Отраслевой учет

Вопросы-ответы о применении специальных налоговых режимов

Вопросы-ответы о применении специальных налоговых режимов (единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения) в 2009 году.
Вопросы-ответы
о применении специальных  налоговых режимов в 2009 году

Единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД)

1.  Сообщите размер коэффициента - дефлятора для расчета ЕНВД в 2009 году. 
 
В соответствии  с  Приказом  Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 № 392 в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс)  в  2009 году  значение  коэффициента - дефлятора  установлено  в   размере  1,148.

2. Обязана ли организация с 01.01.2009 перейти с ЕНВД на общую систему, если среднесписочная численность работников организации за 2008 год составит более 100 человек?  По нашему мнению определение статуса плательщика ЕНВД возможно только по результатам работы за 2009 год, в противном  случае  будут  нарушены  права  налогоплательщика.

Согласно п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ (далее – Закон № 155-ФЗ), на уплату ЕНВД с 01 января 2009 года не переводятся налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
В этой связи организация, применяющая в 2008 году систему налогообложения в виде  ЕНВД, среднесписочная численность работников которой за 2008 год превысит 100 человек, обязана с 01 января 2009 года перейти на применение общего режима налогообложения либо на упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем  необходимо отметить, что положения п. 2 ст. 5 Кодекса, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, означают то, что указанные акты не должны распространять свои положения на те отношения, которые уже существовали до момента их вступления в юридическую силу.
Учитывая, что Закон  № 155-ФЗ  вступает  в  силу  с  01 января 2009  года и распространяется на правоотношения, возникающие с указанной даты, нарушения прав налогоплательщиков в рассматриваемом случае не возникает. Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 25.09.2008  № 03-11-04/3/445.

3. По итогам 2008 года численность работников организации - плательщика ЕНВД составит более 100 человек. Вправе  ли  организация   после утраты права на применение ЕНВД, вновь перейти на данный спецрежим со  2 квартала  2009 года, если за 1 квартал  среднесписочная численность  будет менее 100 человек?

Законом № 155-ФЗ введены ограничения по применению ЕНВД с 01.01.2009 года. В связи с чем, если  численность работников за  2008 год превышает 100 человек, то организация утрачивает право на применение ЕНВД и должна перейти   в  1 квартале 2009 года  на  общий режим налогообложения.
При этом в соответствии с п. 2.3 ст. 346.26 Кодекса, если налогоплательщик (организация), утративший право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД в связи с несоответствием требованиям, установленным подп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса, устранит данные нарушения, то может быть переведен на систему налогообложения в виде ЕНВД с начала следующего налогового периода, то есть с начала квартала, следующего за кварталом, в котором налогоплательщиком были устранены несоответствия требованиям п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса.
Таким образом, если в 1 кв. 2009 года численность работников организации составит менее 100 человек, то согласно указанным выше нормам гл. 26.3 Кодекса организация может быть переведена на уплату ЕНВД с начала следующего налогового периода, то есть с начала 2 кв. 2009 года.  Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от  27.10.2008  № 03-11-04/3/478.

4. На  многопрофильном  предприятии  работают  более 100 человек, при этом численность работников столовой всего 8 человек.  Утрачивает ли столовая право на применение ЕНВД   с  2009 года?

Пунктом  16  ст. 1 Закона № 155-ФЗ ст. 346.26 Кодекса дополнена п. 2.2, согласно которому на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполно-моченным в области статистики, превышает 100 человек.
При этом в общую численность работников организации включается также численность работников филиалов, представительств и иных обособленных подразделений организации.
Таким образом, организация, имеющая численность работников более 100 человек, с 01.01.2009 утрачивает право применения системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании услуг общественного питания через столовую. Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 08.09.2008 № 03-11-04/3/421.

5. Организация розничной торговли применяет в 2008 году систему ЕНВД. Единственный учредитель организации - муниципальное образование в лице администрации города. Сохраняется ли у организации  право применять ЕНВД с 01 января 2009 года?

Согласно  новой  редакции  подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса (в редакции Закона № 155-ФЗ), с 01.01.2009  на  уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Учитывая, что учредителем организации является муниципальное образование в лице администрации города, при решении вопроса о применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении осуществляемой организацией розничной торговли необходимо руководствоваться следующим.
Согласно ст. 11 Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. При этом  Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в ст. 11 Кодекса определение «организации» в целях применения законодательства о налогах и сборах.
Данная позиция содержится в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2008 № 6214/08 и в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 № 16720/07.
Соответственно, для целей  применения положений п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса участие вышеуказанных субъектов не является основанием, препятствующим применению системы налогообложения в виде ЕНВД. Данная позиция подтверждается письмами Минфина России от 12.09.2008 № 03-11-04/3/429, от 14.10.2008 № 03-11-04/3/462,  от  22.10.2008  № 03-11-04/3/466 и др.

6. Распространяется  ли   критерий численности, установленный  п. 2.2  ст. 346.26 Кодекса,  на  аптечные  учреждения?

В  соответствии  со  ст. 5 Федерального закона  от 26.11.2008 № 224-ФЗ положения  подп.  1 и  2 п. 2.2 ст. 346.26  Кодекса  не  применяются  аптечными учреждениями, признаваемыми таковыми  в  соответствии  с Федеральным законом  от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее – Закон № 86-ФЗ), начиная с 01.01.20011 года. Следовательно, аптечные  учреждения с численностью  работников  более  100 человек  до 01 января  2011 года  вправе  применять  систему  налогообложения  в  виде  ЕНВД.  
  Согласно ст. 4 Закона № 86-ФЗ аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств   в   соответствии с требованиями Закона № 86-ФЗ. К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.

 7. Аптека осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами, а также реализацию  медикаментов больницам, школам, детским садам на основании контрактов, заключенных с муниципальными органами власти. Переводится ли  реализация по контрактам на ЕНВД?  

Письмом Минфина России от 24.01. 2008 № 03-11-04/3/17 разъяснено следующее.
В соответствии со ст. 346.27 Кодекса к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
К розничной торговле не относится реализация в соответствии с договорами поставки.
Из содержания ст. ст. 492 и 506 Гражданского кодекса РФ следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.
Таким образом, реализация аптекой медикаментов покупателям (физическим или юридическим лицам) по договорам розничной купли -продажи как за наличный расчет, так и за безналичный расчет, а также с использованием платежных карт для целей, не связанных с предпри-нимательской деятельностью, относится к розничной торговле и подлежит обложению ЕНВД.
Однако деятельность аптеки по осуществлению реализации больницам, школам, детским садам медикаментов на основании договоров поставки (с оформлением товарных накладных), в том числе на основании заключенного контракта с муниципальными органами власти, подлежит налогообложению в соответствии  с  иными  налоговыми  режимами.

8. Разъясните порядок постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД, осуществляющих предпринимательскую деятельность по  распространению  и  размещению наружной рекламы.

Письмом Минфина России от 05.08.2008 № 03-11-04/3/370 сообщено следующее.
В соответствии с  п. 18 ст. 1 Закона № 155-ФЗ с 01 января 2009 года налогоплательщики, переведенные на уплату  ЕНВД, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в подп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подп. 11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса.
Также обращаем внимание, что в Письме Минфина России от 24.07.2008 № 03-11-02/83, направленном в адрес ФНС России, было дано разъяснение о постановке на учет в налоговых органах налогоплательщиков ЕНВД, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере распространения и (или) размещения наружной рекламы.  Так,  в  целях применения п. 2 ст. 346.28 Кодекса, налогоплательщики, занимающиеся  распространением  и  (или) размещением  наружной рекламы, должны осуществлять  постановку  на  учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности.

9. Организации зарегистрирована в качестве юридического лица в инспекции г. Екатеринбурга.  Разъясните порядок постановки на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД  обособленных подразделений (торговых объектов) в других районах города. Следует ли распределять сумму  ЕНВД  по районам города?

 В  соответствии с п. 2 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской  деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату  ЕНВД.
В соответствии с изменениями, внесёнными в ст. 346.28 Кодекса Законом № 155-ФЗ, постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет  в  качестве  налогоплательщика  ЕНВД.
В соответствии со ст. 23 Устава города Екатеринбурга (Решение Город-ской  думы  от  16.10.1995  № 1295 с  изменениями) районы  г. Екатеринбурга не  являются  муниципальными  образованиями.
Формы заявлений о постановке на налоговый учет налогоплательщиков ЕНВД утверждены Приказом Минфина России от 05.02.2008 № ММ-3-6/45@.
Поскольку обособленные подразделения организации зарегистрированы   в   разных  районах  одного  муниципального   образования,  организация  вправе встать на учет в качестве плательщика ЕНВД и представлять декларации  по всем торговым объектам  в  инспекцию по месту регистрации юридического лица. В этом случае представлять заявления о постановке на налоговый учет  в качестве плательщика ЕНВД  в  другие  инспекции г. Екатеринбурга не следует.
При   заполнении  декларации  по  ЕНВД  по  торговым объектам,  расположенным на территории г. Екатеринбурга,  распределение суммы  ЕНВД  по районам города не производится, т. к. уплата  налога производится  централизованно.  

10. Организация размещает рекламу на жидкокристаллических мониторах,  расположенных в  вагонах метро и на бегущей строке внутри транспортных средств. Переводится ли данная деятельность на ЕНВД?

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении деятельности по распространению и (или) размещению рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах. При этом под распространением и (или) размещением рекламы в соответствии со ст. 346.27 Кодекса понимается деятельность по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы.
Следовательно, распространение и (или) размещение рекламы в  вагонах метро и внутри транспортных средств  для  целей гл. 26.3 Кодекса не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению рекламы на транспортных средствах и, соответственно, не подпадает под систему налогообложения  в виде  ЕНВД.

11. В каком налоговом органе должен встать на учет налогоплательщик ЕНВД, осуществляющий автоперевозки, если маршрут следования проходит по территории других муниципальных образований и субъектов РФ?

Минфин России письмом от 16.11.2007 № 03-11-04/3/443 разъяснил, что постановка на учет налогоплательщиков, оказывающих автотранспортные услуги по перевозке пассажиров или грузов, производится в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Такая же позиция  изложена  в Письме Минфина России от 01.10.2007 № 03-11-02/249.
Пунктом 18 ст. 1 Закона № 155-ФЗ  п. 2 ст. 346.28 Кодекса изложен в новой редакции, в соответствии с которой организация, оказывающая автотранспортные услуги  вправе  встать  на  налоговый учет не по месту осуществления предпринимательской деятельности, а по месту нахождения  организации.
Таким образом, автотранспортные организации встают на учет по месту нахождения юридического лица (до 01.01.2009 - в соответствии с разъяснениями Минфина России, а с 01.01.2009 - на основании п. 2 ст. 346.28 Кодекса).

12. Являются ли АГЗС в 2009 году плательщиками ЕНВД  в  отношении предпринимательской  деятельности  по  реализации  сжиженного  газа?

В соответствии с п. 17 ст. 1 Закона № 155-ФЗ,  вступающим в силу с 01 января 2009 года, для целей гл. 26.3 Кодекса к розничной торговле не относится реализация газа. Следовательно, налогообложение предпринимательской деятельности по реализации сжиженного газа с 01 января 2009 года следует осуществлять в рамках иного режима налогообложения.

13. Переводятся ли на уплату ЕНВД услуги по ремонту сотовых телефонов?

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - Классификатор).
Перечень бытовых услуг, определенный Классификатором (разд. 010000 «Бытовые услуги»), ранее не содержал такого вида услуг, как ремонт мобильных телефонов. Однако  с  01.06.2008  вступили  в  силу  Изменения 11/2008 ОКУН, введенные Приказом Федерального агентства  по техническому регулированию и метрологии от 28.03.2008 № 72-ст, согласно  которым  ремонт мобильных телефонов отнесен  к  бытовым услугам (код 013169).
Следовательно, деятельность организации по оказанию услуг населению по ремонту мобильных телефонов  с  01.06.2008  подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.

14. Кто является плательщиком ЕНВД на розничных рынках в отношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование (субаренду) торговых мест, расположенных в  объектах  стационарной  торговой сети,  не  имеющих  торговых  залов:  арендаторы торговых мест  или  управляющая компания?

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ) управляющая рынком компания – это юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 346.28 Кодекса (в редакции, действующей  в 2008 году) налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД.
Минфин России  письмом от 26.09.2005 № 03-11-02/44 разъяснил, что  в случае передачи администрацией рынка в аренду всего или части здания рынка нескольким хозяйствующим субъектам с правом передачи стационарных торговых мест в субаренду ЕНВД должны уплачивать и рынок, и лица, арендующие торговые места с целью их передачи в субаренду.
Письмом от 07.02.2008 № 03-11-04/348 Минфин России сообщил, что  плательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, предусмотренной подп. 13 и 14 п. 2 ст. 346.26 Кодекса признается управляющая компания.  Таким образом, в соответствии с более поздней позицией Минфина переводу на ЕНВД подлежит управляющая рынком компания.
Пунктом 18 ст. 1 Закона № 155-ФЗ ст. 346.28 Кодекса дополнена п. 4, в соответствии с которым на розничных рынках, образованных в соответствии с Законом № 271-ФЗ, налогоплательщиками в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных подп. 13 и 14 п. 2 ст. 346.26 Кодекса, являются управляющие рынком компании. Указанные изменения вступают в силу с 01 января 2009 года.
Таким образом, плательщиком  ЕНВД на розничным рынке в отношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов признается  управляющая рынком компания (до 01.01.2008  - в соответствии с разъяснениями Минфина России;  с 01.01.2009  на основании п. 4 ст. 346.28 Кодекса).

 15. Организация уплачивает ЕНВД от деятельности по изготовлению  мебели.  Что считать местом оказания услуг по изготовлению мебели: место ее изготовления или место реализации? Будут ли  доставка и сборка мебели  на дому считаться сопутствующими услугами?

В соответствии со ст. 346.27 Кодекса под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским класси-фикатором услуг населению по коду 010000 «Бытовые услуги» (далее – ОКУН).
Согласно ОКУН (ОК 002-93), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.07.1993 № 163, к бытовым услугам, в частности, относятся услуги по изготовлению (коды  014104, 014110 и др.), а также услуги по сборке мебели на дому у заказчика, приобретенной им в торговой сети в разобранном виде (код  014309).
При этом все перечисленные выше услуги относятся к разд. 014000 ОКУН «Изготовление и ремонт мебели». Соответственно, предприни-мательская деятельность организации, связанная с оказанием услуг по изготовлению мебели по индивидуальным заказам населения, а также оказание услуг по сборке мебели, относится к бытовым услугам и переводится на ЕНВД.
Обращаем внимание, что оказание этих же услуг юридическим лицам  не относится к бытовым услугам и не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
Статьей 346.26 Кодекса установлено, что ЕНВД применяется также в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых налогоплательщиками, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. При  этом система ЕНВД в отношении данного вида услуг может применяться только в том случае, если соответствующие услуги оказываются в рамках самостоятельного вида предпринимательской деятельности.
Соответственно, если доставка мебели покупателям является составной частью деятельности организации по изготовлению мебели и при условии, что договором с заказчиком предусмотрен комплекс услуг по изготовлению мебели, который в том числе включает доставку и сборку (при этом стоимость доставки и сборки не выделяются в договоре отдельной строкой), то организация признается плательщиком ЕНВД в отношении оказания перечисленных услуг в целом.
При этом следует отметить, что доходы, полученные от указанного вида предпринимательской деятельности (оказание услуг по изготовлению, доставке и сборке мебели), не связываются с местом нахождения покупателя.
Пунктом 2 ст. 346.28 Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, перечисленные в ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала ее осуществления.
Таким образом, местом оказания услуг по изготовлению кухонной и прочей корпусной мебели, включающих в себя в том числе сопутствующие услуги по ее доставке и сборке, признается  место изготовления мебели, а не место нахождения покупателя.  При этом не имеет значения, где заключаются договоры на оказание вышеперечисленных услуг и где производится их оплата. Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 14.11.2007 № 03-11-04/3/435.
Cогласно изменениям, внесенным  Законом № 155-ФЗ, с 01 января 2009 года к бытовым услугам не относятся услуги по изготовлению мебели, следовательно, данная деятельность в 2009 году на ЕНВД не переводится.
Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие предприни-мательскую деятельность по изготовлению мебели (коды ОКУН с 014101 по 014117), с 01.01.2009 должны перейти на общую  или упрощенную систему налогообложения.  При этом в отношении предпринимательской деятельности  по ремонту мебели (коды  ОКУН с 014201 по 014210) и прочих услуг по изготовлению и ремонту мебели (коды ОКУН с 014301 по 014309) организации и индивидуальные предприниматели вправе применять  ЕНВД.

16. Подпадают ли  с 01 января 2009 года под систему налогообложения в виде  ЕНВД  работы  по  устройству фундамента  жилых  домов (коттеджей)?
В разделе 010000 «Бытовые услуги» ОКУН  предусмотрен такой вид услуг, как строительство индивидуальных жилых домов (код 016201). Таким образом, в 2008 году услуги по строительству индивидуальных жилых домов, в том числе по устройству фундамента для физических лиц по договорам подряда, заключенным с физическими лицами, могут быть отнесены к бытовым услугам.
Согласно изменениям, введенным Законом № 155-ФЗ  в ст. 346.27 Кодекса, с 01 января 2009 года к бытовым услугам не относятся услуги  по строительству индивидуальных домов. Соответственно,  в 2009 году деятельность организации, связанная с оказанием услуг по строительству индивидуальных жилых домов, в том числе по устройству фундамента,  на ЕНВД не переводится. Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 31 октября 2008  года  № 03-11-04/3/493.

17. По заказам населения фирма устанавливает в домах подвесные (натяжные)  потолки. Подпадает ли данная деятельность под ЕНВД?

Определение бытовых услуг приведено в ст. 346.27 Кодекса. Согласно ОКУН к бытовым услугам, в частности, относятся услуги по частичному ремонту домов и квартир по заказам населения (код 016102). Установка подвесных (натяжных) потолков включается в это понятие. Следовательно, данная деятельность  подлежит  переводу  на  систему  в  виде  ЕНВД.

18. По данным экспликации БТИ  при  входе  в магазин расположен тамбур с проходом в торговый зал. Следует ли тамбур считать площадью прохода для покупателей для целей определения физического показателя?

Письмом  Минфина  России  от  06.11. 2008  № 03-11-04/3/496 разъяснено следующее.
Согласно ст.346.27 Кодекса под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях гл. 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Исходя из положения Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст, подсобное помещение магазина - это часть помещения магазина, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса. В состав подсобного помещения магазина входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли.
Таким образом, площади коридора и тамбура не включаются в площадь торгового зала в случае, если они не используются для осуществления розничной торговли.

19. Разъясните порядок налогообложения реализации горячих и прохладительных напитков, а также кулинарной продукции и покупных товаров через торговые автоматы.

В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату ЕНВД переводятся налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов,  отнесены  в том числе торговые автоматы, а к объектам нестационарной торговой сети - передвижные торговые автоматы.
В связи с этим предпринимательская деятельность по реализации покупных товаров через торговые автоматы или через передвижные торговые автоматы относится к розничной торговле.
Для исчисления суммы ЕНВД при продажах через торговый автомат, то есть по предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, а также нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. метров, используется физический показатель «торговое место» с базовой доходностью в размере 9000 руб. с одного торгового места (торгового автомата).
Для исчисления суммы ЕНВД при продажах через передвижной торговый автомат, то есть по предпринимательской деятельности в сфере развозной (разносной) розничной торговли, используется физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» с базовой доходностью  в  размере  4500 рублей.
В соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату ЕНВД переводятся налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что к объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, относятся объекты организации общественного питания, не имеющие специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, в том числе киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.
Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения» к предприятиям общественного питания отнесены в том числе предприятия-автоматы, осуществляющие реализацию продукции определен-ного ассортимента через торговые автоматы. При этом к кулинарной продукции относится совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
Таким образом, предпринимательская деятельность по реализации кулинарной продукции собственного производства, в том числе кофе, чая, горячего шоколада и т.п., изготовленных из сухих ингредиентов и воды, через торговые автоматы относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Для исчисления суммы ЕНВД по предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, используется физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» и базовая доходность в размере 4500 руб.  в  месяц.
Обращаем внимание, что  Законом № 155-ФЗ, вступающим в силу с 01 января 2009 года  внесены  изменения в ст. 346.27 Кодекса,  согласно которым реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной  в  этих  торговых  автоматах, относится в целях гл. 26.3 Кодекса  к  розничной торговле. Таким образом, с 2009 года предпринимательская деятельность по осуществлению продаж населению через торговый автомат независимо от того, какой товар или продукция через него реализуется, относится к розничной торговле и может подпадать под налогообложение в виде ЕНВД.

20. Разъясните порядок расчета физического показателя по услугам хранения автотранспортных средств на платных многоуровневых стоянках, в том числе подземных.

Письмом Минфина  России  от 08.09.2008 № 03-11-04/3/419 разъяснено следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 346.29 Кодекса для исчисления суммы ЕНВД при оказании услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках используется физический показатель «площадь стоянки (в квадратных метрах)».
В соответствии с п. 17 ст. 1  Закона № 155-ФЗ на уплату  ЕНВД переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок).
При исчислении  ЕНВД по данному виду деятельности согласно п. 3 ст. 346.29 Кодекса следует применять физический показатель «общая площадь стоянки (в квадратных метрах)».
Это означает, что при использовании многоуровневой платной площадки для хранения автотранспортных средств расчет физического показателя налогоплательщиком должен учитывать всю  площадь  платной  площадки, в том числе как подземной, так и надземной ее части.

21. Подлежит ли переводу на уплату ЕНВД предпринимательская деятельность организации в сфере оказания услуг электронной связи с использованием медиатерминала, в т.ч.  прием  платежей за услуги мобильной связи? 

Письмом  Минфина России от 21.04.2008  № 03-11-02/50 разъяснено, что операции, осуществляемые в интерактивном режиме с использованием медиатерминала PHD-2FCP: обработка и печать фотоизображений с цифровых носителей информации; передача мелодий, игр, книг на мобильные телефоны и МР3-плееры; прием платежей за услуги мобильной связи, цифрового телевидения, Интернета и другие услуги, оказываемые населению,  могут  быть отнесены к группировке ОКУН 034000 «Услуги электронной связи», то есть к услугам связи, а не к бытовым услугам.
Следовательно, предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг связи не подлежит переводу на уплату ЕНВД. Налогообложение полученных от данной предпринимательской деятельности доходов следует производить в соответствии с иными режимами налогообложения.

22. Попадает ли под ЕНВД деятельность по сдаче в аренду  свободной площади  для  установки терминалов, предназначенных для приема платежей от населения?
В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Следовательно, для применения ЕНВД торговое место должно  предназначаться для торговли; иметь признак стационарного торгового места;  располагаться в месте торговли, не имеющем торговых залов.
В рассматриваемой ситуации сдаваемая в аренду площадь не соответствует понятию «торговое место», установленному ст. 346.27 Кодекса, так как фактически площадь будет использоваться не для совершения сделок купли-продажи товаров, а для оказания услуг по приему платежей от населения.
Следовательно, деятельность по сдаче в аренду площадей с целью размещения на ней  терминалов  по приему платежей от населения не подлежит переводу на ЕНВД.

   23. Организация сдает в аренду площадь вестибюля, на которой арендатор установил  кофемат (автомат, торгующий кофе и другими напитками).  Подпадают  ли  доходы от аренды под ЕНВД?

Согласно ст. 346.27 Кодекса под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их части) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и т.п., в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли и общественного питания, не имеющих торговых залов и залов обслуживания посетителей, прилавков, столов, лотков и других объектов.
Поскольку торговые автоматы относятся к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, то предпринимательская деятельность по передаче в аренду площади для установки торгового автомата (по продаже кофе и напитков) подпадает  под  ЕНВД  на основании  подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса. Данная  позиция подтверждается  письмом  Минфина России от 23.09.2008  № 03-11-04/3/442.

24. Обязаны ли налогоплательщики ЕНВД округлять значения физического показателя,   как  того  требуют  налоговые  органы?

Порядок округления значений физических и стоимостных показателей предусмотрен разд. I Инструкции о порядке заполнения налоговой декларации по ЕНВД, утвержденной Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н  (в редакции Приказов от 20.09.2007 № 83н).
При этом ФНС России письмом  от 12.11.2008  № 02-7-10/170 разъяснила, что  в целях применения главы 26.3 Кодекса фактические величины физических показателей  базовой  доходности, определяющих  площадь (площадь торгового зала, площадь торгового места, площадь зала обслуживания посетителей, площадь спального помещения, площадь земельного участка, площадь информационного поля), следует указывать на основании имеющихся у налогоплательщиков инвентаризационных и правоустанавливающих документов  без  округления.
Законом № 155-ФЗ ст. 346.29 Кодекса дополнена п. 11, согласно которому значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего  знака  после  запятой.  Значения физических показателей указываются в целых единицах.
Следовательно, с 01.01.2009 округление значений всех физических показателей    производится   на   основании  п. 11  ст. 346.29 Кодекса.

25. В декларации  по ЕНВД  за 4 кв. 2008 года, представляемой  по  сроку  20 января 2009 года, вправе ли налогоплательщик скорректировать  значение коэффициента  К2  от  фактического периода осуществления деятельности?

До  01 января 2009 года действует норма, предусмотренная п. 6 ст. 346.29 Кодекса, согласно которой значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется налогоплательщиком с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности.
Корректировка значений коэффициента К2 исходя из количества дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца производится, если предпринимательская деятельность осуществляется не полный календарный месяц, в том числе по отдельным объектам ведения предпринимательской деятельности. Например, в розничной торговле такими объектами являются магазины, павильоны, ларьки, киоски и т.п.
Однако корректировка значений коэффициента К2 в зависимости от фактического использования в предпринимательской деятельности физических показателей, применяемых при исчислении единого налога на вмененный доход, например, исходя из фактического использования конкретных торговых мест, передаваемых во временное пользование в течение месяца, гл. 26.3 Кодекса не предусмотрена.
Одновременно сообщаем, что Законом № 155-ФЗ  с 01 января 2009 года  абз. 3 п. 6 ст. 346.29 Кодекса, предусматривающий возможность корректировки значений коэффициента К2 в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности, признан  утратившим силу.
               

Упрощенная система налогообложения (далее  – УСН)

          1. Изменился  ли с 01.01.2009 размер коэффициента - дефлятора  для  определения предельного размера доходов для  применения УСН?   

В соответствии  с  Приказом  Минэкономразвития  РФ от 12.11.2008  № 395 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 Кодекса  установлен на 2009 год  в размере  1,538.

2. Каков порядок представления в налоговый орган заявления об  изменении  объекта  налогообложения по УСН?

Федеральным законом   от 24.11.2008   № 208-ФЗ   внесены   изменения  в  ст. 346.14 Кодекса, действие  которых  распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008 года.  Так,  с 01.01.2008 объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик  уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря  года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. Кроме того, установлено, что объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно.  При этом в течение налогового периода налогоплательщик менять объект налогообложения не вправе. 
Поскольку форма  уведомления не установлена, следует направить в налоговый орган уведомление об изменении объекта налогообложения в произвольной форме.
В уведомлении следует указать наименование налогового органа, полное наименование и адрес места нахождения организации;  ИНН/КПП;   дату,  с которой  будет  изменен  объект  налогообложения (например, с 01.01.2009);  новый  объект,  который  будет применяться.  Уведомление следует подписать руководителю организации с указанием его фамилии и инициалов.
При личной подаче  необходимо  два  экземпляра уведомления, первый из которых останется в налоговом органе, а второй - с отметкой о дате его представления  -   у  налогоплательщика.
Поскольку порядок подачи уведомления Кодексом не определен, возможно направление его по почте заказным  отправлением  с  описью вложения.  Если налогоплательщик отправляет заявление почтой, датой  его представления следует  считать  дату отправки, указанную в почтовом отправлении.

3. Для какой категории налогоплательщиков введена «патентная» упрощенная система?  Каким  документом следует руководствоваться  при расчете  платы  за патент  на  2009 год?

Система налогообложения на основе патента введена для индивидуальных предпринимателей ст. 346.25.1 Кодекса.  Законом № 155-ФЗ в указанную статью внесены  изменения, касающиеся  порядка  применения данной  системы налогообложения, которые  вступают в силу с 01 января 2009 года. Так, с 01.01.2009 предприниматели могут приобрести патент не по одному, а  по нескольким видам деятельности, а также нанимать работников (до пяти человек).
Следует также отметить, что на основании Закона № 155-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно выбрать систему налогообложения: остаться на ЕНВД  или  перейти  на УСН  на основе патента  по  тем  же  видам  деятельности.
Виды деятельности, по которым возможно применение УСН на основе патента,  и  величина потенциально возможного к получению годового дохода на 2009 год установлены Областным законом  от 17.10.2008 № 85-ОЗ «О применении индивидуальными предпринимателями  УСН  на  основе  патента  на территории Свердловской области».
В расчете платы за патент участвуют две величины: потенциально возможная к получению сумма годового дохода и  налоговая ставка в размере  6% (п. 6 ст. 346.25.1 Кодекса).  Если патент приобретается на неполный год, например, на месяц, то его стоимость  уменьшается  пропорционально  продолжительности  того периода, на  который  он  приобретается (п. 6 ст. 346.25.1 Кодекса).
Для   получения  патента  необходимо  представить  в  налоговый  орган по месту постановки на учет заявление по форме, установленной Приказом ФНС от 31.08.2005 № САЭ-3-22/417,  не  позднее  чем  за  один  месяц до начала   перехода  на  патент.

4. Организация, применяющая УСН, предполагает получить в 2009 году дивиденды от акционерного общества. Учитываются ли данные доходы в составе налоговой базы по единому налогу в случае, если при их выплате ОАО обязанности налогового агента по исчислению и удержанию налога не исполнит?

Законом  №  155-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.11 Кодекса и п. 1.1.  ст. 346.15  Кодекса.  Так, согласно п. 2 ст. 346.11 Кодекса  применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284  Кодекса).
Подпунктом 2 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284  Кодекса, в порядке, установленном гл. 25  Кодекса.
Следовательно, организация, применяющая УСН, с 2009 года не освобождается от обязанности по исчислению и уплате в бюджет налога на прибыль в отношении доходов, полученных ею в виде дивидендов (п. 2 ст. 346.11 Кодекса).
Таким образом,  с  01 января 2009 года  доходы в виде дивидендов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в составе доходов не учитываются  в  силу  прямого  указания  подп. 2  п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса  (в ред. Закона  № 155-ФЗ)  вне  зависимости  от  того,  кто  исчислял  и уплачивал налог на прибыль с указанных доходов - налоговый агент или сам налогоплательщик.
До  01 января 2009 года организации, применяющие УСН,  не учитывают при исчислении единого  налога только доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых произведено налоговым агентом в соответствии с положениями ст. 275 Кодекса (п. 1 ст. 346.15 Кодекса в редакции, действующей в 2008 году).

5. На расчетный счет организации, применяющей УСН, из бюджета произведен  возврат  переплаты  по арендным платежам за землю. Расчет  платы производился на основании ставок земельного налога. Переплата выявлена в результате проведенной совместной сверки.  Учитываются   ли  возвращенные  суммы  в составе  доходов?

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики при применении УСН должны  включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы.  Указанные доходы определяются исходя из положений ст. 249 и ст. 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
В соответствии со ст. 78  Кодекса  излишне  уплаченный  налог подлежит возврату либо зачету на уплату предстоящих платежей или иным налогам, погашение недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения  либо  возврату  налогоплательщику.
Президиум ВАС России (Постановление от 24.10.2006 №5478/06) отметил, что по экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий нет. 
В силу положений ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
В рассматриваемой ситуации экономическая  выгода  у  налогоплатель-щика  отсутствует,  поскольку  из  бюджета  возвращены  денежные  средства,  которыми  он  может распоряжаться по собственному усмотрению.
Исходя из изложенного, если возвращенные из бюджета суммы переплаты  ранее  не  были учтены  в  качестве арендной платы   в  составе  расходов  при  определении налоговой базы  по  единому налогу, то включать  их  в  состав доходов  не  следует.
Если  указанные суммы  арендной платы  учитывались  ранее  в  составе расходов при определении налоговой базы по единому налогу, то и суммы переплаты, возвращенные из бюджета,  следует  включить  в  состав  доходов   на  дату  их  перечисления  согласно   платежному   поручению.

6. Обязана ли организация - арендодатель включать в состав доходов  при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, суммы перечисленные арендаторами в качестве возмещения по коммунальным платежам и электроэнергии?

Письмом Минфина России  от 07.04.2008  № 03-11-04/2/67 разъяснено следующее.
Согласно ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Учитывая изложенное, налогоплательщик - арендодатель, применяющий УСН, вне зависимости от выбранного объекта налогообложения сумму дохода, полученного по договору аренды недвижимого имущества, определяет по правилам ст. 249 Кодекса, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги.
Таким образом, суммы возмещения арендаторами коммунальных услуг учитываются налогоплательщиком-арендодателем в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Также в целях налогообложения учитываются суммы, поступающие налого-плательщику от третьих лиц в счет исполнения им договора энергоснабжения.

7. Организация, применяющая УСН, приобрела  в  ноябре  2008 года  сырье для производства продукции, которое предполагается использовать в производстве в  декабре  2008 года и январе 2009 года.  Каков порядок учета  стоимости  этого  сырья в налоговом учете?

Пунктом 2 ст. 346.17 Кодекса (в редакции, действующей  в 2008 году) установлено, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса  (п. 2 ст. 346.16 Кодекса).
В п. 2 ст. 346.17 Кодекса указаны особенности учета материальных расходов, в соответствии с которыми материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), а также расходы на оплату труда учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. При этом уточняется, что расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.
Минфин России в Письме от 21.09.2007 № 03-11-04/2/233 разъяснил, что в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 346.17 Кодекса материальные расходы, к которым относятся расходы по приобретению сырья и материалов, признаются для целей налогообложения после их фактической оплаты. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов  в  производство.
В соответствии с вышеизложенным  для учета расходов по приобретению сырья и материалов  в 2008 году необходим факт их  оплаты и  списания в производство.
Пунктом 10 ст. 1 Закона № 155-ФЗ из п. 2 ст. 346.17 Кодекса исключено последнее предложение, в  силу чего организации, применяющие УСН,  с 01.01.2009 будут учитывать расходы по приобретению сырья и материалов в общем порядке, то есть на момент погашения задолженности.
Исходя из вышеизложенного, стоимость приобретенного сырья для производства продукции будет учитываться:
- до 01 января 2009 года  по мере списания данного сырья и материалов в производство при условии погашения задолженности перед поставщиком за данные сырье и материалы;
- с 01 января 2009 года в момент погашения задолженности перед поставщиком.
Если по состоянию на 01.01.2009 на балансе организации числятся остатки  оплаченных в 2008 году сырья и материалов, то  организация вправе списать в налоговом учете после 01.01.2009 стоимость данного сырья и материалов единовременно.

8. Вправе ли организация, применяющая УСН,  получившая  в  2007  году убытки, отразить в декларации за 2008 год перенос убытков без ограничений,  как  указано  в  Законе № 155-ФЗ?

Со вступлением с 01 января 2009 года изменений, внесенных Законом № 155-ФЗ  в  ст. 346.18  Кодекса,  отменяется ограничение  на  перенос на будущее убытков, полученных налогоплательщиком по итогам предыдущих налоговых периодов 
При этом  в  декларации за 2008 год  убытки, полученные  в  2007 году,  организация  праве  учитывать  в   размере,  не   превышающем   30 %   от налоговой  базы  (п. 7 ст. 346.18 Кодекса в редакции, действующей в 2008 году).  Убыток, не перенесенный на 2008 год, может быть перенесен полностью или частично на любой из последующих девяти лет без ограничений.

   9. Организация, применяющая УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», в 2008 году приобрела основное средство и отнесла  расходы на его приобретение на уменьшение налоговой базы.  С 01.01.2009 организация планирует изменить объект налогообложения на «доходы» и реализовать данное основное средство. В каком порядке следует отразить реализацию в Книге учета доходов и расходов? 

 Согласно порядку заполнения  Книги учета доходов и расходов, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н,  выручку, полученную при реализации основного средства, организация обязана учесть при определении объекта налогообложения в составе доходов на дату ее получения (п. 1 ст. 346.15, ст. 249, п. 1 ст. 346.17  Кодекса).
 В отношении расходов на приобретение основных средств, учтенных организацией в 2008 году необходимо руководствоваться  следующим.
 Согласно п. 3 ст.  346.16 Кодекса если приобретенные основные средства реализуются до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов в соответствии с гл. 26.2 Кодекса (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения),  налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Несмотря на то, что налогоплательщик с 2009 планирует изменить объект налогообложения  на «доходы», вышеизложенное  положение п. 3 ст. 346.16 Кодекса подлежит применению, поскольку исключений в отношении рассматриваемой ситуации данной  нормой п. 3  ст.346.16 Кодекса не предусмотрено.
Следовательно, в случае реализации основного средства в 2009 году  следует скорректировать налогооблагаемую базу 2008 года, т.е.  налогоплательщик  обязан  представить уточненную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2008 год (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 Кодекса).  При  этом   корректировка  расходов  в  Книге учета  доходов  и расходов  за  2008 год  не   производится. 

  10. Если основное средство стоимостью 1 млн. руб. приобретено организацией, применяющей УСН,  в ноябре 2008 года, то можно  ли его стоимость  списать  в расходы  единовременно   в   полной  сумме?

На основании подп. 1 п. 3 ст. 346.16 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенные в указанном периоде, принимаются  с  момента  ввода  этих  основных  средств  в эксплуатацию.
В соответствии с  п. 3 ст. 346.16  Кодекса  данные расходы  в  течение налогового периода принимаются  за  отчетные   периоды  равными  долями.
Исходя  из изложенного,  если  основное средство приобретено, оплачено и  введено в эксплуатацию  в  4  квартале 2008 года,  налогоплательщик  вправе  учесть  его стоимость  в  расходах  в  полном  размере  в  указанном  периоде.

 11. Вправе ли организация, применяющая УСН, при определении налоговой базы учесть в составе расходов затраты на изготовление пропусков для сотрудников?

  Налогоплательщики, применяющие УСН, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16  Кодекса при условии их соответствия критериям, указанным  в  п. 1 ст. 252 Кодекса.  Причем перечень вышеназванных расходов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
  Расходы на изготовление пропусков для сотрудников в перечне затрат, предусмотренных п. 1 ст. 346.16 Кодекса,  не указаны, следовательно,  не могут быть учтены для целей налогообложения.
 
   12. Организация, применяющая УСН, по просьбе покупателя выставила счет-фактуру  с  НДС.  Вправе  ли  покупатель  принять  к  вычету сумму  НДС по этому  счету-фактуре?

Письмом Минфина России от 01.04.2008  № 03-07-11/126  разъяснено следующее.
 Согласно п. 2 ст. 346.11 Кодекса организации, перешедшие на УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.
Пунктом 3 ст. 169 Кодекса предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики  НДС, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Кроме того, на основании п. 1 ст. 169 Кодекса счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие  УСН, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени.
В иных случаях организации, применяющие УСН, оформлять счета-фактуры не должны.
В соответствии с п. 2 ст. 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением действующего порядка, не являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету.
Учитывая изложенное, НДС в счетах - фактурах, выставленных при реализации товаров (работ, услуг) организацией, применяющей УСН и не исполняющей обязанностей налогоплательщика НДС, предусмотренных ст. 174.1 Кодекса, а также не осуществляющей реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени на основании договора комиссии или агентского договора, к вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг) не принимается.

13. Обязана ли организация, совмещающая УСН и ЕНВД представлять в налоговый орган баланс? Форма № 2 составляется  в  целом  по  организации  или  отдельно  по  деятельности  на  ЕНВД?
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) предусмотрено освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета организаций, перешедших на УСН.
В соответствии с п. 7 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществля-ющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Закон № 129-ФЗ не освобождает организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению ЕНВД, от обязанности ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, организация, применяющая по разным видам деятельности два специальных налоговых режима (УСН и ЕНВД), один из которых не освобождается от ведения бухгалтерского учета,  обязана вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность,  в  т. ч.  Бухгалтерский  баланс (форма № 1)  и  Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)  в  целом по организации.

Комментарии

1
  • Над. К
    Хм, из перечня ничего исключить не могли. Наоброт, туда добавились виды деятельности. У Вас в регионе отменили закон о патентах?