НК РФ

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров, как инструмент утверждения правовых отношений с налогоплательщиками.
Досудебное урегулирование налоговых споров, как инструмент утверждения правовых отношений с налогоплательщиками.

С 1 января  2009 года  вступает в силу пункт 5  статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, введенный федеральным законом от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ.

Он гласит: решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке, срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Налогоплательщикам Владимирской области, в случае  несогласия с нарушающим их права решением налоговой инспекции,  прежде чем  обжаловать это решение в суде, необходимо получить решение по данному спору в Управлении Федеральной налоговой службы по Владимирской области.

Действующим в настоящее время законодательством  обязательное досудебное обращение налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган не установлено, но правом на такое обращение, в случае возникновения спорной ситуации с инспекцией, налогоплательщики пользуются с 1998 года.

Новшества налогового законодательства каждый налогоплательщик примеряет конкретно на себя, не всё принимается «на ура», возникают сомнения, а порой и недоверие.

Внедрять опыт обязательного досудебного урегулирования налоговых споров, как одного из направлений уже действующих и развивающихся в России  институтов досудебного урегулирования споров и примирительных процедур, необходимо. Механизм досудебного урегулирования налоговых споров полностью себя оправдал за рубежом и не просто экономией времени инспекторов, налогоплательщиков и судей. Разрешение спорных ситуаций на основе налогового права, закрепляющего презумпцию добросовестности налогоплательщика (п. 6 ст. 108 НК РФ), способствует  выстраиванию между сторонами равноправных и честных партнерских отношений, является полезным опытом в работе по совершенствованию налогового администрирования.

Коротко напомним налогоплательщикам о порядке подачи и рассмотрения жалобы.

Жалоба на акты налоговых проверок, действия или бездействие  должностных лиц налоговых органов (при условии, что при этом нарушаются права налогоплательщика) подаются в вышестоящий налоговый орган  в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения (по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Рассматривается жалоба  в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.

Жалоба на постановление об административном правонарушении подается в течение десяти дней со дня вынесения постановления и рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.

        О времени и месте рассмотрения жалобы налогоплательщик извещается заблаговременно, если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие.

        О вынесенном по жалобе решении вышестоящий налоговый орган сообщает заявителю в трехдневный срок.

Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

За 9 месяцев текущего года отделом налогового аудита Управления рассмотрено  202  жалобы налогоплательщиков на общую сумму 789397 тысячи рублей.

Наибольшее количество жалоб поступает от юридических лиц, за январь-сентябрь 2008 года их  99, оспариваемая сумма – 777403 тысяч рублей, удовлетворено 42 жалобы на сумму 38197 тыс. рублей.

Индивидуальных предпринимателей, обратившихся за 9 месяцев 2008 года с жалобами в Управление – 78,  оспариваемая сумма - 8989 тысяч рублей, сумма удовлетворенных требований - 384 тысячи  рублей по 33 жалобам.

Сегодня и налогоплательщики и налоговые органы, действуя в строгом соответствии с нормами Налогового кодекса, обладают  реальными инструментами для урегулирования конфликта на досудебной стадии и главная задача - правильно и эффективно ими воспользоваться в целях соблюдения закона и баланса интересов.

Нет повода опасаться, что налогоплательщик потеряет право на судебную защиту своих интересов, обжалование решения вышестоящего налогового органа  в суде  является полным правом налогоплательщика.

Не будет пропущен и трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обжалование решения в арбитражном суде, т. к. отсчет, в соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ,  начинается со дня, когда налогоплательщик получил решение от вышестоящего налогового органа.

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ

Начать дискуссию