НК РФ

О внесении изменений в I и II части НК РФ

О внесении изменений в I и II части НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Информационное сообщение
Информационное  сообщение     

О внесении изменений   в часть  первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (Федеральный закон  от 26.11.2008  №224 – ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

УФНС России по Республике Хакасия доводит до сведения, что Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон  от 26.11.2008 №224 – ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

Управление  обращает внимание на следующие изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 года,  внесенные в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

1.Законом уточняется порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков. Согласно дополнению, внесенному в статью 5 Кодекса, такие акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо  предусматривают это (п.1 статьи 1 Закона).

2.Вводится особый порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации (статья 64.1 Кодекса). Отсрочка или  рассрочка по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о  предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально - экономических последствий. 

Решение об отсрочке или  о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъектов Российской Федерации и (или) муниципального образования.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Отсрочка или рассрочка может предоставляться без способов ее обеспечения.

3.Дополнен порядок приостановления  операций по счетам налогоплательщиков в банке по решению налогового органа (прекращение банком всех расходных операций по счету налогоплательщика в целях обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а теперь, в соответствии с Законом, также пеней и штрафов).

Так, в частности, установлено, что решение об отмене приостановления операций по счетам  организации должно вручаться представителю банка не позднее дня,  следующего за днем принятия налоговым органом  такого решения (п.4 статьи 76 Кодекса).

Введена норма, предусматривающая ответственность налоговых  органов  за нарушение сроков отмены решения о приостановлении операций по счетам  налогоплательщиков – организаций либо  срока направления в банк такого решения (за каждый календарный  день нарушения срока будут начисляться  проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим  приостановления расходных операций (п. 9.2  статьи 76 Кодекса).

Процентная ставка  принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика -  организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика – организации в банке.

4.Повышается ответственность банков за нарушения в сфере налогового законодательства.

Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет,  без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления)  о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа  о приостановлении операций по счетам этого лица, влекут  взыскание   штрафа в размере 20 тысяч рублей (п.1 статьи 132 Кодекса).

Несообщение в  установленный срок банком  налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организаций, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере  40 тысяч рублей (п.2 статьи 132 Кодекса).

Исполнение  банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога  (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего  в соответствии  с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности -  в размере 10 тысяч рублей (статья 134 Кодекса).

Так, непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств  на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии  с пунктом 2 статьи 86 Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии  с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, а также  представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (статья 135.1 Кодекса).

 5.Большие изменения также коснулись порядка проведения налоговых проверок  и оформления их результатов (статьи 88, 101 Кодекса).

 В частности,  введена норма (п.9.1 статьи 88 Кодекса), согласно которой, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком  представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная  налоговая   проверка на основе  уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение  камеральной налоговой проверки  означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее  поданной  налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Абзацем  вторым пункта 4  статьи 101 Кодекса устанавливается порядок исследования доказательств. Так,  установлено,  что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются  представленные доказательства, в том числе  исследуются  представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.  Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленным Кодексом, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением Кодекса.

Аналогичное положение, касающееся порядка исследования доказательств, установлено пунктом 7 статьи 101.4 Кодекса.

В пункт 9 статьи 101 Кодекса внесено положение, предусматривающее, что решение  о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения либо  решение  об отказе  в привлечении к ответственности за совершение  налогового правонарушения должно быть вручено  в течение пяти дней  после дня его вынесения.

Юридический отдел  Управления

Начать дискуссию