Налоги, взносы, пошлины

Налогообложение страховых взносов и выплат иностранцам и депутатам

Налогообложение страховых взносов и выплат иностранцам и депутатам. Разъяснения специалистов УФНС по единому социальному налогу.
- Как изменится с 1 января 2009 года схема налогообложения взносов работодателей по договорам страхования?

- В связи с принятием Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее - Федеральный закон №56-ФЗ) Федеральным законом от 30.04.2008 №55-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам. Указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (пункт 3 статьи 236 НК РФ).
С учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, с 1 января 2009 года к расходам на оплату труда в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 №56-ФЗ, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии на ведение соответствующих видов деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 статьи 255 НК РФ). Данная статья предусматривает, что с 1 января 2009 года совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 №56-ФЗ, а также платежей или взносов работодателей, выплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Кроме того, согласно внесенному в пункт 1 статьи 238 НК РФ подпункту 7.1 с 1 января 2009 года не подлежит обложению ЕСН сумма взносов работодателя, уплаченная им в соответствии с Федеральным законом №56-ФЗ, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы.
Таким образом, с 1 января 2009 года уплаченные работодателем дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в пользу своих работников в пределах 12 000 рублей в год в расчете на одного работника объектом налогообложения ЕСН не признаются. Также от обложения ЕСН освобождаются суммы взносов в размере, превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда, поскольку такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (пункт 3 статьи 236 НК РФ).

- Облагаются ли налогом на доходы физических лиц дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии?

- С 1 января 2009 года статья 217 НК РФ дополнена пунктом 39, согласно которому не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц взносы работодателей, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 №56-ФЗ, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателей. При этом данные взносы признаются доходом, полученным работниками в натуральной форме (подпункт 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ).
Уплаченные работодателем взносы в сумме, превышающей 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, подлежат обложению НДФЛ по налоговой ставке 13%.
С 1 января 2009 г. пункт 1 статьи 219 НК РФ дополнен подпунктом 5, предусматривающим, что при определении размера налоговой базы (пункт 3 статьи 210 НК РФ) граждане имеют право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных ими в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 НК РФ. То есть, к зачету принимаются фактически произведенные расходы на обучение, лечение, страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение) – но не более 120 000 руб. в налоговом периоде. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.
Для получения налогового вычета в связи с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие его фактические расходы, либо справку от налогового агента. В данной справке (по форме, утвержденной ФНС России) должны содержаться сведения об уплаченных суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика.
Социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода (года).

- Какова процедура налогообложения выплат в пользу иностранных граждан и работников обособленных подразделений российских организаций за рубежом?

- Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 236 НК РФ с 1 января 2007 года из объекта налогообложения по единому социальному налогу для российских организаций исключены выплаты по трудовым договорам в пользу иностранных граждан, работающих в обособленных подразделениях российских организаций за рубежом. Также у всех работодателей не облагаются единым социальным налогом вознаграждения в пользу иностранцев, работающих за пределами Российской Федерации по гражданско-правовым договорам, заключенным на выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
Таким образом, на выплаты в пользу иностранных граждан, работающих за пределами Российской Федерации по трудовым и гражданско-правовым договорам, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
Вместе с тем, обложение единым социальным налогом выплат в пользу всех иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации, а также - страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование выплат в пользу постоянно или временно проживающих иностранных граждан, работающих на территории нашей страны, осуществляется в общеустановленном порядке.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как ее гражданин, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. При этом не устанавливается каких-либо условий в отношении места выполнения работ или оказания услуг по указанным договорам. Таким образом, выплаты работникам, в том числе и имеющим двойное гражданство (т.е. являющимся гражданами Российской Федерации и еще какой-либо страны), выполняющим свои трудовые обязанности за пределами Российской Федерации, подлежат обложению единым социальным налогом на общих основаниях.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона №167-ФЗ застрахованными в органах Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) лицами являются, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Следовательно, если физические лица, имеющие двойное гражданство, связаны с организацией отношениями по указанным выше договорам, они должны быть застрахованы в органах ПФР. При этом желание или нежелание этих лиц получать пенсию в России не учитывается.
Из этого следует что, на выплаты физическим лицам, имеющим двойное гражданство, организация должна производить начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.

- Облагается ли ЕСН и НДФЛ компенсация депутатам Думы г. Иркутска расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, на санаторно-курортное лечение, на медицинское обслуживание?

- В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. В связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями.
Согласно пункту 1 статьи 26 Решения Думы г. Иркутска от 22.11.2007 №004-20-430687/7 «Об утверждении Положений об отдельных вопросах статуса депутата Думы города Иркутска» (далее – Решение Думы г. Иркутска №004-20-430687/7) депутату городской Думы ежемесячно с момента начала работы городской Думы нового состава за счет средств бюджета города выплачивается компенсация за расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности. Размер компенсации расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, определяется решением городской Думы.
Компенсационные выплаты, связанные, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (в пределах принятых норм), установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, освобождаются от обложения ЕСН и НДФЛ (статьи 217 и 238 НК РФ).
В соответствии со статьей 164 Трудовым кодексом Российской Федерации компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Значит, суммы возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных расходов депутатов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ - как компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическими лицами своих трудовых обязанностей. Суммы возмещения в данном случае принимаются в пределах норм, установленных Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 №004-20-180222/5 «О размере возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности депутатов Думы города Иркутска». В случае отсутствия документального подтверждения понесенных расходов или превышения вышеуказанных норм, обложение данных выплат ЕСН и НДФЛ происходит в общеустановленном порядке.
Кроме того, пунктом 3 статьи 26 Решения Думы г. Иркутска №004-20-430687/7 предусмотрено, что депутату городской Думы предоставляется компенсация на санаторно-курортное лечение и доплата на медицинское обслуживание в соответствии со сметой расходов на обеспечение деятельности городской Думы. Данные выплаты не связаны с возмещением затрат в связи с осуществлением депутатами трудовых обязанностей, а следовательно не являются компенсационными выплатами, перечисленными в статьях 217, 238 НК РФ, и подлежат обложению ЕСН и НДФЛ в общеустановленном порядке.

Ирина Лизанец, заместитель руководителя УФНС России по Иркутской области

Начать дискуссию