С 1 января 2009 года вступает в силу пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, введенный федеральным законом от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ.
Он гласит: решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке, срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Налогоплательщикам Владимирской области, в случае несогласия с нарушающим их права решением налоговой инспекции, прежде чем обжаловать это решение в суде, необходимо получить решение по данному спору в Управлении Федеральной налоговой службы по Владимирской области.
Действующим в настоящее время законодательством обязательное досудебное обращение налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган не установлено, но правом на такое обращение, в случае возникновения спорной ситуации с инспекцией, налогоплательщики пользуются с 1998 года.
Новшества налогового законодательства каждый налогоплательщик примеряет конкретно на себя, не всё принимается «на ура», возникают сомнения, а порой и недоверие.
Внедрять опыт обязательного досудебного урегулирования налоговых споров, как одного из направлений уже действующих и развивающихся в России институтов досудебного урегулирования споров и примирительных процедур, необходимо. Механизм досудебного урегулирования налоговых споров полностью себя оправдал за рубежом и не просто экономией времени инспекторов, налогоплательщиков и судей. Разрешение спорных ситуаций на основе налогового права, закрепляющего презумпцию добросовестности налогоплательщика (п. 6 ст. 108 НК РФ), способствует выстраиванию между сторонами равноправных и честных партнерских отношений, является полезным опытом в работе по совершенствованию налогового администрирования.
Коротко напомним налогоплательщикам о порядке подачи и рассмотрения жалобы.
Жалоба на акты налоговых проверок, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов (при условии, что при этом нарушаются права налогоплательщика) подаются в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения (по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
Рассматривается жалоба в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.
Жалоба на постановление об административном правонарушении подается в течение десяти дней со дня вынесения постановления и рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.
О времени и месте рассмотрения жалобы налогоплательщик извещается заблаговременно, если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие.
О вынесенном по жалобе решении вышестоящий налоговый орган сообщает заявителю в трехдневный срок.
Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
За 9 месяцев текущего года отделом налогового аудита Управления рассмотрено 202 жалобы налогоплательщиков на общую сумму 789397 тысячи рублей.
Наибольшее количество жалоб поступает от юридических лиц, за январь-сентябрь 2008 года их 99, оспариваемая сумма – 777403 тысяч рублей, удовлетворено 42 жалобы на сумму 38197 тыс. рублей.
Индивидуальных предпринимателей, обратившихся за 9 месяцев 2008 года с жалобами в Управление – 78, оспариваемая сумма - 8989 тысяч рублей, сумма удовлетворенных требований - 384 тысячи рублей по 33 жалобам.
Сегодня и налогоплательщики и налоговые органы, действуя в строгом соответствии с нормами Налогового кодекса, обладают реальными инструментами для урегулирования конфликта на досудебной стадии и главная задача - правильно и эффективно ими воспользоваться в целях соблюдения закона и баланса интересов.
Нет повода опасаться, что налогоплательщик потеряет право на судебную защиту своих интересов, обжалование решения вышестоящего налогового органа в суде является полным правом налогоплательщика.
Не будет пропущен и трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обжалование решения в арбитражном суде, т. к. отсчет, в соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ, начинается со дня, когда налогоплательщик получил решение от вышестоящего налогового органа.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Начать дискуссию