы по почте днем ее подачи считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Технически апелляционная жалоба подается в вынесший обжалуемое решение налоговый орган, который обязан в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направить ее в вышестоящий налоговый орган.

Эта норма НК РФ повторяет норму Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 257 которого апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции подается в вышестоящий судебный орган через суд, принявший оспариваемый судебный акт.

Собственно, основной смысл подачи апелляционной жалобы через налоговый орган, вынесший решение, и состоит в том, чтобы налоговая инспекция отправила материалы дела на рассмотрение вышестоящего органа.

Налогоплательщики должны обратить внимание на то обстоятельство, что нарушение процедуры подачи апелляционной жалобы, например, ее отправка непосредственно в вышестоящий налоговый орган вместо органа, принявшего обжалуемый акт, может рассматриваться как нарушение порядка апелляционного обжалования.

Соответственно, пропуск срока на апелляционное обжалование приведет либо к необходимости его восстановления, либо к изменению процедуры защиты прав налогоплательщика. При этом, если до 1 января 2009 года плательщик может в случае пропуска срока на подачу апелляционной жалобы прямо обратиться в суд, то с 1 января 2009 года вступает в действие норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ, согласно которой обжалование в судебном порядке будет возможно только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе.

Согласно п. 1 ст. 101.2 НК РФ к апелляционной жалобе применяются правила, содержащиеся в ст. 139-141 НК РФ, регламентирующие порядок, сроки рассмотрения и принятие решений по ней.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящая инстанция (его должностное лицо) вправе:

- оставить жалобу без удовлетворения;

- отменить акт налогового органа;

- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

- изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящая инстанция (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение налогового органа вышестоящая инстанция вправе:

- оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

- отменить или изменить решение налогового органа полностью либо в части и принять по делу новое решение;

- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Пунктом 3 ст. 140 НК РФ установлено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения.

Вышеуказанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 рабочих дней.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (его должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ (ст. 141 НК РФ).

Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия.

Решение о приостановлении исполнения акта (действия) может быть принято либо руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

При этом следует помнить, что при разрешении налоговых споров во внесудебном порядке все сроки исчисляются в днях. Согласно ст. 6.1 НК РФ, если нет указания на календарные дни, установленный НК РФ срок исчисляется в рабочих днях.

Отдел налогового аудита
Управления ФНС России по Тамбовской области

Начать дискуссию